Приветствую всех читателей. Игровой путь каждого из нас начинался по-разному. Кто-то еще в детстве имел возможность играть на компьютере, но гораздо большее количество людей начинали знакомство с виртуальными развлечениями с той или иной консоли. Тем более, по цене в то время приставки были не в пример доступнее сегодняшних монстров с восьмиядерными процессорами под крышкой. Самой дешевой и популярной в нашей стране была Dendy; те, кто побогаче – могли позволить себе Sega; а мощнейшая Super Nintendo вообще была чем-то из разряда эротических грез. Сегодня мы вспомним именно первую консоль, ставшую культовой. Консоль, подарившую новую жизнь игровой индустрии. Консоль, игры с которой вспоминают и сейчас. Надеюсь, этот фичер будет отличным поводом для игроков старой закалки вспомнить любимые игры детства и даже не полениться запустить их на эмуляторе, а молодому поколению игроков, не заставшему Dendy, даст представление о тех прекрасных временах. Сама по себе идея статьи про «Денди» уже давно не нова – об этой консоли вы могли прочесть в фичере Дато-куна, посвященном первым игровым консолям, а также в статье автора с ником 'Евгений ______'. Чтобы не повторять одно и то же, я постараюсь больше рассказать об играх тех времен, которые завоевывали сердца игроков.
Итак, консоль Dendy относилась к т.н. «третьему поколению», представляла из себя тайваньский клон популярной в середине 80-х и начале 90-х японской консоли Nintendo Entertainment System и продавалась под таким названием в России, Украине, Казахстане и некоторых других странах бывшего Советского Союза с 1993 года. Она выпускалась в разных комплектациях, которые отличались внешним видом, формой джойстиков, дополнительными контроллерами. Например, у меня была модель Dendy Junior. Само название «Денди» было придумано двумя сотрудниками фирмы Steepler, которая занималась распространением приставки у нас, а логотип со слоненком нарисовал аниматор Иван Максимов. С тех пор улыбающийся малыш в бейсболке стал символом консоли.
Dendy была сравнительно недорогой приставкой, и позволить ее себе могли многие семьи (например, в моем классе эта консоль была чуть ли не у каждого третьего). Игры на нее тоже стоили небольших денег и выпускались на специальных картриджах, которые представляли из себя маленькие зеленые микросхемки, укрытые пластмассовым корпусом. В основном все проекты были на английским или японском, но мне встречались и игры, переведенные нашими доблестными пиратами на язык Пушкина. В базовую комплектацию Dendy помимо самой консоли входили два джойстика и в некоторых версиях – световой пистолет, необходимый для игры в такие проекты как Wild Gunman и Duck Hunt (в просторечии, «Утиная охота» или «Уточки») – вы просто целились в экран, и консоль обсчитывала положение контроллера в пространстве.
Игровая библиотека Dendy была огромна и включала в себя как оригинальные тайтлы самой Nintendo Entertainment System (далее – NES), так и множество пиратских поделок с измененными названиями. Далее по тексту я расскажу о некоторых играх.
Abadox
Abadox представляла из себя космический скроллер. О сюжете этой игры довольно сложно было что-то сказать, т.к. заставочный ролик, который запускался на экране ожидания, был совершенно не информативен. Главный герой в скафандре, пролетая в открытом космосе, вдруг притягивался к какому-то непонятному зловещему объекту, напоминающему гигантский мозг с зубастой пастью. И собственно начинал воевать, летая над поверхностью этого «мозга», отстреливая какие-то черепа и огромные глаза, которые с бешеной скоростью неслись ему навстречу. Управление было довольно неотзывчивым, музыка – странной и не совсем уместной при таком, кхм, «сеттинге». Сам космонавт, кстати, во время стрельбы очень смешно дрыгал ножками.
Addams Family
Серия Addams Family являла собой простенький платформер и встречала игрока переделанной под восемь бит заглавной темой одноименного мультсериала про знаменитую семейку. Разумеется, стилистически также соответствовала первоисточнику – черного юмора в ней было в достатке. Игровой процесс был простой и понятный, врагам нужно было запрыгивать на головы как в «Марио».
Aladdin
Лучше всего на Dendy жилось персонажам мультфильмов – механика консоли и две управляющие кнопки джойстика подразумевали всего два основных действия у героя – прыжок и удар/бросок/выстрел. И этого было более чем достаточно для игр вроде серии Aladdin. Красивый и качественный платформер о знаменитом диснеевском персонаже с каждой новой частью обзаводился новыми возможностями и все более цветастой графикой – роскошные арабские дворцы, рынки, золотой песок и пузатые стражники на удивление прекрасно удались художникам. Присутствовала и акробатика, и головоломки, и полеты на ковре-самолете и даже мини-игры. На ПК и PS1 Аладдину явно не повезло. Его 3D-приключения в Nasira's Revenge оказались кривой, глючной, некрасивой игрой.
Alien 3
Ни одна игровая платформа не обходилась без игр по супер-популярному фильму 'Чужие'. На Dendy особенно отличилась Alien 3, представлявшая из себя сложный навороченный экшен. Игра без всяких заставочных роликов погружала в действие, из-за этого было непонятно, кто же является нашим протагонистом. Некий длинноногий кудрявый товарищ в зеленом комбинезоне, возможно, на самом деле был Рипли. По меркам Dendy игра получилась невероятно сложной. Здесь было несколько видов оружия; гранаты, которые рикошетили от стен; а уже на первой миссии игрока подгонял таймер, пока он искал захваченных Чужими пленников.
Back to the Future II & III
С играми по фильму 'Назад в будущее' консоли не повезло. Вообще, в принципе не очень понятно как (и зачем) можно перенести события фильма в игру, сохранив при этом сюжет. Эту задачу по сути лишь не так давно смогли решить Telltale Games, превратив Back to the Future в квестовый сериал наподобие своего же Sam and Max. А вот во времена Dendy по знаменитой трилогии Роберта Земекиса выходили лишь невнятные платформеры. Первая часть начиналась с совершенно идиотского кросса по городу с перепрыгиванием пчел и скамеек под музыку, написанную обкуренным в хлам ди-джеем. Во второй (вообще игра называлась Back to the Future II & III) хотя бы можно было побегать, а в случае падения с платформы знаменитый автомобиль «Де Лореан» автоматически плавно переносил игрока в безопасное место.
Batman Returns
А вот Бэтмен на Dendy явно почувствовал себя как дома. По мотивам его приключений на консоли вышло несколько очень неплохих экшенов, лучшим из которых, на мой взгляд, стал Batman 3 (на других картриджах назывался Batman Returns, т.к. игра вышла по сюжету одноименного фильма). Игровой процесс в ней был разнообразный и интересный, графика приятная, саундтрек крепкий, а возможностей у двухмерного Темного Рыцаря было немногим меньше, чем у его коллеги из Batman: Arkham Asylum. В игре, среди прочих противников, присутствовали Пингвин и Женщина-кошка, а сюжет целиком основывался на фильме «Бэтмен возвращается». А вот в игре Batman and Flash была довольно скверная графика и примитивнейшая боевка, которая, однако, искупалась возможностью игры вдвоем на одной консоли. Флэш по версии игры от Бэтмена отличался только красным цветом костюма и отсутствием плаща. Тем не менее, играть в эту поделку было интересно, несмотря на уровень исполнения.
Battle City
Battle City. Она же – Battle Tank на пиратских картриджах вроде «9999999 игр в одном». Легендарная бессмертная игра, которая намертво впечаталась в мозг миллионам игроков, обладая простой механикой, не имеющая сюжета. Старые добрые «танчики». Расклад простой. Вид сверху. У вас было место на базе, в виде орла, которое нужно было защитить от вражеских танков. Чем вы и занимались в одиночку или вдвоем с другом. На карте были бонусы и препятствия из различных материалов. Одни можно было прострелить, другие – проехать насквозь. Столкнувшись с противником лоб-в-лоб, необходимо было яростно долбить по кнопке выстрела – снаряды в полете здесь сбивали друг друга. Коротко и ясно. А еще можно было самому состряпать уровень из предложенных элементов и отправиться разносить вражеские бронемашины. На Dendy было много игр про танки, но ни одна не заслужила такой популярности как Battle City. А несколько лет назад старый добрый хит получил новую жизнь на мобильных телефонах.
Battletoads
Серия Battletoads по праву считается одной из сложнейших игр в истории. А сейчас я просто приведу вам выдержку из Википедии о сюжете этой игры. Прочувствуйте, что называется. «Две антропоморфные жабы, Рэш и Зитц, должны спасти своих друзей: жабу Пимпла и Принцессу Анжелику от Королевы Тьмы, правящей планетой Рагнарок. Помогать им в этом будет профессор Ти. Бёрд, со своего космического корабля “Гриф”».
В общем, Battletoads представляла собой веселый мордобой на двоих про гигантских прямоходящих мускулистых жаб (очевидно, такой наглый ответ Черепашкам-ниндзя), которые расшвыривали сотни врагов направо и налево, используя собственные кулаки и холодное оружие. Стилистически игра вызывала нездоровый смех. При критических ударах по врагам кулаки и ноги героев резко непропорционально увеличивались в размерах, а одним из сюжетных персонажей здесь была хмурая курица-ученый. Помимо боевых уровней в Battletoads присутствовали гонки на бешеных скоростях с препятствиями. На Dendy вышло две части игры, вторую превратили в кроссовер с героями другого зубодробительного мордобоя – Double Dragon. Моя подруга умудрилась пройти обе игры. Мне, честно говоря, просто не хватило нервов.
Bomberman
Bomberman – одна из самых популярных игр на «Денди». И одна из самых странных. Смысл ее был в том, что некий мужичок в голубой одежде и с белой повязкой на лице гулял по лабиринтам в компании каких-то непонятных оранжевых существ, напоминающих то ли лампочки, то ли перевернутые клизмы с глазами. Суть игрового процесса была в том, чтобы вовремя закладывать бомбы, которые взрывались через несколько секунд и могли ударной волной зацепить тех самых существ, контакт с которыми для героя был смертелен.
Captain America and The Avengers
Кроме Бэтмена заглянули на огонек к Dendy и другие супергерои. Например, старейший из сыновей издательства Marvel – Капитан Америка. Да еще – в связке с Мстителями. Captain America and the Avengers вышла очень бодрым приятным экшеном. Капитану Америке и Лучнику (вы могли выбрать за кого играть) предстояло зачищать локации от врагов и биться с боссами. Геймплей за каждого из героев был свой. Кэп умел ускоряться, закрываться щитом от пуль и метать его во врагов. Лучник (он же – Соколиный глаз) умел лишь стрелять из лука, но зато – во все стороны и быстро (это позволяло ему атаковать врагов на большом расстоянии и выбивать высоко висящие бонусы). Но все же надо признать – за Капитана играть было гораздо интереснее, ведь он мог использовать щит массой способов. В том числе – присесть на него и использовать как лодку для переправы по воде.
Chip & Dale 2
Сейчас представить себе вменяемую видеоигру про Чипа и Дейла довольно сложно. Вычислительные возможности современных компьютеров невероятно высоки, однако совершенно не ясно, что с ними делать в простой детской игрушке по мотивам детского мультфильма. Зато на Dendy неразлучная парочка засветилась сразу в двух великолепных платформерах. Все что могли делать любимцы миллионов детей 90-х – прыгать и бросать предметы, однако этого оказалось более чем достаточно для счастья. Уже в первой части были разнообразные уровни, огромное количество бонусов, интересные враги и хитрые боссы. При этом в плане сложности игра была вполне доступной и не требовала звериных рефлексов как Battletoads. В сиквеле разработчики умножили все хорошее на два и вдобавок запилили отличную графику. Бегать вместе с другом по локациям, забрасывая врагов ящиками, атакуя боссов с разных сторон и решая головоломки, еще никогда не было так весело.
Contra
Старая добрая Contra, как и Battle City – игра, не нуждающаяся в представлении. Если у вас была «Денди», или у вашего друга была «Денди», или хотя бы даже у брата приятеля вашего друга была «Денди» — вы наверняка играли и помните старую добрую «Контру» (с ударением на «о», а не на «у» — как в случае с жаргонным названием Counter-Strike). Настоящая жемчужина от жанра боевиков. Эта игра на Dendy обладала таким же статусом как, например Half-Life на ПК или серия Halo на Xbox. Ураганный геймплей, восемь разнообразных запоминающихся уровней с постоянно меняющимися условиями, разнообразные патроны для оружия (винтовочные, разрывные, лазеры), возможность игры вдвоем, красивейшая графика, детальные карты, сложные боссы – думаю, продолжать список достоинств этой игры нет смысла. Сюжета в игре как такового не было. Два вооруженных до зубов здоровяка, явно списанных с Рэмбо и главного героя фильма 'Хищник', отправлялись в джунгли отстреливать неких террористов, которые здесь были представлены какими-то тощими туристами с огромными рюкзаками за спиной. Помимо них были стрелки, снайперы, боевые турели и много чего еще. Экшен здесь не прекращался ни на секунду. На экране постоянно что-то взрывалось. Через два года, в 1990 вышло продолжение, которое в разных версиях носило названия Super C, Super Contra и Contra 2. Это было по сути то же самое, только с новыми восемью миссиями, а последний уровень и вовсе располагался в логове Чужих.
У «Контры» в каком-то смысле есть и современный аналог (помимо ремейков и новых версий для нынешних платформ) – экшен Lost Planet: Extreme Condition. В 2007 году один из редакторов 'Игромании', Степан Чечулин, очень метко охарактеризовал эту игру как «Контра в 3D». И это действительно так (за вычетом необходимости собирать термальную энергию). Безостановочные перестрелки; разнообразное оружие; огромные боссы, у которых необходимо было искать слабые места. Всем пропустившим рекомендую к ознакомлению.
Contra Force
Contra Force, несмотря на похожее название, являлась самостоятельной игрой, а не продолжением предыдущих частей. В ней разработчики не поленились даже прикрутить какой-то сюжет и видеовставки. История четверых борцов с преступностью, попавших в ловушку совершенно неожиданно в 1992 стала для Dendy чем-то вроде Crysis. По сравнению с первой «Контрой» здесь разительно изменился геймплей. У каждого из четверых героев (на любого из них можно было переключаться когда угодно) здесь было разное оружие, отличающееся дальностью стрельбы. Плюс, появились гранаты. Сами герои отличались внешне и по физическим качествам. Графика была прорывная, на красивейших уровнях постоянно встречались разрушаемые объекты. Однако при всех этих, безусловно, замечательных качествах, эта зараза умудрялась нещадно тормозить, особенно – при стрельбе очередями. Очевидно, она была рассчитана на более мощную консоль, чем Dendy. Однако, по сравнению с другими играми на ней это, безусловно, был мощнейший прорыв. Стоит ли говорить, что звук и музыка тоже были на высоком уровне?
P.S.: так же на Dendy появлялась пиратская версия этой игры, которую многие помнят как Contra 6. Она отличалась от оригинала измененным количеством «жизней» и именами главных героев.
Darkman
'Человек тьмы' — это довольно странный триллер от режиссера «Человека-паука» Сэма Рейми. Его сюжет повествовал о нападении преступной банды в главе с Дюраном на лабораторию, в которой ставил эксперименты по созданию искусственной кожи ученый Пейтон Уэстлейк. Лаборатория была уничтожена, а взрыв практически спалил Пейтона, но он остался жив, превратившись в обуглившееся мясо. В больнице ему перерезали один из главных нервов, чтобы адская боль наконец-то перестала его терзать. После всего этого Пейтон обнаружил в себе сверхчеловеческую силу, невосприимчивость к боли и превратился в неуловимого мстителя в шляпе и с лицом, закутанным в бинты. Все три фильма (в первом его роль сыграл Лиам Нисон, в двух других – Арнольд Вослу) посвящены борьбе с преступностью и попыткам ученого завершить свои исследования и создать для себя искусственную кожу.
Darkman можно по праву называть одной из лучших игр по фильму в истории, пусть вышла она на скромной восьмибитной консоли. Отсмотрев всю трилогию, я могу сказать, что в игре разработчики выжали максимум из сюжетных поворотов и особенностей фильмов и постарались превратить все это в геймплей. Безусловно, в игре было полно отсебятины, но ключевые моменты вроде переодевания и фотографирования других людей с целью создать себе маски в виде их лиц – все присутствовало. Игровой процесс здесь напоминал любой платформер с возможностью избивать всех встречных, плюс физика. При беге и прыжках с разгона здесь учитывалась инерция. При ходьбе по канатам здесь включалась мини-игра на балансирование, а графика была очень детальной и красивой. Отталкивала от игры, пожалуй, лишь чересчур завышенная сложность и унылая музыка.
Darkwing Duck
Вместе с другими героями Уолта Диснея пришел на Dendy и Черный плащ. Игра про него вышла интересным, навороченным платформером с разнообразными уровнями. Плащ мог использовать… плащ как укрытие от вражеских пуль. Мог сам стрелять разнообразными боеприпасами и скакать как сайгак. Кроме того, именно в этой игре очень хорошо чувствовался вес персонажа, поэтому прыгать по балконам, перилам и двигающимся платформам здесь было очень интересно. В конце каждого уровня игрока традиционно поджидал упитанный босс. А красивейшая графика только добавляла игре очков. Кстати, на Dendy можно было увидеть собранную какими-то нездоровыми людьми вторую часть Darkwing Duck, которая представляла из себя Super Contra, где вместо главных героев запилили Черного плаща. Все же китайские пираты умели удивлять.
Double Dragon 3: The Sacred Stones
Одной из самых знаменитых игр на Dendy стал сложный навороченный beat'em'up Double Dragon с его двоими неизменными героями, братьями Билли и Джимми Ли, которые ходили по темным городским улицам, явно нарываясь на гопоту, чтобы проверить свои боевые навыки. Повод подраться у этих ребят всегда был. Самой качественной в серии стала третья часть, в которой разработчики вывели графику, анимацию и боевую механику на новый уровень. По сюжету, который был представлен почти статичными картинками с текстом, некая девушка была похищена, и для ее освобождения главные герои должны были найти и отдать похитителям три Камня Силы (читать пафосным голосом). Причем втирал все это игроку некий седовласый японец в летах с мутными глазами без зрачков. В общем, на сюжет можно было спокойно забить и наслаждаться игровым процессом. В то время показателем качественной игры, среди прочих, было и количество действий, которые персонаж мог совершать, используя две кнопки джойстика. И Double Dragon 3 умудрилась переплюнуть если не все, то очень многие игры в этом плане. Используя те самые две кнопки, любой из главных героев мог: бить рукой; ногой; коленом; локтем; хватать врага за волосы и бросать его; прыгать и бить ногой в прыжке; прыгать и крутиться в воздухе с ударом ноги; прыгать в сторону напарника, чтобы он с силой отбросил вас вперед, на противников; поднимать холодное оружие и использовать его. Для Dendy это был практически невероятный результат. И это только список действий для двух главных героев. А помимо них, в Double Dragon 3 присутствовали еще два играбельных персонажа с абсолютно разными боевыми стилями. Сюжет заносил наших драчунов с Америку, Китай, Японию, Италию и даже в Египет, где им в конце предстояло вырубить несколько огромных оживших мумий и финального босса – демоническую египетскую принцессу. Игра вышла невероятно сложной, запас здоровья был невелик. Поэтому лучше было проходить Double Dragon 3 (как и любую другую часть серии) с другом.
Duck Tales
Помимо Черного плаща на Dendy пришли искать приключений и другие, более миролюбивые диснеевские утки. Например, неугомонный охотник за сокровищами дядюшка Скрудж со своими веселыми племянниками. Серия Duck Tales успешно выступила на восьмибитной консоли как интереснейший платформер с поиском артефактов, решением головоломок и битвами с боссами. Такая вот мультяшная «Лара Крофт» с клювом, перьями и тростью. Играть предстояло за знаменитого миллиардера, а другие персонажи встречались на уровнях, чтобы давать вам советы. Если первая часть вышла немножко неряшливой, то в Duck Tales 2 разработчики докрутили механику и грамотно расставили врагов, а заодно дали возможность Скруджу прыгать на врагов сверху, используя трость. Игра явно была сделана на том же движке что и «Черный плащ». В обеих можно было бегать по уровням как вперед, так и назад; в обеих нужно было выбирать миссию самому и отвечать «да» или «нет» в диалогах. Duck Tales 2 навсегда осталась одной из моих любимых игр на Dendy, и я до сих пор могу с тем же удовольствием играть в нее на эмуляторе. Это одна из лучших игр по мотивам мультфильма и уж точно лучшее, что было сделано по 'Утиным историям'.
Excite Bike
Excite Bike – пожалуй, одна из лучших восьмибитных игр про мотоциклы. Механика ее была проста, если не сказать – примитивна. С видом сбоку вы на высокой скорости мчались по треку (в одиночку, либо с противниками). Одна кнопка отвечала за плавный набор скорости, другая позволяла резко втопить газ «под сто сорок». Крестовина отвечала за переключение веса мотоциклиста и позволяла в прыжке приземлиться на переднее колесо, либо встать «на козла». Сам мотоцикл был достаточно чувствительный, поэтому приходилось следить за тем, чтобы не удержать кнопку слишком долго – наш мотоциклист «на раз» мог свалиться с железного коня и отправиться пахать газон нижней челюстью. Плюс, у самого мотоцикла мог перегреться двигатель, поэтому баловство с постоянным ускорением здесь было не в почете. Ну и на сладкое – можно было самому собрать трассу из предложенных элементов, расставить препятствия и трамплины. А затем, отправиться покорять свое творение.
The Flintstones: The Surprise at Dinosaur Peak!
Семейка Флинтстоунов тоже почувствовала себя на Dendy как дома. По мотивам ее приключений вышло два качественных платформера. Играть в обеих предстояло за Фреда Флинтстоуна с его увесистой дубиной. Все персонажи мультсериала присутствовали, графика была яркой, сочной и радующей глаз. Первая часть – The Flintstones: The Rescue of Dino & Hoppy — в 1992 году отличилась разнообразными локациями и большим ассортиментом противников. Вторая – The Flintstones: The Surprise at Dinosaur Peak! – была гораздо более качественной и интересной, плюс – предлагала вторым играбельным персонажем Барна, который мог стрелять из рогатки и карабкаться по канатам и карнизам. Кроме того, именно в этой части между миссиями было множество занятных мини-игр вроде баскетбола. Кстати, управление в ней было довольно непривычным для Dendy. Помнится, в школьные годы я не мог пройти даже первый уровень, т.к. не знал о том, что необходимо было зажимать кнопку прыжка для того чтобы главный герой уцепился за выступ или платформу. Зато после этого дело пошло, и сейчас я с удовольствием вспоминаю время, проведенное за этими играми.
***
В качестве небольшой врезки из разряда «Это интересно» расскажу о файтингах на Dendy. Дело в том, что их… практически и не было. Не было полноценных играбельных продуктов, только пиратские обрубки, неумело содранные из игр для других консолей. Тех же Mortal Kombat было как минимум шесть или семь, однако все игры являли собой унылый некрасивый глючный помет с кое-как содранными из версии для Sega (где царствовал великолепный Ultimate Mortal Kombat 3) спрайтами. На играх гордо красовались надписи вроде «40 бойцов», однако в реальности это означало, что там будет всего шесть-семь персонажей, просто в списке выбора они будут постоянно повторяться. В одной из версий разработчики даже не поленились дать этим клонам новые имена. Так, например, у Саб-Зиро появился двойник Zoo, у Кано – Yoko и т.д. Единственной более-менее вменяемой версией для Dendy оказалась Mortal Kombat Special: 56 pepole. Если закрыть глаза на безграмотное название, можно было увидеть вполне сносную игру, в которой, по крайней мере, были нормально (по меркам Dendy) отрисованы персонажи, каждый из них имел по два супер-удара и бросок. Также, стараниями пиратов азиатской наружности, на Dendy появились версии Street Fighter и Tekken.
NEW Ghostbusters 2
'Охотники за привидениями' были популярнейшими героями конца 80-х. Комедийный ужастик про четверых бравых борцов с нечистью обрел миллионы поклонников по всему миру. Два фильма, мультсериалы и множество игр самого разного качества. На Dendy знаменитой четверке явно не повезло – практически все проекты на поверку оказывались редкостным шлаком. Например, сделанная по второму фильму The Ghostbusters 2 начиналась с того, что главный герой в какой-то помойной тошнотворной канализации плевался зеленой жижей в неких абсолютно неидентифицируемых существ вроде тараканов. Все это выглядело настолько убого, что хотелось выключить игру и забыть о ней. К счастью, ситуацию кардинально исправила New Ghostbusters 2, явно сделанная с любовью к фильму. Во-первых, игра четко следовала его сюжету. Во-вторых, давала возможность самому выбрать себе любого из героев и дополнительно – напарника, который будет ходить за вами. В третьих, авторы не поленились переделать несколько до боли знакомых мелодий из фильма под восьмибитный формат, что и сейчас может вызвать ностальгические слезы. Да и вообще, сама игра вышла очень и очень качественной, и с нормальной механикой. Вы с напарником гуляли по огромным локациям вроде отеля и искали привидений, коих здесь было великое множество. Ваш герой должен был цеплять их бластером, а напарник (к слову – в отличие от вас, абсолютно бессмертный) – захватывать в ловушку. Самих привидений было множество разновидностей, к каждому нужен был свой подход. Плюс к этому, игра очень мило выглядела, а сами охотники были нарисованы забавными маленькими колобками с ножками. Призраки были отлично отрисованы.
Home Alone 2: Lost in New York
А вот другой классике американской комедии на Dendy явно места не нашлось. По замечательному семейному фильму 'Один дома' на восьмибитной консоли выходило непонятно что. В общем-то, это неудивительно, т.к. сюжет милого детского фильма не предполагал никаких экшен-сцен, и было вообще не ясно, зачем делать по нему игру. Однако, в то время лицензия на громкое название давала возможность зарабатывать огромные деньги, продавая низкокачественные проекты. В Home Alone главный герой прятался от воров по всему дому, а вот вторую часть превратили в забег с препятствиями. Сами игры были довольно неплохими и честно старались развлечь игрока и обыграть знакомые сцены из фильмов, однако сама механика и идея были притянуты за уши огромными клещами, как и в случае с играми по трилогии «Назад в будущее».
KickMaster
KickMaster была потенциально интересной, но странной игрой. Само название явно подразумевало, что речь пойдет о спортивном файтинге или футбольном симуляторе (ну ГДЕ еще может быть «мастер пинка»?). Но нет. События явно происходили в каком-то мрачном фентези с ведьмами, скелетами, упырями и прочей нечистью. Однако, при этом, вопреки всем заветам сеттинга, главный герой в голубых доспехах не пользовался холодным оружием, а почему-то предпочитал исключительно раздавать пинки встречным монстрам. Самих ударов ногами здесь было великое множество, большая часть из них открывалась по ходу прохождения. В целом играть было довольно интересно. Враги легко умирали после 1-2 пинков, музыка была неплохой, разве что подводило немного неотзывчивое управление. Да и игру стоило бы назвать «Таэквондо с ведьмами» — дабы игроку понятнее было.
The Lion King 3: Timon & Pumbaa
На Dendy, пожалуй, побывали все герои Диснея, каких он только успел выдумать. Не стал исключением и 'Король Лев'. Все восьмибитные платформеры с его участием отличились приятным игровым процессом, красочной графикой и совершенно фантастической по меркам консоли анимацией. В третьей части компанию главному герою составила всеми любимая парочка дуралеев – Тимон и Пумба. За каждого из них можно было поиграть, каждый обладал своими уникальными способностями. Музыка, даже в восьмибитном формате, была чудесной. The Lion King 3 стал одним из хитов для Dendy.
The Little Mermaid
Отхватила себе на консоли место под солнцем и Русалочка (хотя, тогда скорее уж – под водой). The Little Mermaid стала игрой-фавориткой для миллионов девочек, давая возможность побыть любимой героиней, поплавать в красивейшем подводном мире. Сама игра напоминала подводные уровни из «Марио», однако, сделана была не в пример качественнее. Уровни были великолепно прорисованы, героиня – приятно анимирована. Игровой процесс, за вычетом встреч с боссами, был спокойный и умиротворяющий, а чудесная музыка только добавляла игре очков. Со временем уровни становились все сложнее, однако никаким хардкором уровня Battletoads здесь, к счастью, и не пахло. Одна из лучших игр для девочек на Dendy.
The Micromashines
The Micromashines была одним из сильнейших проектов для Dendy и представляла из себя гонки с видом сверху. Игровой процесс был настолько затягивающий, что, например, я мог сидеть за этой игрой по нескольку часов, проходя одно и то же, и это абсолютно не надоедало. Гонки в игре проходили на миниатюрных машинках, катерах и другой технике. Также, вы были вольны выбрать себе персонажа и противников. Действие, как правило, происходило на столе, посреди чашек, блюдец, книжек или инструментов, а трасса могла быть очерчена мелом или выложена дорожкой из мюслей. Стиль этой игры невозможно было спутать ни с чем, а возможность играть вдвоем и отличная физика добавляли ей интереса. В середине 2000-х была предпринята попытка возродить сериал на ПК и консолях прошлого поколения, однако The Micromashines V4 вышла жутковатым трэшем, четко зав понять, что серия осталась в 90-х, и пытаться неумело перенести ее в 3D – глупо и бессмысленно.
Ninja Gaiden 3: The Ancient Ship of Doom
Супер-популярный в наши дни слэшер Ninja Gaiden когда-то начинал свое триумфальное шествие с восьмибитных консолей. На той же Dendy вышло целых три игры, которые, впрочем, визуально почти не отличались друг от друга и развивали одну и ту же сюжетную линию. Ninja Gaiden рассказывала историю молодого ниндзя Рю Хаябусы, приехавшего в Америку для того чтобы отомстить убийцам своего отца. Также в сюжете фигурировал злодей с планами на мировое господство и освобождение древнего демона. Особенно приятно, что сюжет в игре подавался качественно нарисованными аниме-вставками. А игровой процесс мало чем отличался от других экшен-платформеров на Dendy. Рю ловко владел мечом, сюрикенами различного вида, а также умел ловко цепляться за стены а-ля Человек-паук и прыгать еще выше. Каждая новая часть давала игрокам новую историю и несколько новых возможностей.
Rambo
Rambo на моей памяти осталась как одна из самых противоречивых игр для Dendy. Странная, не очень красивая, но местами интересная. Внешне это был обычный экшен-платформер с видом сбоку. Сюжет стартовал с того, что главного героя, того самого Рэмбо, вытаскивал из тюрьмы некий полковник – чтобы отправить на опасное задание во Вьетнам как отличного специалиста по боевым действиям. Игра сразу начиналась с диалогового экрана, на котором в диалоге с полковником можно было выбрать фразу «Не-е, мне и в тюрьме неплохо». Тем не менее, приходилось соглашаться, чтобы начать игру. Тем не менее, даже после этого начать ее было не так-то просто. Дело в том, что совершенно неожиданно для Dendy сама игра стартовала в традициях современных военных шутеров – с мирной территории, где нужно только ходить и разговаривать со всеми, активируя таким образом скрипты. Все же в восемь лет я был не готов к такому и более того – не знал английский настолько, чтобы понимать хотя бы четверть всей происходящей на экране болтовни. Как результат, в те далекие годы я пилил по этой несчастной военной базе с тремя NPC часов эдак восемь, не понимая, что от меня хотят. В итоге выяснилось, что поручение «Иди в ангар» означало необходимость нажать кнопку «действие» у невнятного серого пятна на такой же серой стене, очевидно символизирующего дверь. Весело? Да не то слово.
Когда игра все же начиналась, геймплей представал перед игроком во всей своей специфической красе. Рэмбо мог метать ножи, стрелять из лука или автомата. Первые уровни были откровенно ужасны – нашему герою противостояли какие-то змеи и пчелы. Зато в первые же пять минут этой миссии можно было встретить в джунглях девушку и, тупо ухмыляясь, начать к ней клеиться. Кстати на диалоговом экране Рэмбо почему-то был рыжий как певец Андрей Григорьев-Аполлонов. Очевидно, так разработчики решили проблему того, что длинная шевелюра брюнета сливалась бы с фоном экрана.
Robocop 3
Другому легендарному киногерою тех лет – Робокопу – повезло больше. Про него на восьмибитной консоли вышло целых три игры, и каждая из них была по-своему интересна. Первая часть была довольно топорной и медленной, главному герою противостояли какие-то гопники в ботинках огромного размера, мотоциклисты и собаки. В некоторых местах Робокоп убирал оружие, очевидно дабы избежать лишних жертв, и начинал дубасить врагов врукопашную. Кстати, только так и можно было пройти первого босса, похожего на ушастую обезьяну – пули на него не действовали. Во второй части разработчики немного улучшили экшен-часть и, судя по физике, прикрутили к игре движок игры Darkman. Третья часть стала самой вменяемой в сериале – в нее мы с друзьями играли дольше всех. Отличный экшен, разнообразные враги и хитрые боссы не давали заскучать. Кстати, озвучена игра была довольно неплохо.
***
Дефицитом спортивных игр Dendy никогда не страдала. На ней было множество симуляторов футбола, баскетбола, хоккея, регби, а также биллиард. Самые светлые воспоминания оставила хоккейная игра Blades of Steel. Восемь американских хоккейных клубов, яркое зрелище, простое доступное управление, стремительный геймплей и возможность начистить фейс обидчику сделали эту игру яркой и качественной. Даже я, человек, никогда не любивший хоккей, играл в нее вечерами, не отрываясь. Также, на Dendy была масса проектов, посвященных олимпийским играм. Вы просто выбирали себе дисциплину, например, бег, и старались уделать оппонента.
Spider-man: Return of the Sinister Six
Вместе с Бэтменом и Капитаном Америкой попробовал свои силы на Dendy и Спайди. И честно говоря, выступил он менее удачно, чем собраться по комиксам. Лучшие игры про него были на гораздо более мощных консолях вроде Sega и Super Nintendo. Восьмибиткам же досталась странная глючная Return of the Sinister Six. Выглядела игра довольно бедно, действие сопровождала странная музыка, а сам Паук в упор не попадал кулаком или ногой по стоящим в двух шагах злодеям. Управление было довольно-таки непонятным и тормозным. Если играя на джойстике от «Денди», у меня еще кое-как получалось летать на паутине, то с клавиатуры это стало практически невозможным. Зато можно было сразиться с целым выводком старых добрых злодеев вроде Мистерио, а сам Спайди умел карабкаться по стенам. Что еще нужно было для счастья?
Tale Spin
Как правило, игры собранные по мотивам приключений диснеевских героев, превращались в платформеры, однако, Tale Spin, будучи основанной на некогда популярном мультсериале 'Чудеса на виражах', по понятным причинам стала исключением. Это была приятная, отлично нарисованная, веселая самолетная аркада. Тем не менее, ее качество ощутимо отставало от похожих проектов, поэтому особой популярности игра не получила. Не доведенная до ума механика в купе с предельно странным управлением все же немного отталкивали от игры. По нажатию «вниз» или «вверх» главный герой зачем-то опускал или поднимал нос самолета и начинал стрелять уже по диагонали, вместо того чтобы просто подняться или снизиться в воздухе. Плюс к этому стрелял он медленно, а врагов на экране было достаточно. Как результат, игрок почти не успевал реагировать на такой скорости. Зато присутствовала возможность перевернуться и полететь в обратном направлении вниз головой.
Teenage Mutant Ninja Turtles 3: The Manhattan Project
Про Черепашек-ниндзя впору делать отдельную врезку в этой статье, т.к. игры про них были настоящими жемчужинами восьмибитной консоли. Четыре крепких качественных проекта, которые навсегда отпечатались в памяти игроков поколения Dendy. Teenage Mutant Ninja Turtles за номером «один» была крепким сложным двухмерным экшеном. Здесь присутствовало великое множество разнообразных врагов: от невесть откуда взявшихся гигантских мух, до ниндзя и знакомых любителям мультсериала боссов. Программа действий была стандартной для любой игры про зеленую четверку до 2003 года – спасти Эйприл, завалить Шредера с Кренгом и взорвать Технодром. Помимо экшен-уровней, присутствовала возможность поплавать под водой, походить по открытому городу с видом сверху, и даже поездить на знаменитом бронированном фургоне Черепашек. От игры отталкивала разве что излишняя сложность – некоторые уровни необходимо было заучивать как таблицу умножения и перепроходить по десять раз.
TMNT 2: The Arcade Game была уже абсолютно другой игрой. С другим стилем, настроением и механикой. Игра переместила героев в псевдо-3D, где он мог ходить своим персонажем не только вперед-назад, но и вправо-влево. Такой ракурс позволил подключить к игре второго игрока, что обеспечило этой игре долгую жизнь. Черепашки научились коротеньким связкам ударов, а также одному супер-удару в прыжке, который гарантированно отключал большинство противников. Битвы с боссами вышли очень интересными – неприятели тоже могли двигаться и стрелять во всех направлениях, идти в рукопашную или на таран. Помимо стандартных экшен-уровней, были еще заезды на моторизованном скейтборде. Игра отличилась приятной графикой, яркими уровнями и большим количеством разномастных противников, среди которых были, например, снеговики.
TMNT 3: The Manhattan Project была по большому счету повторением программы сиквела, но с рядом качественных изменений. У Черепашек появилась дополнительная анимация, в случае если игрок несколько секунд бездействовал. Также, каждый из героев получил по одному уникальному супер-удару, использование которого в угоду балансу снимало у персонажа один пункт здоровья. Враги остались прежними – разноцветные ниндзя-роботы, механические крысоловы и прочие интересные личности. В качестве одного из промежуточных боссов выступала гигантская черепаха-мутант по имени Слэш, знакомая любителям комиксов о зеленой четверке.
Далее эта концепция получила развитие в TMNT: Turtles in Time, однако на Dendy эта игра не выходила. Зато вместо нее восьмибиткам достался отличный файтинг TMNT: Tournament Fighters. Семь бойцов, четыре арены, проработанная боевая система. Эта игра полюбилась многим. Дабы не выговаривать сложное название, у нас игру в просторечии нарекли «Черепашки-бойцы». При достаточно большом для файтинга на Dendy выборе действий управлялась игра легко. Например, вражескую атаку с воздуха можно было остановить простым нажатием кнопки – герой сам додумывался выполнить вместо обычного удара рукой апперкот.
Terminator 2: Judgement Day
Первые две части фильма 'Терминатор', снятые Джеймсом Камероном, и по сей день входят в сокровищницу мирового кинематографа. И, разумеется, качественный боевик не мог обойтись без огромного количества игр «по мотивам». На Dendy отличилась игра по второй части «Терминатора». И надо сказать, отличилась не лучшим образом. Ее главная проблема была в качестве. Авторы постарались воспроизвести все запоминающиеся моменты из фильма в игре, однако это не сработало. Здесь присутствовала даже та самая культовая погоня на мотоциклах, но на высокой скорости управлять железным конем, уворачиваться от препятствий и стрелять было практически невозможно. Да и стартовала игра с каких-то невнятных кулачных боев с местным хулиганьем на фоне грузовиков. Зато здесь присутствовали прилично нарисованные видеовставки.
Tom & Jerry (& Tuffy)
Ни одна консоль не могла бы обойтись без игры по мотивам приключений легендарных мультяшных героев – Тома и Джерри. Эта неугомонная парочка начала изводить друг друга еще в середине 20-го века. Стиль этого мультфильма нельзя было спутать ни с чем: острый юмор, жесткие сцены расправы над бедным котом, великолепный джаз в саундтреке. По количеству серий «Тома и Джерри» может уделать разве что «ДОМ-2», выходящий ежедневно.
С играми про знаменитую парочку на Dendy все вышло довольно неплохо. Мне доводилось играть в первую и третью части. Третья вышла странным тормозящим бредом наркомана, в котором Джерри двигался как в тумане, зато самая первая под названием Tom & Jerry (& Tuffy) вышла чудесным платформером и показала великолепный для Dendy уровень анимации. Играть также предстояло за неугомонного мышонка. Собирать сыр, бонусы, избегать ловушек и отправлять в нокаут боссов. На мой взгляд, одна из лучших игр на консоли.
Super Mario Bros
Ну и напоследок, пожалуй, главный игровой проект для Dendy. Одна из самых продаваемых игр в истории (не на восьмибитках, а вообще). Игра, давшая толчок индустрии. Игра, новые части и переиздания которой выходят и сегодня. И пользуются таким же спросом у игроков. Веселый, яркий платформер Super Mario Brothers. Сама по себе игра в представлении не нуждается. Усатый водопроводчик бегал по большому красивому миру, кушал грибы, давил противников, которые были представлены в виде разнообразных зверушек. По большому счету, единственное, что умел главный герой – это прыгать. Взяв специальный бонус, можно было стрелять в противников, однако игра прекрасно проходилась и без этого. Главной и единственной целью было спасение принцессы, однако, каждый раз, в конце очередного уровня и после битвы с боссом героя ждало разочарование – выяснялось, что принцессу держат в другом замке. Над этим замечательно пошутил Джонатан Блоу в своем арт-платформере Braid.
В последующих частях Марио научился нескольким новым трюкам, а в компанию ему отрядили еще нескольких героев с разными способностями. Самое большое развитие серия получила на Nintendo Wii, превратившись в полноценный трехмерный платформер с огромным количеством разнообразных уровней. На сегодня Dendy-версия «Марио» — это конечно раритет, но играть в нее все так же интересно как в начале 90-х.
Итак, путешествие в прошлое можно считать завершенным. Мы вспомнили множество интересных проектов для восьмибитной консоли, некогда ставшей игровой классикой. Безусловно, осветить все хиты Dendy в одной статье почти невозможно – часть проектов была пропущена по различным причинам. Некоторые работали на эмуляторе с дикими багами, либо не желали запускаться вообще, поэтому освежить воспоминания для статьи у меня не получилось. Но надеюсь, что вам понравился этот небольшой экскурс в историю видеоигр. Удачи.
1153 Прочтений • [В гости к слонёнку] [21.05.2012] [Комментариев: 0]