Каждый месяц портал Игры@mail.ru проводит конкурсы статей и разыгрывает ценные призы. И практически каждый месяц на сайте можно наблюдать новых авторов. Некоторые из них только учатся писать статьи практически с нуля, у других явно виден опыт и множество письменных работ, предшествовавших приходу на сайт. Читать работы новичков здесь всегда интересно, т.к. никогда не знаешь, чем они могут тебя удивить. Данный материал является простым сборником советов и подсказок и написан для всех, кто публикует на портале свое творчество и любит писать статьи, но главным образом – для новых авторов, которые, возможно, не знают, с чего и как начать. Надеюсь, статья окажется полезной для вас и, возможно, ответит на некоторые ваши вопросы.
Первый шаг
Итак, для начала вам необходимо определиться с тем, о чем, собственно, вы бы хотели написать. Три основных формата редакционных и читательских статей – это рецензия, превью и фичер. В каждом есть свои тонкости и свои сложности оформления. Тем, кто активно использует Интернет, собирая по крупицам информацию о не вышедшей игре с разных сайтов и видеороликов – лучше взяться за превью. Здесь от вас требуется лишь обобщить все, что вам известно, рассказать о самых волнующих аспектах.
В рецензии вы, наоборот, пишете об игре, которая уже вышла, анализируете каждый ее элемент и выводите итоговую оценку. Здесь необходимы и ваши собственные мысли и впечатления.
Фичер – самый сложный, но и самый универсальный формат статей, предлагающий полную вольницу и отсутствие каких-то рамок оформления. Здесь ваша фантазия может разгуляться.
Тем не менее, новичкам я бы советовал начинать именно с рецензий. Гораздо проще, когда у вас есть перед глазами определенный материал (игра), и вам нужно просто описать то, что вы видите и чувствуете. Для начала определитесь с игрой, о которой хотите написать. Можете рассказать о той, которая вам больше всего нравится, и каждый аспект которой вы знаете наизусть. Проще всего написать рецензию на шутер или автогонку. Это самые линейные жанры, которые достаточно быстро проходятся. С ролевыми играми все гораздо сложнее. Их желательно проходить несколько раз, прежде чем садиться за обзор, т.к. за один пробег от начала до финальных титров довольно непросто оценить всю глубину. Необходимо поиграть за разные классы: возможно, магическая часть сделана в игре на «отлично», а за воина просто-напросто неинтересно играть из-за недоработанной боевой системы. Также, один из важнейших элементов жанра ролевых игр – нелинейность, а ее проработку не оценишь с одного прохождения. С квестами и стратегиями также есть свои заморочки, однако, если вы хорошо знакомы с данными жанрами – можете писать и про них.
Тяжелее всего написать обзор на самую любимую игру - неизбежно скатитесь в хвалебные речи...
Рецензия
Итак, вы решили писать рецензию и уже выбрали игру. Каким же должен быть текст? Самое главное – это плавность. Типичная ошибка многих новичков – это рваное начало или резкие переходы между абзацами. Нельзя начинать рецензию (да и любой другой текст) с фразы «Геймплей игры очень хороший». Для начала необходимо вступление. Те, кто хорошо знакомы с моими рецензиями, знают, что вступление я пишу маленьким абзацем текста перед первым игровым скриншотом (не путать с заглавной картинкой). Во вступлении можно в двух словах написать об игре, об истории ее появления или рассказать о каких-то интересных вещах, связанных с игрой. Самый простой пример – рассказать во вступлении рецензии на Mass Effect 3 о том, какой шум произвела эта игра и том, как ее ждали, и сколько людей она в итоге разочаровала. А затем уже – писать собственно текст рецензии.
Начало должно плавно вводить читателя в курс дела. Далее – основной текст. Его структура и построение может быть различным – здесь уже все зависит от ваших предпочтений. В моих рецензиях обычно три-четыре блока основного текста, каждому из которых я даю заголовок. Ставить заголовки или нет – дело ваше. Если вам на ум приходят какие-то удачные фразы и выражения, связанные с игрой – можете использовать их. Но если не ставить заголовки – это не будет ошибкой. Самый простой пример – в рецензии на Mafia 2 использовать в качестве заголовков фразы из гангстерских фильмов вроде «Ничего личного, только бизнес». Или в рецензии на хоррор ставить их в виде названий популярных фильмов этого жанра. Также – в качестве заголовков (к подписям для скриншотов это тоже относится) можно использовать популярные (на момент написания рецензии) шутки и интернет-мемы, которые можно применить к описанию игры. Из удачных примеров – «Геймплей? Не-е, не слышал!» в рецензии Семена Елина на Assassin’s Creed. Но все же, не стоит с этим перебарщивать.
Ну и раз уж заговорили, о шутках, упомяну и о возможности разбавлять рецензию юмором. Если вам приходят на ум действительно забавные шутки, актуальные для описания игры – можете вставить одну-две. Почему так мало? Потому, что иначе рецензия превратится в цирк. Если вы намерены написать серьезный текст о серьезном проекте – соблюдайте это правило. Моя рецензия на Postal 3 была пронизана глупым юмором намеренно – про такую игру ничего лучше трэш-обзора не напишешь. А вот Crysis 2 – действительно очень качественный, хоть и насквозь вторичный, проект, который просто не понравился мне сам по себе – потому и рецензия была такой. В статье же именно на игру плохого качества юмор может поднять читателю настроение. Поэтому – тщательно выбирайте, О ЧЕМ и КАК вы хотите написать.
... а вот обозревать низкокачественные бюджетные проекты легче всего - их достоинства и недостатки обычно видны невооруженным глазом в первые же минуты, и сразу ясно о чем писать
В основном тексте рецензии вы должны познакомить читателя с игрой. Какие аспекты важно осветить? Сюжет, геймплей, графика, звук и музыка, управление. Про управление нет смысла писать, если оно ничем не отличается от других проектов жанра. А вот обо всем остальном необходимо упомянуть. Сколько внимания уделить каждому из этих аспектов – дело исключительно ваше, как и - в каком порядке рассказывать о них. Я обычно начинаю рецензию с коротенького рассказа о сюжетной завязке. Еще одна ошибка новичков при написании рецензий – пересказывать сюжет игры, а особенно – самые острые моменты и финал. Ваш рассказ должен заинтересовать читателя, а не испортить ему удовольствие. Внимательно следите за тем, чтобы не написать что-нибудь лишнее. Простой пример рассказа о сюжете – написать в обзоре на Dragon Age 2 о том, что такое Мор и Порождения Тьмы, затем упомянуть о том, что главный герой, Хоук, спасаясь от них, попадает с семьей в город Киркволл, и далее упоминать о сюжете только фразами вроде «главного героя ждут новые знакомства и захватывающие приключения». Ничего больше рассказывать не нужно. Пусть, человек, севший за игру, сам все узнает.
Геймплей – самый важный аспект игры. Как ни крути, о нем вы должны рассказать больше всего. Необходимо поведать читателю о базовой механике игры и о геймплейных ситуациях, через которые проходит игрок. В рассказе о шутере стоит упомянуть физику стрельбы, удобство перемещения. В рецензии на гоночную игру – разумеется, рассказать о физике автомобилей. Говоря о слэшере или файтинге – поведать о боевой системе. Главная ошибка новичков – упоминание огромного количества геймплейных моментов, многие из которых этого упоминания не стоят. «В этой игре можно пользоваться магией. Можно бить мечом. Можно спать. Можно есть. Можно разговаривать с персонажами. Можно рисовать себе татуировки. Можно прокачиваться. На третьем уровне можно взять перк «Ярость тушканчика»»… Ну, в общем, вы поняли. Последнее, конечно – шутка, но действительно не стоит рассказывать о таком количестве мелочей. Упоминаете прокачку в RPG – расскажите в двух словах о ней. Та же история с боевой системой – чем персонаж может атаковать и чем – защищаться. Все это нужно немного осветить в тексте. Но и рассказывать целый огромный абзац о чем-то одном тоже не стоит, если только это не главная фишка игры. Старайтесь тонко соблюдать меру во всем. А также – не рассказывайте обо всех геймплейных возможностях главного героя. Здесь действует то же правило, что и с сюжетом.
Графика и звук – важные составляющие игры, но подробно останавливаться на них нет смысла. Если хорошо разбираетесь в графических технологиях – можете написать в рецензии о том, какая модель освещения и версия шейдеров используется. Гораздо лучше упомянуть о визуальном стиле игры, об анимации и вообще – обо всем, что не попало на ваши скриншоты. Со звуком все еще проще. Его можно оценить, только послушав самому. Поэтому, о нем вы, скорее всего, напишете в двух словах. Если в игре богатый саундтрек, и вы опять же – хороший знаток музыки, можете упомянуть названия некоторых исполнителей и композиций. Это придаст вашей рецензии более профессиональный вид. Ближайший пример такого подхода – рецензии пользователя с ником Beatmaker Keynote, который всегда уделяет абзац рассказу о музыке.
Оптимальный объем рецензии – от пяти до десяти тысяч знаков. Все зависит от самой игры и вашего стиля изложения. Когда текст уже написан, необходимо завершить рецензию выводом, который выделяется жирным шрифтом. В выводе необходимо написать итог вашей рецензии. Например, «Battlefield 3 – по-прежнему, отличный мультиплеерный экшен, в котором, однако, интересно проходить и одиночную кампанию. А красивая графическая обертка только добавляет игре очков». Это, безусловно, очень примитивный текст, но примерно так и должен быть написан вывод.
Если у вас есть какая-либо из консолей - смело пишите обзоры на игры для нее. Подобных статей от пользователей на портале отчаянно не хватает
Другие аспекты рецензии
1. Оформление
Это очень важный момент. Когда название игры или имя персонажа впервые встречается в тексте – его лучше всего выделить жирным шрифтом. Далее это не требуется. Простой пример: «В 2010 году на персональные компьютеры триумфально пришел Mass Effect 2». Кроме того, когда название игры впервые упоминается в тексте – желательно сделать его ссылкой на страницу сайта об игре. Не ставьте исключительно ссылки на Википедию. Интернет богат на самые разнообразные ресурсы. Да и на самих Играх@mail.ru есть База знаний, в которой можно найти информацию о платформах, компаниях и персонажах видеоигр.
Еще один важный момент, связанный с оформлением – скриншоты. Лучше всего нащелкать их самому программами вроде Fraps, но при необходимости можно взять и из Интернета. Очень важно подобрать правильное соотношение количества текста и картинок на экране. Мои первые рецензии неоднократно и совершенно справедливо ругали за то, что километр текста, уходящего за горизонт, у меня сопровождался одинокой картинкой, на которой, вдобавок, даже не было видно геймплея. Это грубая ошибка. Но и вставлять десять скриншотов за один раз – не дело. У меня обычно количество картинок в статье такое же, как и количество блоков текста (не считая вступление). Вы можете оформлять рецензию как вам нравится, но все же лучше, чтобы текст чередовался с картинками, и сами скриншоты не шли подряд.
Подписи к скриншотам, в целом, довольно важны, но без них ваш текст не станет хуже. С ними действует тот же принцип, что и с заголовками. Подписи должны быть либо информативными, либо носить юмористический характер. В первом случае можно указать информацию об игре, которая не встречается в тексте. Вот здесь и стоит написать о каком-нибудь мелком аспекте, которому не место в основном тексте рецензии. Например, на скриншоте с главным персонажем RPG указать «Помимо прочего, главный герой умеет еще и играть на арфе». Или подписать скриншот с игровым процессом шутера: «гранаты здесь очень мощные, с их помощью можно легко выкуривать врагов из-за укрытий». Подобный текст выглядел бы лишним в самой рецензии, но для подписи к скриншотам вполне подходит. Если же вы решили остроумно высказаться – дерзайте. Но шутка в подписи должна быть понятна всем. Например, сопроводить скриншот с персонажем, сидящим в тюремной камере, словами «Сижу за решеткой в темнице сырой…» из стихотворения Пушкина.
2. Грамотность
Очень важный аспект. Люди всегда придираются к орфографическим ошибкам, поэтому стремитесь сокращать их количество до минимума. Перечитывайте текст перед отправкой на модерацию. Он должен быть грамотно написан. Информация должна быть подана так, чтоб ее интересно было изучать. Обилие ошибок отталкивает читателя и даже смешит его.
Во время ноябрьского конкурса некоторые люди, не разобравшись до конца в том, как надо оформлять статьи, писали свои обзоры прямо в комментариях к конкурсу. Впоследствии, все это было удалено модераторами, однако мне запомнился текст одного из участников, который выглядел примерно так (орфографию попытаюсь восстановить по памяти): «мая рицензия на игру чернобыль терорист атак. игра полное г****. и графика и управление. Не могли зделать все как в крайзис. что бы графика была норм. не рикоминдую эту игру. надеюсь выйграть» - как считаете, можно ли что-то выиграть таким текстом, даже если опубликовать его по всем правилам через редактор статей? Вот и я думаю, что здесь без комментариев. Модераторы тут не исправляют чужие ошибки, они лишь проверяют тексты на оригинальность и при несоблюдении какого-то из условий написания статьи – возвращают на доработку. Проверка грамотности лежит целиком на вас.
Еще одна из популярных ошибок у авторов – постоянные повторы слов. «Игра очень качественная. В игре прекрасная графика и отличный сюжет. Игра создавалась компанией Electronic Arts 2 года. Именно в этой игре вы сможете почувствовать себя настоящим солдатом, как ни в какой другой игре» Теперь подсчитайте, сколько раз в этом небольшом фрагменте текста встретилось слово «игра». Постоянно ищите синонимы, которыми можно заменить ключевое слово. Пусть, та же «игра» встретится в тексте, но уже через одно-два предложения. Высший пилотаж – это построить текст так, чтобы во всей статье ключевое слово из первого предложения никогда не повторялось в следующем. Если сможете добиться такого результата – ваши статьи будут выглядеть гораздо более профессионально.
3. Итоговая оценка
Она должна быть поставлена максимально объективно, даже если игра вам очень нравится (или наоборот – НЕ нравится). Поставить Call of Duty: Modern Warfare 3 десять баллов только за то, что вас приводит к экстаз ее геймплей – значит, ввести читателя в заблуждение. Существует множество систем, по которым можно поставить оценку игре. Некоторые журналы и сайты используют десятибалльную шкалу, некоторые – в сто баллов. Я оцениваю игру, используя систему, принятую в «Игромании» и многих других компьютерно-игровых журналах.
0-2 балла – неиграбельный мусор. Такую оценку получают игры, в которые практически невозможно играть. В них ужасно все;
3-4 балла – более вменяемые проекты, у которых, по крайней мере, есть примитивный геймплей, однако они не выходят за пределы территории «трэш»;
5-6 баллов – средние игры, в которые даже можно поиграть на безрыбье, в ожидании выхода хитов. Однако, много времени за ними провести, скорее всего не получится;
7 баллов – очень приятные крепкие проекты, в которые, однако совсем необязательно играть. Если игра очень близка к хиту или содержит какую-то интересную идею – можно поставить 7,5;
8 баллов – хиты, в которые должны поиграть любители жанра. Если игра содержит интересные мелкие новшества, выделяясь среди похожих проектов – можно поставить ей 8,5 баллов;
9 баллов – это оценка шедевра высочайшего качества, который действительно продвигает жанр вперед своими идеями. 9,5 баллов можно поставить игре, которую весомые недостатки все же отделяют от звания идеала. Ну а идеал, в котором не к чему придраться (хотя, разумеется, каждый игрок найдет к чему) – это уже десятка.
Поэтому, необходимо по возможности ставить объективную оценку. Если я оцениваю игру субъективно, довольствуясь лишь личной симпатией к ней, то честно пишу об этом в конце рецензии (так было, например, в моих обзорах на Bully: Scholarship Edition и Fable 3), чтобы читатель знал, что на самом деле игра заслуживает меньше.
Обозревать квесты довольно сложно, но интересно - зачастую в них важен не игровой процесс, а сюжет, про который как раз-таки и нельзя много рассказывать
Также, скажу несколько слов о фичерах. Обычно это довольно сложные, объемные статьи, поэтому новичкам они тяжело даются. Самый популярный вопрос, мучающий как матерых авторов, так и новичков – о чем писать в фичере. Не у каждого хватает фантазии придумывать оригинальные идеи, но не стоит отчаиваться. Обычно идея приходит в голову, когда вы меньше всего о ней думаете. Кроме того, фичер можно написать по актуальным современным проблемам игровой индустрии. Других вариантов масса. Хорошо знакомы с какой-то знаменитой серией игр и знаете каждую часть как свои пять пальцев? Напишите историю этой серии. Одна из самых популярных разновидностей фичера здесь – топ. Составьте личный топ: самые красивые девушки в играх, самые запоминающиеся боссы в играх, самые невероятные и эпичные концовки в играх – вариантов множество. Фичер можно превращать как в рецензию, так и в превью, если вы пишете о нескольких проектах. К примеру, я начинал писать фичеры с обзоров простеньких, но интересных стелс-игр, т.к. очень люблю этот жанр.
Ну и в завершении этого материала пара слов о самих конкурсах, ради которых, собственно, авторы и садятся за клавиатуру каждый месяц, с хрустом разминая пальцы. Как постоянный участник здесь, отвечу на некоторые вопросы, которые мне часто задают люди в личном общении, и развею пару мифов, связанных с конкурсами.
Здесь побеждают только участники, давно проявившие себя. Это не так. На сайте в призерах регулярно оказываются новички. Один из самых ярких примеров – Артем Степанов, с нуля победивший в трех конкурсах подряд.
Как можно получить приз, если ты его выиграл? Диски доставляются по почте. Более крупные подарки – курьерской службой доставки. В любом случае необходимо после победы отправить коммьюнити-менеджеру (Артему Филипенкову) свои контактные данные по электронной почте. Адрес, индекс, настоящее имя и фамилию, а также телефон (если вы выиграли консоль или подобный приз).
Действительно ли победители получают свои призы? Раньше этот вопрос сильно волновал новичков. В итоге, подтверждением этому стали фичеры от победителей вроде «Как я выиграл консоль в февральском конкурсе».
Реально ли здесь выиграть консоль? Или только диск? Чтобы получить главный приз, необходимо не только написать качественный материал, но и превзойти с ним всех остальных участников, а это ой как непросто. Начните с малого. Если у вас нет опыта в написании статей – глупо сразу стремиться на самую вершину.
Как проявить себя на сайте, чтобы тебя заметили? Пишите как можно больше разнообразных материалов. Пишите обзоры на игры самого разного качества, пробуйте разные необычные темы для фичеров, не зацикливайтесь на чем-то одном. Рецензий на Battlefield 3 на сайте и так хватает. Напишите о какой-нибудь интересной, необычной игре, о которой на Играх@mail.ru совсем мало информации. К примеру, у нас практически отсутствуют рецензии пользователей на стратегии и квесты – об этих жанрах пишет только редакция.
Материал лучше сдавать под конец месяца. Так можно будет посмотреть, что написали другие и сделать лучше. Это заблуждение. Пока вы будете тянуть с отправкой своего материала, кому-то другому в голову придет такая же идея для фичера, как и у вас. Он окажется более проворным и в итоге, возможно, заберет ваш приз. Любой материал необходимо отправлять на модерацию сразу же, как только представляется возможность. К счастью, сейчас этот миф уже не так распространен в головах людей.
Зачем здесь дается возможность отправлять на конкурс несколько статей, если в итоге выбирают у человека всего одну? Если бы у участника был всего один шанс выделиться за весь месяц – это были бы гораздо более жесткие условия. А так, человек может попробовать опубликовать, например, несколько рецензий и фичер. И одна из этих статей обязательно окажется сильнее всех остальных.
Чем больше статей отправить – тем больше шанс выиграть? Нет. Не гонитесь за количеством, а сосредоточьте внимание на качестве. Каждая ваша статья должна быть ручной работы, в нее вы должны вкладываться по максимуму. Например, я раньше отправлял на сайт не больше чем одну-две статьи за неделю. Сейчас уже меньше свободного времени, поэтому оптимальным количеством для меня стали три-четыре материала в месяц. Пишите только тогда, когда вам действительно есть что сказать.
Ну и от себя еще хотел бы пожелать всем участникам удачи и творческого вдохновения. Пишите больше интересных статей, развивайтесь. Не огорчайтесь из-за минусов. Они здесь ни на что не влияют. Мне их ставили в иных статьях в пять-десять раз больше, чем новичкам – плюсов. Если ваша статья понравится редакции – она все равно попадет на главную страницу, и вы это поймете. Все что требуется от вас – старание; терпение; усидчивость; готовность шлифовать один текст долгое время, исправляя недостатки. И самое главное – читайте статьи других людей. Из них всегда можно почерпнуть много интересного и понять, в каком направлении развивать и совершенствовать собственные тексты. И ваше старание обязательно будет вознаграждено.
Удачи.
1310 Прочтений • [Курс молодого автора] [21.05.2012] [Комментариев: 0]