Кто из нас в детстве не мечтал стать космонавтом? Увы, в реальной жизни шанс отправиться к звездам выпадает лишь счастливчикам. Все остальные сублимируют нереализованные желания в тематических видеоиграх, где космическую романтику едва ли не ведрами черпают. Там можно и сражаться на звездолетах, и строить собственный флот, и вести переговоры с марсианами, а на десерт спасать галактику, как это делает капитан Шепард. Жаль, таких игр выходит все меньше, да и завершение трилогии Mass Effect не внушает оптимизма. Пока приключения экипажа «Нормандии» еще свежи в памяти, мы решили составить хит-парад лучших космических игр в истории.
Звездный капер
Privateer начиналась как ответвление серии Wing Commander. В 1996 году ее более технически продвинутый сиквел уже превратился в самостоятельную игру и стал культовым. Секрет успеха в том, что разработчики, братья Робертс, впервые скрестили два главных космических симулятора 80-х — начала 90-х годов: собственно Wing Commander и Elite. От первого игра взяла яркий сюжет и многочисленные видеоролики с участием настоящих актеров (главного героя играл Клайв Оуэн), от второй — свободу путешествий. Здесь можно было не только выполнять миссии, сражаться с пиратами и военными, но и исследовать звездную систему, открывать новые технологии, торговать. Все это разрешалось делать даже после завершения сюжета. Именно из Privateer 2 спустя 7 лет вышел ее облегченный, но очень популярный аналог — Freelancer.
Дом, милый дом
До того, как уйти на службу Императору во вселенную Warhammer, студия Relic Entertainment успела выпустить главную космическую стратегию всех времен и народов. В Homeworld разрешалось добывать ресурсы, изучать технологии, строить флот и бросать все это на врага в полностью трехмерном космосе. Стратегия была очень подробной, а дыры в балансе, позволявшие строить всю тактику на бесконечном захвате вражеских кораблей, залатали в сиквеле. Homeworld ценят не только за увлекательный игровой процесс, умный ИИ, продуманный интерфейс и бодрый мультиплеер. Здесь все было прекрасно: и мистический, полный отсылок к Библии сюжет, и атмосферный саундтрек, и шикарные звездные панорамы.
Эффект массы
Ролевая игра студии BioWare — это не только моральные дилеммы, прокачка персонажей, перестрелки с укрытиями и неуставные отношения главного героя с напарницами и напарниками. Еще это и путешествие на космическом корабле «Нормандия» по десяткам звездных систем. Проработка не такая глубокая, как в полноценных космосимах, но здесь тоже можно улучшать звездолет и чувствовать себя первооткрывателем, сканируя секторы и планеты в поисках ресурсов, артефактов или остатков погибших кораблей. В третьей части путешествовать по галактике стало еще интереснее. Игроки вынуждены не только следить за количеством топлива, но и спасаться от жнецов, которые могут заметить игрока и напасть на звездную систему. Одним словом, космос в Mass Effect — не фон, а полноправный участник игры.
Икс-фактор
Первая игра этой серии, X: Beyond the Frontier, в 1999 году подхватила эстафету у великих, но технически устаревших космосимов старой школы. Как и в Privateer 2 или Elite, игрок должен был сам выживать в огромной вселенной с сотней звездных секторов. Особый упор был сделан на экономику. Торговля на первых порах была чуть ли не единственным способом выживания. Виртуальный мир жил по своим законам, а цены динамично менялись, реагируя на спрос и предложения. В сиквеле, X2: The Threat, разрешалось основать собственную империю, стать владельцем заводов и станций. В X3: Reunion, лучшей игре серии, все действия игрока отражались на репутации у разных фракций и рас. Здесь можно было вовсе ничего не делать, а просто бороздить просторы на звездолете и наслаждаться, пожалуй, самым красивым космосом в истории видеоигр. На сегодня серия X остается единственной наследницей эпических космосимов старой закалки. В этом году должна выйти новая часть, X: Rebirth.
Галактика онлайн
Онлайновых игр про космос сегодня немногим меньше, чем звезд на небе, но EVE-online — безусловно, лучшая из них. В 2003 году никому не известная исландская студия CCP Games выпустила игру, которая через несколько лет превратилась в одну из самых значимых, успешных и густонаселенных MMOG. Разработчики взяли за основу классическую формулу: игрок на слабом корабле и с грошом в кармане выбрасывается посреди космоса и предоставляется сам себе. Можно воевать, быть пиратом или заниматься мирной деятельностью — дипломатией, торговлей, добычей ресурсов или грузоперевозкой. Одному в мире EVE-online выжить практически невозможно, поэтому главной особенностью игры стала возможность объединяться в альянсы. Они живут по законам реальных корпораций и периодически ведут масштабные войны, о которых еще долго слагают легенды на форумах, а иногда даже рассказывают в вечерних новостях по телевизору. Одним словом, это такой космос в космосе.
Вакуумные рейнджеры
В начале нулевых русский игропром переживал свои лучшие годы. Именно тогда отечественные разработчики могли неожиданно выпустить игру, которая становилась предметом обожания. Такова была судьба «Космических рейнджеров». Начинавшаяся как маленький проект Дмитрия Гусарова, она в 2002 году превратилась в настоящего убийцу свободного времени. Управляя маленьким корабликом, вы растворялись в огромном виртуальном мире с десятками звездных систем: торговали, сражались, приземлялись на планеты и космические станции, выполняли задания, приставали к торговым судам с криками «Кошелек или жизнь!» Все действия отражались на репутации у разных рас. Изюминкой игры стали отлично написанные текстовые квесты и динамично меняющийся мир, который, прямо как у Годара, жил своей жизнью. Во второй части ко всему этому добавилась возможность участвовать в стратегических боях на поверхности планет.
Управляя звездами
Без этой игры не было бы «Космических рейнджеров». Именно в Star Control 2 1992 года выпуска впервые были совмещены свободное исследование звездных систем, аркадные бои, элементы квеста, стратегии и RPG. В течение 5 виртуальных лет игрок чувствовал себя этаким Христофором Колумбом в космосе. Он бороздил звездные просторы, открывал новые планеты, высаживался на них и охотился на всякое чудное зверье. Кроме того, нужно было собирать ресурсы и технологии для улучшения своего флагманского корабля, торговать, воевать и строить дипломатические отношения с представителями инопланетных рас, выбирая реплики для общения с ними. А еще приходилось собирать собственный флот: в аркадных сражениях по очереди могли участвовать все 12 кораблей. Управлять ими не обязательно должен сам игрок — при желании эту обязанность можно перепоручить ИИ.
Дотянись до Ориона
Три первых места мы отдаем играм, которые стали родоначальниками целых жанров. Master of Orion 1993 года впервые позволила освоить космос по принципу пошаговой стратегии в духе Civilization и Colonization. Цель игрока — возглавить одну из непохожих друг на друга рас и привести ее к господству в галактике, колонизируя планеты и воюя с врагами. Был и мирный способ: победить на выборах и стать лидером объединенной галактики. В любом случае приходилось работать сразу на несколько фронтов: добывать ресурсы, изучать технологии, строить сооружения, заниматься экономикой, перевозить население с одной планеты на другую и лично вести дипломатические переговоры. Именно здесь впервые появилась возможность конструировать корабли. Во второй части, которая считается лучшей в серии, разрешалось создавать собственные расы, а дипломатия стала еще более значимой и проработанной. Из Master of Orion вышла масса стратегий, включая популярную Galactic Civilization.
Командир эскадрильи
Серия Wing Commander — «мама» всех космосимов, ориентированных на эффектные сражения и сюжет. Братья Робертс выпустили первую игру серии в 1990 году, с тех пор Wing Commander надолго стала иконой для разработчиков подобных игр. Играть предлагалось не за безвестных наемников, свободно бороздящих просторы вселенной, а за пилотов на службе Земной Конфедерации, которые сражаются с агрессивной расой килрати. Именно здесь впервые была использована формула, при которой сюжет разбивается на отдельные миссии, на дальнейшее прохождение влияют предыдущие успехи, а сражения постоянно чередуются с длинными видеороликами. Причем начиная с третьей части в этих заставках играли голливудские актеры, включая Малькома Макдауэлла и Кристофера Уокена.
Первый на галактике
Первое место заслуженно получает игра, с которой практически все и начиналось. Elite вышла в 1984 году для компьютера BBC Micro. Она не стала первой игрой о космосе, но заложила принципы, по которым с тех пор существовали и существуют многие космосимы. Она предоставила игроку полную свободу в огромном мире, и впервые этот мир генерировался заново, случайным образом при каждой новой сессии. Студенты Кембриджского университета Дэвид Брэбен и Ян Белл уместили в 22 Кб памяти восемь галактик с 256 планетарными системами в каждой. Игрока выбрасывали в эту космическую бездну на утлом суденышке со 100 кредитами в кармане. А дальше — выживай как знаешь. Хочешь — торгуй, хочешь — буравь астероиды, выполняй военные миссии, занимайся пиратством или ступай в наемники. На заработанные средства можно было всячески улучшать свой корабль. Сюжет служил лишь фоном, а главной целью было развитие игрока, исследование космоса и достижение высшего, «элитного» ранга.
Хороших игр с космической романтикой немало. Например, в этот материал не вошла популярная среди обладателей первой PlayStation трилогия Colony Wars и серия StarCraft. Но именно благодаря перечисленным проектам в сфере игр про межзвездные странствия установились правила, которым разработчики следуют до сих пор. Хотите отправиться туда, куда еще не долетел «Вояджер 1»? Тогда познакомьтесь с одной из названных игр. Или, быть может, у вас есть свою любимицы в этом жанре?
1300 Прочтений • [Через игры в космос] [21.05.2012] [Комментариев: 0]