Прежде чем начать свою статью я хотел бы спросить вас, уважаемые читатели, о том, задумывались ли вы, как все быстро меняется в современном мире. Тот, кто еще вчера был героем, сегодня может оказаться отщепенцем для общества, а тот, на кого еще недавно смотрели с презрением и ухмылкой на лице, неожиданно может превратиться в кумира миллионов. Забавно, не правда ли? И чем дальше, тем ярче высвечивается эта особенность. Наконец, это необычное явление дошло до игровой индустрии. Вспомните, ведь мы уже видели множество примеров того, как совершенно нераскрученный проект неожиданно выстреливал, причем с такой силой, что еще долго заставлял вспоминать о себе лишь с самыми теплыми чувствами. Но знакомы нам и обратные случаи, когда игра, которую до выхода чуть ли не боготворили и на которую возлагались огромные надежды, оказывалась эпичнейшим провалом, разбивавшим мечты миллионов игроков. О таких провалах принято не говорить вслух, да и, желательно, о них вообще и не вспоминать. В связи с этим, не станем ворошить столь грустное прошлое, а лучше настроимся на позитивные эмоции и вспомним об одном из самых ярких примеров того факта, что шедевры из ничего тоже случаются, вспомним о серии Uncharted.
Возможно, некоторые сейчас уже и не вспомнят, как зарождался этот франчайз, и не поймут пафоса этого вступления. Для того чтобы избежать неурядиц, ненадолго окунемся в дебри истории. Вернемся на несколько лет назад, к тем временам, когда консоли нынешнего поколения (которые сейчас все так усердно спроваживают на пенсию), считались революционными, а об их потенциале оставалось только догадываться. Напомню, что консоль от компании Sony, PlayStation 3, на старте сильно уступала по продажам своему основному конкуренту, Xbox 360. Естественно, что такая ситуация не могла устраивать руководство японской компании, и для того чтобы пробудить интерес игроков к своей новинке, они решились сделать ставку на эксклюзивы экстра-класса для своей домашней приставки. В принципе, в Sony всегда в первую очередь уповали на свои высококлассные игры, однако на этот раз это был единственный возможный выход. Дело в том, что сразу после выхода PlayStation 3, многие разработчики начали жаловаться на ее слишком сложную архитектуру. Все это привело к тому, что большинство мультиплатформенных проектов на новинке смотрелись хуже (а еще они тормозили), чем на Xbox 360. В итоге, первые достойные эксклюзивы для новинки вышли лишь через год после начала ее продаж, но этот факт был простителен, потому что уже первая их волна поразила прямо в сердце.
Одним из первых серьезных проектов экстра-класса, выпущенных исключительно на PlayStation 3, стала приключенческая игра – Uncharted: Drake's Fortune. Надо отметить, что у этого творения довольно интересная судьба. На самом деле, разработчики, Naughty Dog, изначально задумывали сделать фэнтезийную игру. Ее действие должно было происходить в лесу, а нам было бы необходимо бороться со злодеями, проживающими где-то под землей. Создатели планировали, что по духу игра будет напоминать романы Толкина, но, как говорится, не срослось. Связано это с тем, что рынок игровых развлечений в середине 2000-х годов начал серьезно изменяться. Аудитория повзрослела, ее вкусы поменялись, а Microsoft со своими эксклюзивами первой волны (упор в которых был сделан на реалистичность) купалась в лучах славы. Естественно, что Sony не хотела терпеть поражения по всем фронтам. Поэтому всем внутренним студиям компании было дано указание: делать более динамичные и реалистичные игры. Как вы могли уже догадаться, этот приказ коснулся и студии Naughty Dog, поэтому им пришлось свернуть свои планы по разработке фэнтезийной игры, и переориентироваться на создание проекта, который бы соответствовал новым запросам игроков. Именно так непросто зарождался один из самых лучших приключенческих сериалов в истории, а также один из самых успешных франчайзов нынешнего поколения консолей.
Тем не менее, несколько лет назад никто еще и не подозревал об этом, а к Uncharted: Drake's Fortune относились прохладно и с изрядной долей скепсиса. Несмотря на то, что игра соответствовала всем трендам и веяниям того времени, должного внимания до своего выхода она не получала. Основной причиной отсутствия интереса к многообещающему проекту был тот факт, что в то время жанр приключенческих игр находился в стадии стагнации. Проекты о единственной представительнице адвенчур (конечно, речь идет о Ларе Крофт) к тому моменту стали абсолютно проходными, а сама героиня уже не могла удерживать игроков у экрана исключительно благодаря своей внешности. В результате, большинство похоронили для себя жанр приключенческих игр по причине их некомпетентности. А теперь представьте себе, что в такое время нам представляют совершенно новый проект, в котором на первый взгляд нет ничего выдающегося, а главным героем которого к тому же является мужчина. Естественно, что к Uncharted: Drake's Fortune относились довольно небрежно и смотрели на него с ухмылкой, ехидно замечая, что это игра про Лару Крофт в брюках. Как понимаете, в успех не верил почти никто. Даже компания Sony, которая, собственно, настояла на том, чтобы Naughty Dog делали реалистичную игру, не уделяла ей должного внимания. Но, как уже было сказано, все критики были вынуждены признать свою ошибку. Uncharted: Drake's Fortune, несмотря ни на что, смог стать новой ступенькой в развитии жанра приключенческих игр, благо игра получилась отменная.
Итак, начнем с компонентов, которые необычайно важны для всех приключенческих проектов (причем, вне зависимости от того, фильм это или игра). Так вот, начнем с истории и персонажей. Для начала представим главного героя игры, Натана Дрейка. Это молодой человек, который отличается необычайной смелостью (порой переходящей в безрассудство), а также сверхъестественной тягой к приключениям. Кроме того, наш герой никогда не унывает и не теряется, а его упрямости мог бы позавидовать любой осел. Еще одной интересной деталью в характере Натана является то, что он думает вслух. Порой довольно забавно наблюдать, как наш герой, находясь в патовой ситуации, пытается уверить себя, что все хорошо, и что он сможет найти выход. В общем и целом, Натан Дрейк – это, что называется, «в доску свой парень», поступки которого порой необъяснимы, но который притягивает к себе окружающих как магнит. Интересно, что наш герой носит фамилию известного мореплавателя, Фрэнсиса Дрейка. Сам Натан настаивает, что является его потомком (он даже имеет при себе фамильное кольцо), но проверить истинность этого утверждения, к сожалению, не представляется возможным. Вообще, если присмотреться к нашему герою, то можно обнаружить, что он очень напоминает молодого и немного осовремененного Индиану Джонса, которого нам всем очень не хватало. Надо признать, что Naughty Dog сумели создать персонажа, который стал новым символом как приключенческих проектов, так и игровой индустрии, одновременно.
Что ж, мы немного увлеклись, потому что нам пора переходить к, непосредственно, истории. Итак, наш рисковый Натан Дрейк, помимо всего прочего, является профессиональным искателем сокровищ. В этом промысле ему помогают его знания и смекалка, но однажды ему очень везет (что бывает с Натаном довольно редко), так как к нему попадает старинный гроб, в котором по легенде был захоронен предок нашего героя, Фрэнсис Дрейк. Конечно, довольно забавно, что сюжет игры напрямую связан с родословной нашего героя, но речь сейчас не об этом. Итак, по легенде, в последнем пристанище останков пирата и мореплавателя в одном лице находится таинственный ключ-подсказка, который должен привести того счастливчика, который сможет расшифровать его, к сокровищам Эльдорадо. Правда есть один нюанс, дело в том, что с момента смерти Фрэнсиса Дрейка прошло уже около 400 лет. Большинство полагают, что несметные и таинственные богатства были уже давно найдены, поэтому они уже не вызывают невероятного интереса. В связи с этим, рассчитывать на успех при таких условиях вообще-то довольно странно, но только не для Натана. В итоге, в гробу вместо останков своего предка, он находит дневник великого мореплавателя, в котором обнаруживается карта, которая, по мнению нашего героя, должна указать ему путь к несметным богатствам. Искренне веря в свою удачу и руководствуясь лишь полученными координатами, он со своей подругой, Еленой Фишер, отправляется в непредсказуемое путешествие, совершенно не догадываясь, как оно повернется, и чем все может окончиться.
Стоит сразу оговориться, что история довольно предсказуемая и прямолинейная, но назвать эту особенность недостатком, язык не поворачивается. Во многом это заслуга гениального сценария, в котором нет ни одного провисания или недостатка. Все предельно четко и доходчиво объяснено, поэтому вопросов о целесообразности того или иного нашего поступка или действия не возникает. Кроме того, очень немаловажен тот факт, что история в Uncharted: Drake's Fortune по-настоящему приключенческая. Здесь присутствуют все необходимые атрибуты: несметные богатства, таинственный остров, мистика и даже фашисты. Все эти компоненты, смешиваясь, составляют опору для очень увлекательной, захватывающей, а главное, настоящей приключенческой истории. Это очень и очень приятно. Ведь, если вдуматься, то можно понять, что по-настоящему хороших историй этого плана мы не видели уже довольно давно. Говоря о повествовании, нужно отметить, что оно очень плавное и размеренное, никаких резких рывков или, наоборот, длительных пауз в нем не происходит, что не может не радовать. Еще одна интересная деталь заключается в том, что о происходящих событиях рассказывается не только через привычные ролики, но и через диалоги персонажей, которые возникают во время, непосредственно, игры. Это положительно сказывается на восприятии истории. В результате, ее некоторая предсказуемость, а также прямолинейность, нисколько не влияют не наши впечатления. Они не смазывают общую картину и не влияют на окончательный вердикт, потому что сейчас такие теплые и приятные истории – это большая радость, поэтому эти особенности можно и нужно простить.
Все это, конечно, превосходно, однако мы знаем великое множество примеров, когда в игре с персонажами и историей все было просто великолепно, но вот остальное хромало на все конечности, что в результате сводило проект в могилу. Такая участь постигла далеко не одно амбициозное творение. Особенно обострилась эта ситуация в последнее время, потому что разработчики, концентрируясь на сюжете и персонажах, чаще всего, в какой-то мере, пренебрегали игровым процессом. В результате, проект не оправдывал возложенные на него надежды, становился убыточным, а о его продолжении и речи быть не могло, хотя, в общем-то, он мог обладать недюжинным потенциалом. Но почему ситуация сложилась именно таким образом? Дело в том, что современные игроки (то есть мы) стали очень требовательными. Сейчас делать игры, в которые невозможно нормально играть, попросту смерти подобно, ведь никто на этом фоне и не вспомнит о потрясающем сюжете, о харизматичных персонажах и об их уморительных шутках. Так вот, если бы Uncharted: Drake's Fortune наступил бы на эти самые грабли, то его попросту бы проигнорировали или закидали шапками, особенно если учитывать тот факт, что от него больших свершений никто не ждал. Однако, заслуга Naughty Dog состоит в как раз в том, что они, опираясь на опыт своих неудачливых предшественников, сумели устроить все таким образом, что на их проект приятно не только смотреть, в их творение интересно и играть.
Игровой процесс состоит сразу из нескольких составляющих, органично дополняющих друг друга. Благодаря этому, проект не наскучивает и ощущается свежо на протяжении всей истории. По своей сути, Uncharted: Drake's Fortune – это типичный экшен от третьего лица со всеми сопутствующими особенностями вроде системы укрытий и т.д. и т.п. Но для того чтобы несколько пролить свет на вопрос о том, почему именно в такой форме было решено сделать приключенческую игру, снова обратимся к прошлому. Как мы все помним, одним из первых (и одним из самых крутых) эксклюзивов для консоли Xbox 360 стал крышесносный (особенно по тем временам) экшен, Gears of War. Именно с него началась мода на милитаристические игры, именно он продемонстрировал мощь и гибкость графического движка Unreal Engine 3. Однако главным его достижением считается то, что именно Gears of War перезагрузил и освежил жанр экшенов от третьего лица. Удалось это сделать как раз благодаря нововведениям в игровом процессе, но речь сейчас не об этом. Gears of War стал невероятно успешным, и во многом именно из-за этого его основная механика стала использоваться во множестве других проектов, одним из которых стал Uncharted: Drake's Fortune. Итак, с этим разобрались, но все равно остается вопрос о том, подходит ли такая форма для приключенческой игры? Как ни удивительно, ответ на этот вопрос является положительным. О том, как так получилось, стоит рассказать несколько подробней, но все же начать стоит не с этого.
Самое интересное в Uncharted: Drake's Fortune то, что в его основной механике сочетаются сразу несколько компонентов. В отличие от того же Gears of War, игра держится сразу на нескольких столпах. Короче говоря, помимо традиционных столкновений с врагами, в которых приходится использовать укрытия, просчитывать тактику врагов, а также находить контраргументы, в игре присутствуют компоненты вылизанного паркура, а также занимательных и затягивающих головоломок. Но все же начать стоит, пожалуй, именно со схваток с противниками. В общем-то, тут ничего инновационного и сколь-нибудь выдающегося при всем желании не найти. Мы сражаемся с врагами, активно используя укрытия и доступный арсенал, и пытаемся выйти победителем из этих столкновений. Но все же и здесь присутствуют некоторые нюансы. Арсенал нашего героя по традиции составляют три типа оружия: пистолет, автомат и гранаты. Естественно, что в игре присутствует масса разновидностей вооружения, которое отличается друг от друга различными значительными и не очень характеристиками. В зависимости от того, в каких условиях нам приходится сражаться, приходится делать свой выбор в пользу того или иного типа и вида оружия. Повторюсь, что ничего нового в этом нет, однако тот факт, что сделано все максимально аккуратно и, главное, прямыми руками, заставляет получать удовольствие от процесса и не дает отвлекаться ни на какие сравнения.
Помимо перестрелок, в Uncharted: Drake's Fortune присутствуют и рукопашные схватки. Сами по себе, эти кратковременные столкновения очень зрелищны, однако, вместе с тем, довольно просты и однотипны. Они не требуют какой-то особой сноровки или молниеносной реакции, мы просто должны вовремя нажимать на клавиши, чтобы «обрабатывать» наших оппонентов. В принципе, вступать в близкий контакт с врагами не обязательно, но встречаются и такие ситуации, когда без этого не обойтись. Отдельного упоминания заслуживает искусственный интеллект наших оппонентов. Оказывается, что они не лыком шиты в голове у них далеко не опилки. Наши враги умеют мыслить стратегически, обладают способностью обходить с флангов, а также не стесняются закидывать нас гранатами, тем самым выкуривая из укрытия. В результате, они могут дать серьезный отпор и навязать остросюжетный и опасный бой, в ходе которого придется изрядно попотеть и применить все свои умения, чтобы остаться в живых и нейтрализовать их. Кроме того, от случая к случаю у нас появляется возможность избежать открытых конфронтаций с врагами. Мы можем попытаться тихо (и по возможности мирно) проскочить мимо них, для того чтобы спокойно выполнить свою задачу. Временами это обязательное условие, но чаще всего все зависит лишь от нашего выбора и желания. А завершают всю эту композицию эпизоды на джипе и аквабайке, которые, может, не совсем вписываются в общий темп и ритм игры, но зато надолго западают в память.
Но, как говорится, не поединками с врагами едиными жив Uncharted: Drake's Fortune. Как уже отмечалось, в игре помимо традиционных поединков с врагами присутствует паркур, а также головоломки. Они также занимают довольно важное место, но обо всем по порядку. Итак, начнем с акробатики. Натану постоянно приходится лазить по различным утесам, прыгать по лианам и упорно изображать из себя Маугли. Как мы помним, до этого паркур встречался и в Tomb Raider, и в Prince of Persia, однако, в нем был один серьезный недостаток. Отклонение хотя бы на градус приводило к неминуемой перезагрузке, и после попыток этак десяти, это начинало страшно раздражать. В Uncharted: Drake's Fortune разработчики смогли решить эту проблему, причем весьма просто, но элегантно. Дело в том, что игра не требует вымерять каждое свое действие до миллиметра и ненавящего помогает нам, а путь, по которому следует вести маршрут, практически всегда очевиден и понятен. Но если у нас все же возникают некоторые трудности с определением дальнейшей дороги, то нам помогает умная камера, которая указывает на место, с которого следует начать свое восхождение. Благодаря всему этому, никаких проблем с паркуром не возникает, вместо этого мы лазаем по скалам и любуемся живописными видами. Ну и, конечно, как же приключенческая игра могла обойтись без загадок. Иногда они связаны с акробатикой, иногда требуют лишь вашей смекалки. Сказать что-то конкретней довольно трудно, нужно лишь отметить, что головоломки очень интересные и увлекательные, но при этом несложные, так что страдать из-за мигрени по их милости не придется.
Несмотря на то, что вся эта структура кажется очень громоздкой, игра не распадается на куски, мало связанные друг с другом. Все они воспринимаются, как часть единого целого, а не отдельные части чего-то непонятного. Это удивительно, но Naughty Dog удалось сделать так, что переход от стрельбы к загадкам или паркуру, осуществляется совершенно безболезненно, а главное незаметно. В результате, игровой процесс постоянно видоизменяется, не успевая, как следует, надоесть. Во многом именно из-за этого, игра освежается довольно свежо на протяжении всей истории. Но опять же всплывает вопрос о том, подходит ли такая форма для приключенческой игры. Да, да и еще раз да. Дело в том, что, помимо всех этих боевых и не совсем действий, в игре присутствуют традиционные диалоги между персонажами, в которых они обсуждают происходящее, шутят и просто дурачатся. Несмотря на то, что игра превратилась в своеобразный голливудский боевик, сделанный по всем канонам, суть приключения в ней сохранилась: первое место в Uncharted: Drake's Fortune занимает история и взаимоотношение персонажей, а лишь затем следует все остальное. Интересно, но именно такой симбиоз получился наиболее выгодным и успешным, так как заскучать просто невозможно. Вот мы сражаемся за свою жизнь, а уже в следующий момент, отдыхая после тяжелой схватки, следим за перипетиями истории. Возможно, что именно в таком виде должен существовать жанр приключенческих проектов, чтобы оставаться интересным и притягательным для нас, игроков.
Говоря об основной механике, нельзя не упомянуть об одном важном моменте. Уже было упомянуто, что Uncharted: Drake's Fortune появился на свет в тот момент, когда компания Sony из всех сил пыталась исправить ситуацию с плохими продажами PlayStation 3, при этом, продвигая фичи своей новой консоли. Одним из революционных нововведений в игровом процессе (по заверениям Sony, конечно) должен был стать контроллер Sixaxis, оснащенный гироскопом и акселерометром. Если говорить просто и понятно, то он умеет отслеживать свое положение в пространстве, а также распознавать вращение и тряску в нескольких плоскостях. По изначальному замыслу, это должно было как-то разнообразить игровой процесс, а, возможно, даже кардинально изменить его. Так вот, именно эти возможности Sony требовала прикручивать к геймплею. Этой участи не избежал и Uncharted: Drake's Fortune. Что мы получили в итоге? Если коротко, то ничего, что более или менее напоминало бы революцию. Sixaxis используется лишь в нескольких аспектах, но при этом, честно говоря, не очень хотелось, чтобы он там вообще был. Поясню, дело в том, что нам предлагают использовать это нововведение при хождении по бревну или для регулирования дуги, по которой полетит наша граната. Очень «интересно», не правда ли? При этом использовать эти возможности просто неудобно, да и в основную механику они не вписываются, в общем, что называется, пришиты белыми нитками. Однако, самое важное это то, что эти нововведения не используются повсеместно, поэтому некоторые неудобности все же не портят всей картины.
Помимо всего прочего, Uncharted: Drake's Fortune стал первой игрой, которая сумела продемонстрировать реальный технологический потенциал PlayStation 3. Она сумела доказать, что консоли, несмотря на подмоченную репутацию, есть чем годиться. Превосходная детализация, великолепная анимация, отменная мимика персонажей – это лишь малая часть того, чем удивляла игра. Особого упоминания заслуживают джунгли, которые просто поражают своей красотой и проработанностью и на которые хочется любоваться вечно. Сейчас, конечно, проект уже не выглядит так феерично, как в 2007 году, но он до сих пор способен удивлять своими красотами. Хотя, это заслуга не только и не столько технологической составляющей, сколько стилистической. Несмотря на повальную моду на милитаристические игры и на скудную цветовую гамму, преимущественно состоящую из оттенков серого, Uncharted: Drake's Fortune сделал ставку на яркие, жизнерадостные и сочные краски. Это, несомненно, добавило проекту шарма, обаяния и красоты. Нельзя забывать и о звуке. Говоря о нем, хочется сказать, что он великолепен. Персонажи озвучены превосходно, чувствуется, что актеры не халтурили и не отлынивали, когда выполняли свою работу. Саундтрек тоже феноменален, он прекрасно вписывается в атмосферу приключения, и, наверно, даже является эталоном не только для приключенческих игр, но и для фильмов. В общем и целом, чувствуется, что разработчики приложили титанические усилия, для того чтобы в их игре было идеально все без исключения.
Однако, не все это стало визитной карточкой Uncharted: Drake's Fortune. Если бы игра не смогла предложить вообще ничего нового, а только бы ограничилась достижениями, перечисленными выше, то сколь-нибудь значимой ей бы стать точно не удалось. Нет, этот проект выделяется и западает в память по другим причинам. О них сейчас и стоит поговорить подробней. Как уже отмечалось, сюжет в игре подается через ролики, а также внутриигровые диалоги. Именно эти аспекты и принесли славу и известность Uncharted: Drake's Fortune, а также сделали его одной из лучших игр этого поколения консолей. Если говорить о роликах, то волей неволей все равно сбиваешься на шаблонные фразы о том, что они обладают великолепной режиссурой, которая лишь самую малость не дотягивает до голливудской. Однако, это, как раз, тот редкий случай, когда эти слова действительно отражают самую суть. Редко в какой игре можно встретить, чтобы во время ролика в центре внимания находился не главный герой, а какой-нибудь живописный пейзаж. Это заставляет просто обомлеть, но ведь еще есть и диалоги. Разговоры персонажей в игре прописаны просто превосходно и заставляют вслушиваться в каждое их слово. Их диалоги по-настоящему живые, когда они шутят, то хочется искренне смеяться (благо, юмор здесь отменный), когда они переживают, то это чувство неожиданно появляется и у нас на душе. Можно привести еще множество примеров, но, надеюсь, суть ясна. Добавлять к вышесказанному что-то еще не имеет смысла, потому что каждый должен увидеть и прочувствовать это сам лично.
Uncharted: Drake's Fortune стал одним из лучших эксклюзивов для PlayStation 3. Хотя, игра вышла в ту пору, когда консоль от Sony только начинала постепенно набирать силу, ее выделили из общего ряда других проектов и запомнили. Несмотря на то, что это творение, наверно, все-таки не смогло полностью реализовать свой потенциал, оно получилось отличным и запало в сердца игроков. Нет, Uncharted: Drake's Fortune не стал шедевром, который бы двигал всю индустрию вперед, но эта игра полюбилась всем за свою искренность, теплоту и яркость. Пресса со всего мира тоже приняла ее благосклонно, единодушно признав лучшим проектом на PlayStation 3 в 2007 году и одним из лучших творений года вообще. Большинство из рецензентов отмечали, что игра не несет в себе ничего нового, что она не стала новой вехой в развитии видеоигр, но, при всем этом, все они не могли не попасть под действие чар Uncharted: Drake's Fortune, поэтому, даже признавая все это, ставили ему высочайшие оценки. Такой прием со стороны прессы и игроков, а также продажи проекта общим тиражом в 3,5 миллиона копий, обрадовали как руководство Sony, так и сотрудников Naughty Dog, поэтому был дан зеленый свет на разработку второй игры из серии, которая вышла два года спустя, однако, это уже совершенно другая история.
Uncharted: Drake'sFortune – это отличная и запоминающаяся игра, которая находит уголок в сердце каждого из нас, оставаясь там на длительный срок, но которая, к сожалению, не может удивить или предложить что-либо новое. От этого становится радостно и грустно одновременно, однако, как мы знаем, этот проект был лишь первым шагом на пути к величию, ведь всем нам известно, что великое начинается с малого.
1177 Прочтений • [Великое начинается с малого] [21.05.2012] [Комментариев: 0]