Антиутопия - направление в художественной литературе и кино, описывающее любое общество, в котором возобладали негативные тенденции развития. Это течение подвергает сомнению возможность позитивного воплощения любой преобразовательной интеллектуальной идеи в реальность, т.е. любое техническое достижение, любой прорыв в какой-то ни было области знаний в конечном счёте приведёт общество к глобальной катастрофе. Что интересно, представители этого направления обращали свой взгляд не в прошлое и настоящее, они глядели только в будущее.
Но антиутопизм не задержался на страницах книг и сценариев, он плавно перекочевал и в игровую индустрию. Сейчас многие игровые разработчики пытаются с помощью игр показать нам будущее, которое пошло по худшему пути развития, в котором царят разрушение, пороки и хаос. На эту тематику создано много разнообразных игр, и все они порой разительно отличаются друг от друга сюжетами. Игры-антиутопии часто могут быть спутаны с киберпанком, но хотя я не отрицаю того факта, что элементы того и другого могут переплетаться, путать их не стоит: антиутопия и киберпанк - понятия совсем неодинаковые.
Все без исключения антиутопии брали своё начало с какой-нибудь интересной, полезной, на первый взгляд, идеи, будь то расширение возможностей человеческого организма или создание идеального общества, но постепенно, по каким-либо причинам, все эти идеи превращались в нечто совершенно отвратительное.
Предлагаю вашему вниманию перечень игр, в которых их создатели попытались показать нам костный мир будущего.
Открывает сей символический хит-парад всем известная Half-Life 2. Да-да, именно она, не удивляйтесь. Здесь нам попытались показать мир, который находится под властью иной цивилизации. Идея проста: откуда-то из неведомых миров прилетают инопланетяне и захватывают власть на Земле. Не важно, какими методами: на добровольных началах или в результате военного вторжения. Просто авторы считают, что люди при таком "режиме" просто-напросто обречены стать рабами. Что в игре превосходно и показано: люди не имеют своего слова, а инопланетяне преспокойно выкачивают полезные ископаемые. Технологии, которыми захватчики делятся с землянами, на самом деле служат для контроля над ними же. Пределы игры постоянно контролируются роботами-убийцами, а служители Альянса зомбированы для выполнения приказов своих космических хозяев.
Вероятность такого будущего равна пока что 0%, ведь существование инопланетных цивилизаций ещё никем не доказано, да и инопланетяне не намереваются вступать с нами в контакт, во всяком случае достоверных случаев не выявлено.
Совсем другое видение будущего представлено в серии игр Deus Ex. Здесь показывается будущее, в котором всю власть прибрали к рукам различные могущественные корпорации, вооружённые самыми передовыми и смертоносными технологиями. Именно в это время начинает своё смертельное шествие по планете новый вирус - "Серая смерть". Для борьбы с ним создано лекарство, но позволить купить его могут только самые могущественные мира сего. Такое социальное неравенство и несправедливость породили глобальную войну и хаос. Начинается активизация террористических группировок, основная цель которых - захват власти. Ну а для обычных людей смыслом существования становится просто стремление выжить.
Актуальность этой темы поддерживается всё увеличивающимися темпами развития современных технологий. Если брать за 100% полное совпадение идей игры с будущим, то мой прогноз - 25%.
Третья на очереди - несравненная и яркая Mirror's Edge. То же самое можно сказать и про описанную здесь антиутопию - она такая же яркая, светлая и красочная. Но это по внешнему виду, но не по содержанию. Сама игра пропитана идеей тоталитаризма, схожего по объёмам и содержанию с тем же политическим строем при И. Сталине. Всё население в этом вымышленном фантастическом мире находится под своеобразным "колпаком", ведь полиция пристально следит за каждым шагом жителей. Для несогласных с таким режимом есть только 2 выхода: или попасть за решётку, или примкнуть к "бегущим" - этаким лучам света в тёмном царстве (да простит меня А. Островский за подобное сравнение). Смысл жизни таких людей - доставка важных сообщений в любой уголок "зеркального" мира.
Как известно, сейчас в моде демократия, что всё же не мешает одной стране лезть во внутренние дела наших ближневосточных соседей. Весь мир убедился в жестокости и бессмысленности тоталитаризма, поэтому я убеждён, что мир Mirror's Edge никогда не воплотится в реальность. Моя оценка - 0%.
Во что могут вылиться мечты об абсолютном рае наглядно демонстрирует Bioshock. Многие игровые критики признают, что именно Bioshock наглядно показывает важнейшие черты антиутопической жизни. Мир игры знакомит нас с подводным городом Восторг, построенном на месте исчезнувшей Атлантиды, в котором отсутствовали всякого рода власть и насилие над личностью. Вроде бы, скажете вы, ничего другого и не надо для полного счастья. Но разработчики сумели показать, и очень убедительно, всю неправоту подобного устройства общества. Город - рай превратился в остров хаоса посреди океана. Всему причина - АДАМ - вещество, исцеляющее больных. Это поистине волшебное средство обернулось боком для своих создателей и пациентов. Появилась коррупция, начались раздоры между людьми. В итоге детище своих родителей - АДАМ (и название выбрано символическое) - стал в конечном итоге оружием, уничтожившим всё "идеальное" население Восторга. Мечта стала кошмаром. Типичный сюжет для антиутопии.
По поводу вероятности такого будущего... Моя оценка - 0%. Как говорится, ничего идеального быть не может, а ведь Bioshock - идеальная антиутопия.
Одно плохо, что разработчики игр не пытаются показать нам выход из сложившихся ситуаций. Они почти всегда задают вопросы, но не стремятся ответить на них. Оглянитесь вокруг себя, взгляните на мир по-новому. Нам уже недолго осталось ощущать себя участником антиутопического мира, только бегая и уничтожая врагов в играх. Подобные сюжеты начинают сбываться с удивительной скоротечностью. И, возможно, уже всем вам, дорогие читатели, придётся отвечать на все вопросы, что поставит перед нами Антиутопия.