Хоть основная сюжетная линия нашумевшей игры Alan Wake и не продолжается, но уже вышли два дополнительных эпизода, рассказывающие о приключениях писателя в потусторонней реальности. И вот, на цифровых полках всего мира появилась новая игра – уже не в формате DLC, а как самостоятельное, хоть и распространяемое только онлайн, произведение. Многообещающий постер с Аланом, вооруженным строительным гвоздометом, не оставил мне никаких шансов – игра была скачана и пройдена за один день. Теперь я вам поведаю о результатах.
Воин Света
Alan Wake's American Nightmare начинается спустя два года после событий оригинальной игры. Хотя, никто не может гарантировать вам, игроку, да и самому главному герою, писателю Алану Вейку того, что на самом деле прошло два года. Ведь бедный труженик печатной машинки (да, Алан сохранил верность "Ремингтону" в обоих смыслах) сразу после окончания первой игры попадает в заточение за пределами нашей реальности. Он называет эту странную и страшную локацию – "Темное Место". Его сложно описать, но из обрывков воспоминаний писателя становится ясно, что там человеку грозит постоянная опасность. К частью, наш герой уже давно привык к отстрелу многочисленных врагов, и стал эдаким Гордоном Фрименом с гуманитарным складом ума.
Но вот тьма ослабляет свою хватку, и Алан Вейк оказывается в... Найт Спрингс, вымышленном городке из написанных самим Аланом сюжетов для одноименного телесериала. Ему предстоит сойтись в бескомпромиссной схватке с собственным злым двойником – мистером Скрэтчем.
Даже сам главный герой не может понять, находится ли он в реальности, или по-прежнему блуждает где-то в потустороннем мире, а может и вовсе видит смесь разных измерений. Можно только позавидовать его хладнокровности и способности быстро разобраться в ситуации: Алан понимает, что реальность Найт Спрингс можно буквально переписывать, если приводить разные мелкие подробности в соответствие с "сюжетом", который он может прочесть в собственных же рукописях. Например, в самом начале игры, чтобы заткнуть нефтяную скважину, из которой в Найт Спрингс лезут одержимые тьмой люди, ему надо найти и установить батарею, включить габаритные огни, поставить хорошую музыку, а потом организовать нефтяной фонтан – и тогда с небес упадет спутник, и начнется веселье. Понимаю, звучит странно, но так написано в рукописях. И только если вы будете приводить все в соответствие со сценарием – история будет продвигаться дальше и дальше.
От такого фонарика и обычный человек ослепнет.
С помощью доброго слова и револьвера...
К счастью, у Алана есть и другие способы воздействия на своих врагов кроме силы слова. Арсенал пополнился, по сравнению с первой игрой, и теперь в руки писателя попадет и мощный револьвер "Магнум", и "Узи", и штурмовая винтовка, и даже боевой дробовик, стреляющий очередями. Страшная вещь. Но самыми удивительными новинками стали гвоздомет и арбалет. Гвоздомет, в основном, благодаря своей непривычности в качестве оружия (хотя засадить парочку-другую гвоздей в голову Одержимому оказалось довольно весело), а арбалет – благодаря уникальной способности пробивать "тени", защищающие ваших врагов. Если вы вдруг не помните, в первой игре нужно было снимать эту защиту с врагов фонарем, и лишь потом пускать в ход обычное оружие. Бой в Alan Wake's American Nightmare чаще всего происходит так же, пока вы не находите тот самый арбалет. На мой взгляд, он стал слишком большим перекосом в балансе, и в умелых руках позволяет избавиться от толпы Одержимых за считанные секунды.
В свою очередь, набор светового "оружия", которым мы могли отгонять противников, а также лишать их защиты, весьма уменьшился. У вас остался фонарик, световые гранаты и сигнальные огни в виде фальшфейеров, а также запускаемых из ракетницы "сигналок". Никаких стационарных прожекторов, автомобильных фар (да и машину теперь водить вы не сможете), забудьте также про великие замесы вроде обороны сцены Old Gods of Asgard в оригинальной игре – враги тут не так любят переть волнами со всех сторон. Все эти манипуляции привели к тому, что играть стало откровенно легко. За все время я умер лишь один раз, и то по глупости – забежав в огонь.
Враги мастера слова и идей также не стояли на месте, и попытались эволюционировать в немного странном направлении. Мерзопакостные вороны из первой части, атакующие героя с неба, научились склеиваться в "человека". Он вполне может появиться у вас за спиной, а после небольшой дозы свинца опять разлететься стаей, аки Дракула, чтобы совершить еще один коварный маневр. Появились вражины, настолько боящиеся света, что попросту разделяются на две копии, если вы ловите их в луч фонаря. Конечно, каждая копия слабее оригинала, но они попросту могут задавить героя числом. Не обошлось, конечно же, и без огромных Одержимых, орудующих циркулярными бензопилами и молотами.
Правда глаза режет?
В остальном Алан занимается тем же, чем и раньше – выполняет задания, собирает страницы собственного авторства, которые дадут разобраться в происходящем. Эти же страницы теперь помогают герою и в сугубо практичном смысле. Лишь собрав определенное количество манускриптов, вы сможете открыть ящики с мощным оружием, вроде той же штурмовой винтовки.
Две самые сильные стороны этой игры – атмосфера и сюжет. Они дополняют друг друга, но, увы, из-за легкости боев то самое хоррор-напряжение, за которое многие и любят игры этого жанра, частично улетучилось. Alan Wake's American Nightmare съехал больше в сторону обычного шутера, чем survival-horror'а. Для кого-то это станет минусом, но мне было, в общем-то, все равно, ведь это одна из тех игр, которые хватают, и не отпускают, пока вы их не пройдете. Ну и графика с музыкой не отстают от общего уровня – в принципе, они даже не особо изменились со времен первой игры. Конечно же, было написано несколько новых песен, но все на том же очень высоком уровне. В проекте даже поучаствовала знаменитая британская группа "Касабиан"!
Кто-то будет критиковать графику за чрезмерную темноту окружающего мира, в которой, мол, можно скрыть любые недостатки. Но ведь эта темнота – одна из фишек серии, так что придется с этим смириться. Опять же, в графике нет ничего революционного, но движок использован очень умело и практично.
Неожиданно в игре обнаружился еще один режим, помимо истории. Аркада позволит вам сразиться с толпами набегающих монстров просто так, без всякого сюжета и разговоров. Впрочем, мне хватило одного раза – бессюжетные перестрелки на выживание в Alan Wake не так привлекательны.
***
В общем, игра замечательная, хоть и очень короткая. Но это уже издержки цифрового формата, так что не будем заострять внимание – тем более, что нам явно показали: история не закончена, и впереди – Alan Wake 2. Отличный сюжет, атмосфера и хороший геймплей – все это вы найдете в Alan Wake's American Nightmare. Но любителей survival-horror вроде Resident Evil, игра, возможно, разочарует легкостью сражений и почти неограниченным боезапасом главного героя.