Что бы там ни говорили противники электронных развлечений, игры не только убивают свободное время, но и учат. В свое время создатели исторической стратегии Age of Empires шутили, что благодаря им миллионы людей узнали, что такое требушет. В свою очередь, Mass Effect — не только главная космоопера нашего времени. Это, по сути, сборник предсказаний футурологов. Основываясь на научных исследованиях и гипотезах, канадские разработчики представили, какое будущее ждет человечество. Без преувеличения, сотрудников BioWare можно назвать Жюлями Вернами от игровой индустрии. Мы решили провести небольшое исследование на тему того, как видят освоение космоса игроделы, и что им отвечают ученые.
Лунная соната
Если верить «нострадамусам» из BioWare, в июле 2069 года, спустя 100 лет после первой лунной высадки, на спутнике Земли состоится помпезное открытие базы «Армстронг». Она станет первым поселением людей в космосе и будет располагаться у южного полюса в кратере Шеклтона. Названа база в честь знаменитого астронавта Нила Армстронга. Другие расы космические станции не строили, поскольку это дорого, невыгодно, сложно и небезопасно. Однако земляне поздно вступили в контакт с инопланетянами и были вынуждены создавать перевалочные пункты для межпланетных перелетов.
В реальности кратер Шеклтона действительно считается идеальной площадкой для лунной базы, поскольку находится вблизи южного полюса и почти всегда освещен солнцем. Кроме того, на его кромке есть подходящий для посадочной площадки выступ. Ученые также надеются, что в кратере могут обнаружиться запасы кислорода и водорода. Если их добывать на месте, а не доставлять с Земли, это значительно удешевит колонизацию Луны.
Проблемы в том, что из-за низкой гравитации на Луне трудно создать подходящую атмосферу. Здесь нет магнитного поля, достаточного для защиты от радиации, и сила тяжести отличается от земной. Ученые постоянно фантазируют о терраформировании спутника — изменении климатических условий и создании благоприятной для людей атмосферы. Но это дорого, рискованно и экономически нецелесообразно, во всяком случае, пока. Скептики говорят, что проще Антарктиду превратить в город-сад. Правда, на Луне есть в достатке ценный источник энергии гелий-3. Из-за безвредности отходов он может прийти на смену ядерному топливу, но его пока невозможно использовать: необходимы слишком высокие температуры. Так что разумнее оставить Луну в нынешнем состоянии и использовать ее как «космопорт» Земли.
Марс атакует
По летописи Mass Effect, уже через 90 лет люди начнут колонизацию Марса. В 2103 году на красной планете в каньоне Эос появится первое поселение — Лоуэлл Сити. В 2148 году люди обнаружат на Марсе протеанский аванпост. Расшифровка языка протеан и исследование их артефактов приведут к технологическому прорыву. С появлением нового сверхсветового двигателя от дальнейших планов по терраформированию Марса решили отказаться. Зачем тратить огромные деньги, если можно найти планету поприличнее? Колонизация была практически прекращена, иммиграция строго ограничена — в основном, там работают ученые. На южном полюсе, вокруг протеанских руин, создан музей. Поиски артефактов продолжаются.
На самом деле ученые сходятся во мнении, что в Солнечной системе для терраформирования наиболее всех подходит Марс. Процесс этот крайне дорогостоящий, но на покорение красной планеты уйдет несравнимо меньше средств, чем, скажем, на раскаленную Венеру или далекие спутники Юпитера. На Марсе очень холодно, но температуру можно поднять орбитальными зеркалами за счет отражения солнечного света или направленных ядерных ударов в залежи гидратов. Это приведет к выбросу в атмосферу парниковых газов и постепенно нагреет планету.
Однако пусть Марс и сосед Земли, летать туда-обратно крайне дорого. Одним изменением температуры планеты ограничиться не удастся. Существует ряд других затрудняющих колонизацию проблем. У Марса нет мощного магнитного поля, которое убережет от радиации, недостаточная для комфортной жизни гравитация, а тонкая атмосфера плохо защищает от метеоритов и не удерживает тепло. Даже если бы Марс располагался ближе к Солнцу, он все равно оставался бы холодным.
Утомленные солнцем: Цитадель
Космическая станция Цитадель играет важнейшую роль в трилогии Mass Effect. Ее построили в центре Змеиной туманности коварные Жнецы. Мегаконструкция весом в семь миллионов тонн стала центром разумной жизни в галактике. После гибели цивилизации протеан станция пустовала многие тысячелетия, пока ее не нашли азари, а чуть позже — саларианцы. Примерно в 500 году до нашей эры был основан Совет Цитадели, к которому стали один за другим присоединяться инопланетные народы. Там проживает свыше 13 миллионов представителей всех рас. По форме Цитадель напоминает пятиконечную звезду, в случае угрозы секторы складываются в бронированный 25-километровый цилиндр. Благодаря вращению на станции поддерживается гравитация. Ее уровень в жилых секторах достигает комфортных 1.02 G. Другие известные космические станции — земные «Гагарин» и «Арктур» — внешне напоминают Цитадель, но заметно уступают ей размерами.
Хотя Цитадель возводили высокоразвитые машины тысячи лет назад, мегаконструкция, особенно ее главный модуль, сильно напоминает «Стэнфордский тор». Проект этой орбитальной колонии был в 1975 году предложен НАСА студентами Стэнфордского университета. Космическая станция способна вместить до 140 тысяч поселенцев и имеет форму бублика: такая форма оптимальна для сдерживания внутреннего давления и отражения солнечной радиации. Каждую минуту Тор должен совершать один оборот вокруг своей оси. Центробежная сила создаст искусственную гравитацию в 0,9 — 1 G. При такой низкой скорости морская болезнь никому не грозит. Солнечный свет проникнет внутрь через систему зеркал. Внутри станции расположатся жилые помещения и плантации. На внешней стороне — промзона и посадочная площадка. Запуск космических кораблей с орбиты значительно упростит освоение космоса.
Проблема у этого проекта одна — его астрономическая стоимость. Строительство космического поселения сегодня обошлось бы минимум в 100 миллиардов долларов. Расходы можно было бы уменьшить, если бы материалы для сборки транспортировались, например, с Луны при помощи электромагнитной катапульты, но... Стоп, у нас ведь нет лунной катапульты. Что еще? Загибайте пальцы: нужно решать проблему гравитации, систем жизнеобеспечения, транспорта, а также защиты от радиации и астероидов. Но даже если все уладить, поселенцы столкнутся с большим количеством физиологических и психологических проблем. Ученые даже рассматривают вариант с генетической модификацией человека для приспособления его к жизни в космосе.
Добро пожаловать на Иден Прайм
В 2149 году люди нашли и активировали масс-ретранслятор на спутнике Плутона. Благодаря возможности почти мгновенно перемещаться на огромные расстояния земляне обнаружили миры с благоприятными условиями. Одной из первых планет за пределами Солнечной системы, где появилась человеческая колония, стала живописная Иден Прайм. Ее биосфера отлично подходила для ведения сельского хозяйства. Гравитация почти такая же, как на Земле, средняя температура — 23 градуса. Разве что сутки длятся 64 часа, но разве это проблема для неугомонного колониста со взором горящим? На Иден Прайм перебрались без малого 4 миллиона человек. В 2183 году на планете обнаружили маяк протеан. Вскоре колонию атаковали геты во главе с Сареном Артериусом, но доблестный капитан Шепард отбил атаку.
Существование почти идеальных для землян планет вроде Иден Прайм хоть и не доказано, но вполне вероятно. Должны совпасть астрофизические, геофизические и геохимические факторы. Проще говоря, требуется источник энергии (читай — Солнце), подходящая орбита, скорость вращения, плюс ряд других нюансов. Чтобы удерживать гравитацией плотную атмосферу и сохранять приемлемую температуру, планета должна быть не слишком легкой и не слишком тяжелой по сравнению с Землей и располагать достаточным магнитным полем для защиты от радиации. Звезды подобные Солнцу уже открыты. Углерод, водород, кислород и азот, которые образуют 96 % общей массы Земли, тоже не редкость. Есть теория, что наиболее перспективная для нас планета находится в созвездии Весов и обращается вокруг красного карлика Глизе 581.
В реальности палеонтолог Питер Уорд и астроном Дональд Браунли выдвинули гипотезу уникальной Земли. Они усомнились в существовании похожей на Землю планеты и привели множество доводов, почему люди одиноки во вселенной. Критиков гипотезы еще больше чем сторонников. Многие утверждают: разумные существа вовсе не обязаны походить на земные. Быть может, когда-нибудь мы встретим формы жизни с отличным от нашего обменом веществ. Другое дело, что их миры будут для нас совершенно не привлекательны.
В Mass Effect есть десятки обитаемых планет, колонизированных астероидов и космических станций. Жизнь чрезвычайно разнообразна. Посетите Иллиум, планету-сад, а затем, для сравнения, слетайте на Тучанку, родину кроганов, ставшую ядовитой после ядерной войны. А вы в курсе, что планета волусов имеет аммиачную атмосферу, и кислород для них смертелен, почему они и вынуждены в ходить в скафандрах? Знаете, что галактический стандартный день на 16% дольше, чем земной? Почитайте Кодекс на досуге. Игровая вселенная Mass Effect вполне научна: в ней переплелось множество интересных гипотез. Теперь, когда трилогия завершилась, остается лишь смотреть по ночам в звездное небо и гадать: сможем ли мы когда-нибудь колонизировать все это?