Ах, этот прекрасный и многострадальный Silent Hill. Легендарная серия хорроров, уже тринадцать лет заставляющая наши души переезжать в пятки на постоянное место жительства. К сожалению, как это бывает со многими отличными в прошлом сериями, новые игры, выпушенные под маркой Silent Hill уже с пятой части не встречаются игроками благосклонно. Причина заключается в том, что создатели отошли от стиля первых частей и, по мнению ярых фанатов, опопсили серию. Да и создатели того, первого Silent Hill уже не участвуют в новых проектах. Теперь нам предстоит оценить Silent Hill: Downpour, восьмую по счету игру, учитывая то, что над ней не работал даже музыкальный символ серии – мэтр Акира Ямаока. На этот раз создание поручили чешской студии Vatra Games. Смогли ли разработчики вернуть проект на старый уровень, как обещалось?
Из тюрьмы да в Ад
Раньше замечательный городок "Сайлент Хилл" показывал нам глубины подсознания простых ребят и девчат, вроде Гарри Мэйсона и Хизер, но однажды уже довелось поиграть за "джи-ай", американского вояку. А на этот раз и вовсе придется примерить тюремную робу Мерфи Пенделтона, попавшего на нары вскоре после смерти своего сына (нет, убил его не он). Беднягу везут из одной тюрьмы в другую, и вдруг автобус попадает в аварию и катится по склону. Мерфи приходит в сознание рядом с уже пустым транспортом, и понимает, что попал на окраины какого-то странного городка. Ну, мы-то с вами понимаем, какого.
Туда ли я зашел?..
В принципе, на этом вводная и кончается. А дальше сюжет развивается медленно и таинственно – традиционные для серии немного бредовые диалоги с редкими умеющими разговаривать персонажами, загадки и намёки, все это сделано, в принципе, довольно интересно. Только используется все та же, слегка набившая оскомину тематика с детьми. Но Silent Hill есть Silent Hill, как же без детей...
А мешать разгадывать все эти тайны герою будут, естественно, монстры. И тут сразу провал. Я даже не знаю, как это описать, как передать все моё презрительное отношение к тому, что нам подсунули в этой игре вместо монстров. Но для начала стоит сказать, что геймплей тут как бы разделен на две части: в одной вы просто бегаете, сражаетесь с чудовищами и все такое, а вторая – это старый добрый "альтернативный мир" из прошлых игр. Но тут он больше похож на безумную гонку. Вам приходится убегать от неведомой гребаной фигни, похожей на разрыв реальности. Пытаясь выиграть секунды драгоценного времени, можно переворачивать каких-то уродцев в клетках. "Альтернативный мир" мне понравился. Пожалуй, по духу он – единственное, кроме сюжета, что тут приближается к уровню классических игр серии.
Дождь вместо страха
Что же до всего остального: монстров Silent Hill: Downpour просто невозможно воспринимать всерьёз. Какие-то бабы без лиц, кричащие на вас, мужики с горящими глазами и странные белые штуки, которые пугают только в первый раз, а потом вызывают лишь раздражение. Один из боссов – просто большой человек в противогазе и с молотом. Все это не идет ни в какое сравнение со страшными, трясущимися в агонии фигурами, медсестрами и манекенами, которые действительно доводили до мурашек. Или с Пирамидоголовым, занявшим свое почетное место в мировой массовой культуре. Вдобавок все они тупы как пробки: иногда выплясывают вокруг вас хороводом, вместо того, чтобы напасть скопом. Один раз был даже случай, когда монстры вовсе отказывались атаковать меня, видимо из-за какого-то глюка.
Гордость местного монстростроения – нищенки в юбках.
Единственное, что может вам помешать в битвах с "горожанами" Сайлент Хилла, это кривоватое управление, и тот факт, что оружие постоянно ломается. Кстати, в качестве холодного оружия тут можно использовать многие предметы, начиная от вполне очевидных ножей и топоров, и заканчивая стульями да огнетушителями. Единственное, что вроде как невозможно сломать (по крайней мере, мне не удалось) это огнестрельное оружие – но у него, понятное дело, быстро кончаются патроны. Что же до управления... это надо почувствовать на своей шкуре. Когда вы пытаетесь поставить блок и повернуться, а камера как-то странно прыгает, или когда Мерфи глупо "втыкается" в какое-то препятствие – и при этом каждая секунда на счету, подобные "нюансы" вызывают только раздражение.
Эдаким бонусом в геймплее Silent Hill: Downpour, который должен добавить немного интересности и азарта (он с этой задачей прекрасно справляется), стал ультрафиолетовый фонарь, один из тех, которые используются криминалистами. С его помощью вам предстоит искать невидимые улики, вроде следов крови и надписей, а также обнаруживать призрачных врагов.
Графика находится на стандартно-высоком уровне. Видно, что большего из Xbox выжать уже нельзя, но, внезапно, это одна из немногих игр, которые тормозят на консоли. Тормоза выглядят как-то непривычно: конечно, если вам встречается куча сложных поверхностей вроде зеркал, просто падает частота кадров, как обычно. Но порой игра идет рывками без особых видимых причин. Например, вы бежите по дороге, и вдруг все на секунду останавливается. Полагаю это связано с подгрузкой локаций, но все равно очень бесит. Хотя, должен также признать – окружающий мир Silent Hill: Downpour проработан очень детально, с огромной тщательностью. Мелкие детали наполняют обстановку и делают её живой. Может ради этого и стоит потерпеть небольшие тормоза.
Только бы не SCP-087...
В принципе, качество графики стало ясно еще с первых скриншотов, а вот по поводу музыки у многих фанатов классической серии были огромные сомнения. Дело в том, что проект покинул последний человек из "старой команды", маэстро Акира Ямаока, музыка которого стала символом серии. Она была настолько хороша, что получила известность даже среди людей, далеких от компьютерных игр, а также полюбилась режиссерам некоторых отечественных передач о криминале, которые иногда без спроса ставят её в качестве фоновой музыки.
Место Ямаоки занял Дэниель Лихт, известный по работе над сериалом "Декстер". Честного говоря, я долго шутил над этим фактом, предрекая засилье веселой латинской музыки (такой она порой была в "Декстере") в мрачной атмосфере Сайлент Хилла. Лишь потом узнал, что он писал музыку к разным фильмам ужасов. Но, как и ожидалось, с саундреком не все в порядке. Точнее, у меня возникло такое ощущение, будто бы музыки вовсе нет, настолько она была незапоминающейся. Может ли это сравниться с прекрасными рок-композициями Ямаоки, или его же безумными нойзовыми запилами, которые заставляли волосы становиться дыбом? Я думаю, вы сами знаете ответ...
***
Хотя я и обрушился на Silent Hill: Downpour, но в общем-то это неплохая игра. Её стоит пройти хотя бы ради сюжета, который вполне может затмить неидеальное управление и нестрашных монстров. Но выдерживает ли эта игра сравнение с Silent Hill 1, 2 или 3? Безусловно, нет. Создателям не удалось создать ту ауру ужаса и психологического давления, заставляющего вас бояться не монстров, а чего-то, что вообще остается за кадром. Неведомого.