Сиквелов, догнавших оригинал по качеству исполнения, на самом деле, немного. Прилавки буквально завалены бессмысленными, глупыми, редко – неплохими, еще реже – хорошими продолжениями. Star Wars: Knight of the Old Republic 2, Fallout 3, Manhunt 2, Kane & Lynch 2: Dog Days, Dragon Age 2, The Darkness 2... Куда им всем до первых частей? Список достойных приемников гораздо скромнее (Half-Life 2, Starcraft 2, The Witcher 2, etc...), оттого каждая игра в нем – на вес золота.
Mass Effect 3 порой чрезмерно заскриптована, но такой подход все равно послужил игре на пользу.
На сегодняшний день Mass Effect 3 обволакивают скандалы, недовольства и множество требований к разработчикам. Еще до выхода игры «фанатами» скрупулезно составлялись гневные петиции о том, чтобы в игре не было сцен однополого секса, новоявленные «аналитики» пророчили ей мучительный конец из-за ухода Дрю Карпишина, а после финальных титров свыше 40 тысяч игроков подписались под коллективным письмом, мол, «Измените концовку, BioWare!». Массовый «троллинг» пользовательской оценки на metacrtic.com уже стал причиной негодования – «А не продались ли журналисты?». Не продались. Неоднозначная концовка – не повод писать петиции. А постельные сцены в игре никто не навязывает. Mass Effect 3 достойна Mass Effect 2 также, как Mass Effect 2 была достойна Mass Effect.
Ванька-встанька
Спустя два года после победы над человекоподобным жнецом Шепард просиживает штаны на Земле. Об инопланетной угрозе замолчали, продолжая игнорировать все попытки бывшего капитана достучаться до верхушек непробиваемой власти. Впрочем, на всякий случай Шепарда держат на коротком поводке – живет он прямо в здании центра безопасности, в двух шагах от Совета. Но роковому дню суждено было настать – в одночасье замолчали десятки земных колоний, спустя короткое время перестала отвечать Луна, а через минуту сквозь облака с диким ревом начали прорезаться огромные корабли. «Я же вас предупреждал».
Сцены по-прежнему поставлены «по-киношному» правильно.
На протяжении всех двух частей Mass Effect и их DLC Шепард с железным терпением выполнял сотни поручений. Каждый считал своим долгом возложить на него свои надежды, его благодарили за хорошие поступки, несколько раз герой Альянса помогал чиновникам сохранить важные посты, часто защищал обездоленных и пару раз спасал галактику от полного уничтожения. Но стоило заговорить о Жнецах, как большинство тут же фыркали, морщились, демонстративно выходили из помещения или меняли тему разговора – никто не верил в «сказки» о разумных машинах, циклично уничтожающих все живое, ведь прямых доказательств не было. Теперь же – восстановленному в звании капитану вновь поручено спасти всех и сразу.
Интрижки, страсти и болтология
В Mass Effect 3 тысячи пафосных сцен. Из-за побега с Земли героя мучают ночные кошмары. Приглушенный звук, медлительность происходящего, туман – трудно отделаться от сравнений с психоделичными снами в Max Payne 2. Командир турианского взвода, которого только что хотели убить собственные подчиненные, резво восстанавливает доверие парочкой ободрительных реплик и самозабвенно жертвует собой ради эфемерной цели. Призрак теперь выглядит, как отъявленный негодяй – хоть его идеи до сих пор не лишены смысла, былой симпатии к нему уже не испытать. «Не стойте у меня на пути» – вот она, коронная фраза «самой загадочной личности». Капитан Андерсон, который, казалось, уже сделал шаг навстречу спасательному кораблю, разворачивается со словами «Я нужен здесь».
Достоверные слезы нечасто увидишь в играх.
Порой складывается ощущение, будто диалоги писали совершенно разные люди. С одной стороны – герои без устали делятся своими переживаниями, интересными мыслями, объясняют свои мотивы и даже проливают натуральные слезы. С другой – разговор заканчивается после парочки коротеньких фраз, оброненных как бы между делом. Некоторые умудряются проронить идиотские «бла-бла-бла» и «ну ты понял», а от шепардовского «ага» передергивает как от скрежета по стеклу.
Однако наблюдать за сюжетными перипетиями по-прежнему интересно. Несмотря на обещания сделать третью часть более оптимистичной, чем Mass Effect 2, сценаристы BioWare вернулись к мраку Dragon Age. Они без устали «убивают» одного персонажа за другим, а «тяжелые» сцены не раз вытягивают печальный вздох и учащают сердцебиение. Колоритность такому подходу придает возвращение знакомых героев.
Эшли Уильямс, ныне капитан-лейтенант Альянса, теперь не выглядит, как наивная девочка, она погружена в работу и частенько ставит действия Шепарда под вопрос. Гаррус консультирует турианские войска по поводу вторжения жнецов. Мордин до сих пор играет с эволюцией. Лиара Т'Сони продолжает заниматься бизнесом Серого Посредника, а также раскапывает секреты протеан. Не завидую тому, у которого не осталось сохранений с прошлых частей – в этой игре тысячи мелких деталей, проскальзывающих во фразах, отношениях и фотографиях в капитанской каюте. Вы же хотели увидеть, как на самом деле выглядит Тали'Зора нар Райя?
Местная «Звезда Смерти».
После начала массовой атаки жнецов Шепард крутится, словно белка в колесе. Герой носится по галактике в поисках союзников в финальной битве. Хотите примирить кроганов и саларианцев – выполняйте поручения каждого, кто эгоистично желает извлечь из шаткого союза выгоду. Хочется помощи от турианцев – помогите им отмыться от былых грехов. Военные ресурсы собираются на необитаемых планетках, но теперь не нужно покупать спутники и тратить уйму времени на поиск месторождения. Удалив все ненужное, разработчики благоразумно решили не прибегать к походу классических RPG, вроде The Witcher 2 – зачастую достаточно подслушать чужой разговор, чтобы квест появился в журнале. Практически все письма с просьбами приходят на электронную почту в корабле, а те, ради которых нужно пройтись по мирным станциям, в доступной форме отображаются на карте. «Гнусная консольщина»? Я бы сказал «Полное погружение». Тем же, кому не хочется выбирать ответы за героя, можно и вовсе отключить эту функцию.
Последний герой
По сравнению со второй частью «экшен» практически не изменился. Это все также знакомая по Gears of War механика с некоторыми доработками. Шепард научился отбиваться в контактном бою, а если ничего не подозревающий враг встал за баррикадой, можно его красиво устранить. Хотя, что солдаты «Цербера», что искусственно выведенные жнецами организмы, вроде «тварей» и вернувшихся рахни, не дают подойти к себе близко, прячутся за укрытиями и постоянно меняют позиции. Из-за этого практически любой бой выглядит, как танцы на льду: порой сложно понять, кто стреляет рядом – враг или напарник. Как и прежде, тактическая пауза расставит все на свои места. Соратникам отдаются команды бросить гранату, применить биотическую способность и стрелять бронебойными или зажигательными патронами.
Поначалу такой монстр обескураживает. Но не так страшен черт, как его малюют.
Авторы вернули возможность модернизировать оружие с помощью модулей, но теперь это выглядит гораздо эффектнее, чем в первой части. И без того разнообразные пистолеты, снайперские винтовки, дробовики и пулеметы снабжаются глушителями, модулями, увеличивающими скорострельность и убойность, появляются другие прицелы и штыки. Чтобы не создавать дисбаланс, «тяжелое» оружие, вроде гранатометов и огнеметов, теперь доступно лишь в строго определенных местах – ракетница не раз выручит в сражении с бронированным «мехом», солдатом со щитом и установленной турелью. К тому же, каждый «ствол» имеет достаточно большой вес, и это сильно влияет на скорость восстановления навыков.
Некогда размышлять
Подумать над выбором оружия придется и в мультиплеере. Назвать это кооперативом не поворачивается язык – слишком уж примитивен местный режим. Группа из четырех игроков снаряжают своих бойцов. Можно выбрать класс, прокачивать персонажей и покупать на заработанные балы экипировку и дополнительные умения, вроде возможности возрождаться на поле боя без помощи друзей. Маленькие локации не способны заинтриговать интересной постановкой задач – голос генерала в наушнике честно предупреждает о первой волне врагов, второй волне врагов, третьей волне врагов, четвертой... Развеять скуку могут лишь редкие задания, наподобие отключения внезапно найденных передатчиков и уничтожения важной информации в компьютерах неподалеку.
Иногда в суматохе создается хаос.
Несмотря на разные комбинации врагов, многопользовательский режим хватает лишь на один раз. Заставить вернуться в него может разнообразие уровней, которые хоть и маленькие, но ничем не уступают красивым локациям из «сингла». Поверить в живой мир Mass Effect 3 можно из-за нагромождений ящиков, десятков компьютеров, микроволновок на столах и прочих мелких деталей, скрупулезно расставленных по комнатам. На турианской луне холодно и безжизненно, серые кратеры вызывают желание поскорее попасть на планету с красивейшими водопадами, яркими закатами и густозаселенными горами. От и до – заслуга дизайнеров. Несмотря на то, что разработчики использовали обновленный движок, игра выглядит почти так же, как раньше.
***
Кричать, пыжиться и краснеть, топать ногами и материться на форумах можно долго. Непоколебимость разработчиков что-либо изменить из-за кучки «троллей» еще раз доказывает то, что они верят в свою игру. И это правильно. Mass Effect 3 – такое же мощное, правильное, законченное произведение, как «Матрица: Революция» или «Звездные войны: Эпизод 3 – Месть Ситхов». Это апофеоз всей серии и просто отличная игра.