Доброго времени суток всем читателям. Каждый раз, садясь за очередную игру, мы не задумываемся, для чего нам это нужно. Мы просто хотим получить удовольствие от процесса. Однако, мне всегда было интересно, чем же так привлекают человека игры. Процесс игры в обыденном понимании этого слова служит для развития у детей необходимых навыков: реакции, умения различать цвета, цифры, буквы. Любой материал гораздо проще усвоить в ненапрягающей игровой форме, даже взрослому человеку. А вот притягательность именно видеоигр, пожалуй, в том, что они дают возможность человеку совершать те действия, на которые он в реальной жизни не способен по тем или иным причинам: состояние здоровья, материальное положение. Не каждый может позволить себе отправиться на экскурсию в другие страны, исследовать тайные гробницы, или поиграть в футбольном клубе «Реал Мадрид». Игры хотя бы виртуально дают такую возможность и всячески стараются подарить как можно больше положительных эмоций человеку. В них можно побыть бравым воякой, шпионом, самураем – разве что симулятор дворника еще не придумали. Хотя… вспоминая сбор собачьих сюрпризов в Postal 3, пожалуй, я беру свои слова обратно.
Другая сторона игр притягивает людей еще больше. Это – вседозволенность, возможность совершать поступки, которые в реальной жизни обычно остаются лишь в мыслях человека и явно противоречат моральным и этическим нормам. Читая эту статью, вы сейчас сидите за компьютером, а не ходите по улице с дробовиком, превращая прохожих в кровавый фарш. Игры позволяют безнаказанно совершать множество противоправных действий. Игры позволяют грешить. Каждый грех рождается в мыслях человека и в лучшем случае в них же и остается. В худшем – направляет его руки и ноги на совершение ужасного поступка. Грех неизбежно причиняет вред как другим людям, так и самому человеку. Но в этой статье я не буду говорить о влиянии игр на психику, т.к. эта тема уже давно стала избитой и обмусоленной всеми кем только можно. Я расскажу о героях виртуального мира, которые грешат больше всего.
Грехом называется любое преступление, совершенное человеком против Бога, против других людей, или против себя самого (например, самоубийство). Грех совершается как в действиях, так и в словах и мыслях. Семь смертных грехов – это главные человеческие грехи, с которых начинаются уже более серьезные и конкретные действия. За основу я взял последнюю на сегодняшний день принятую в мировом католичестве систему. О ней я и поведаю читателю.
1. Гордыня
У семи смертных грехов нет определенной нумерации или порядка, но начинают обычно именно с гордыни. Также, ее называют гордостью или тщеславием. Это один из опаснейших грехов, который приводит человека к мысли о том, что он превосходит других людей и имеет перед ними преимущество. Гордыня превратила одного из ангелов Божьих в сатану. Гордыня властвовала в сердцах таких людей как Наполеон Бонапарт и Адольф Гитлер.
В видеоиграх людей, упивающихся собственной гордостью, великое множество. В основном это персонажи, пытающиеся подчинить себе то, что обычному человеку неподвластно: пространство, время. Те, кто пытаются отгородиться от существующего мира и сотворить новый. Одним из самых ярких и запоминающихся гордецов является, пожалуй, Эндрю Райан из BioShock, построивший подводный город своей мечты, в котором жители были свободны от власти, религии, моральных и нравственных норм. Его утопия благополучно обрушилась, т.к. он не учел, что отсутствие порядка рождает хаос. В его «идеальном» мире получившие безграничную свободу люди превращались в больных, одержимых маньяков с извращенным мышлением. А открытие ученой Бриджит Тененбаум вещества «АДАМ», которое вначале могло бы стать благом и помочь в исцелении болезней, в итоге превратилось в проклятие. Вещество стало использоваться для изменения структуры человеческого организма, придания ему новых физических свойств и в итоге превратилось в наркотик, спросом на который не преминули воспользоваться мошенники. Вся, безусловно, восхитительная и закрученная история BioShock – это пример того как гордость может разрушить жизни людей, погубив в них все человеческое. В худшем случае – погубить и их самих.
2. Жадность
Жадность (она же – «Алчность») разрушает человека изнутри. Это еще одно проявление гордыни, выражающееся в желании обладать материальными ценностями в количестве, явно превышающем надобность. Еще одно, более древнее название этого греха – «Сребролюбие». Казалось бы, в игровой индустрии этим больше всего болеют алчные охотники за сокровищами вроде Индианы Джонса, Лары Крофт и Натана Дрейка, но нет. На самом деле ему подвержены персонажи с безграничной властью, к примеру, над целым государством. Во множестве экономических стратегий игрок может ради своего обогащения задрать налоги, лишить жителей необходимых продуктов. Однако, мне бы хотелось привести в пример игру, в которой последствия подобных решений видны невооруженным глазом практически сразу же. Это лучший в мире симулятор человеческих прихотей и пороков — напыщенная гротескная ролевая игра Fable 3. В ней игрок на определенном этапе получал возможность управления целым королевством, а впереди его через год ждала война. Для того чтобы успешно отразить атаку нечисти, игроку необходимо было пополнить государственную казну фантастической по меркам игры суммой. Чтобы скопить такую честным трудом, ушел бы, пожалуй, тот же год, только — реального времени. Однако, проблему можно было решить, задрав налоги до небес. Fable 3 всячески искушала игрока, подкидывая ему возможность решать финансовые вопросы различными подлыми махинациями. Можно было заработать огромные деньги, переделав старый детский приют в бордель и выбросив несчастных детишек на улицу. Можно было обогатиться, узаконив детский труд на заводах или уничтожив природное богатство игры – красивейшее озеро. Причем, последствия своих действий вы видели не с высоты птичьего полета, как в RTS, а гуляя по городу с видом от третьего лица. Можно было задрать налоги и цены в скупленных вами магазинах, чтобы поскорее скопить денег на красивый дом или самое мощное оружие. Люди начинали ненавидеть вас, свистеть и улюлюкать на улицах. Однажды на моих глазах произошла незаскриптованная сценка, в которой озлобленная моей политикой женщина, не зная как бы отомстить мне, проходя мимо, со злости дала пинка моему псу, который мирно дремал на дороге. Все же гораздо приятнее в Fable 3 раздать деньги нищим – благо, такая возможность имеется. Однако, это также и идеальная игра для самых жадных и алчных людей.
3. Зависть
Зависть идейно является близким к жадности грехом, но выражается в ненависти к человеку, имеющему блага, которых не хватает вам, а впоследствии – в желании присвоить эти блага себе нечестным путем. Этот грех движет ворами, грабителями и мошенниками. Также, зависть является одним из самых первых человеческих грехов – в библейских сказаниях Каин убил своего брата Авеля именно из зависти, что Бог принял только его дары.
Зависть владеет умами множества героев видеоигр. В основном это преступники, которые хотят хорошей жизни, роскоши, больших денег или других благ. Назвать таких персонажей можно много, но я, пожалуй, выделил бы истории Вито Скалетты из Mafia 2 и Нико Белича из Grand Theft Auto 4. Оба захотели пробиться с самых низов на самые верхи и заработать много денег. Однако, судьба Вито все же выделяется сильнее, т.к. у него была масса возможностей прекратить преступную жизнь. Однако, начав по молодости с мелких краж вместе со своим приятелем Джо, главный герой уже не смог остановиться. Ни моральные принципы, ни его верующая семья уже не смогли увести его с преступного пути. Хотя у него была возможность честно работать, пусть и получая небольшие деньги. Но после каждого нового преступного успеха хотелось все большего. Что и привело к достаточно драматической развязке, показав Вито слабым, бесхарактерным человеком, который не может остановиться, твердо сказать «нет» и отречься от дурного. В итоге он потерял всех, кто был ему дорог, а свою собственную жизнь сохранил лишь благодаря поддержке крупного мафиози. Самое плохое – игрок никоим образом не мог руководить действиями Вито и был вынужден двигаться по намертво заскриптованным линейным сюжетным рельсам. Зависть к чужому добру и хорошей жизни ни к чему хорошему не ведет, потому нужно не смотреть на чужое, а беречь собственное, пусть даже и малое. Вместо матери и сестры ценностями Вито стали деньги, за что он и поплатился.
4. Чревоугодие
Чревоугодие можно охарактеризовать простым русским словом «обжорство». Сам процесс употребления пищи, так необходимый для поддержания жизни человека, становится грехом, когда наступает перенасыщение и желание «угодить своему желудку» — отсюда и название. Церковь учит рациональному принятию пищи, помня о миллионах голодных людей, для которых кусок хлеба ценнее всего на свете. Один из принципов шаолиньских монахов – «Ешь ровно столько, сколько просит тело, но не больше». Обжорство ведет к частичной утрате нравственных ценностей, ведь человек только и делает, что угождает самому себе. Что касается видеоигр, то здесь довольно сложно обнаружить что-то подобное, несмотря на то, что во многих есть возможность питаться. Обычно герой использует пищу для восстановления энергии. Если здоровье персонажа на максимуме, то обычно лишний съеденный кусок просто пропадает из инвентаря, не вызывая никаких видимых изменений. Либо игра просто физически запрещает его использовать. В Fable: the Lost Chapters и Grand Theft Auto: San Andreas обжорство приводило к набору лишнего веса, который визуально отображался в изменении фигуры. Также, в обеих играх желудок героя мог не выдержать огромного количества еды, принятого за один присест, и с отвращением исторгнуть ее обратно, вызывая истерический смех у наблюдающего за этим игрока. В серии Fable одним из элементов игрового мира были магические говорящие двери, которые скрывали за собой сокровища и открывались игроку только при выполнении им определенного квеста, частенько – абсолютно аморального. В уже упомянутой первой части одна из таких дверей предлагала герою до посинения и тошноты уплетать за обе щеки разнообразную пищу прямо у нее на глазах.
Особняком от всего этого стоит шутливая многопользовательская игра на PS3 под названием Fat Princess, представляющая из себя совершенно дичайшую по бредовости версию режима capture the flag, в котором игрокам необходимо украсть у врагов толстую принцессу. А при этом еще и не дать им украсть свою собственную, сидящую на базе, постоянно подкармливая ее кусками торта, чтобы врагам было сложнее ее поднять. Игровая критика встретила проект очень тепло, а вот некоторые движения феминисток взъелись на ее специфическую концепцию.
5. Гнев
Гнев (в других переводах – «Ярость») – один из самых разрушительных грехов, находясь в котором человек теряет здравый рассудок и способен творить страшные вещи. В момент гнева, как и при любом стрессовом состоянии, он ощущает невероятный приток адреналина в кровь, что на короткое время повышает его физические возможности. В видеоиграх эта тема давно исхожена вдоль и поперек. В огромном количестве слэшеров персонаж по мере убийств заполняет шкалу «ярости» и в конечном итоге может применить какой-нибудь особо разрушительный прием или продолжать кромсать врагов, уже с утроенной силой. Самый яркий пример – любая игра про Росомаху из «Людей Икс». В Street Fighter 4 ради интересного баланса шкала ярости заполняется по мере того, как персонаж не наносит, а пропускает удары от противника, зато после этого может ответить самым сокрушительным ударом.
Одним из самых яростных персонажей, пожалуй, является Кратос, главный герой серии слэшеров God of War. Абсолютно все в нем – начиная от внешнего вида и заканчивая темпераментом – пропитано злобой. Полуголый мужчина, огромными лезвиями рвущий противников в клочья, заливая уровни реками крови, потрошащий трупы врагов в мясо. Изъясняющийся исключительно ревом, животным рыком и воплями. Еще при разработке первой части игры создатели взяли курс на максимально брутального героя, весь внешний вид которого выражал бы бурлящую в нем ненависть, жажду отмщения и злобу. Множество вариантов отметалось, и в конечном итоге дизайн Кратоса стал таким, каким мы его привыкли видеть в играх серии. Это персонаж, жизнь которого без войн и убийств немыслима. Антигерой, полюбившийся многим игрокам.
6. Апатия
Апатия (другой вариант – «Уныние») является одним из опаснейших грехов. Этот волк в овечьей шкуре, начинающийся с депрессии или переживаний по поводу неудач, постепенно приводит человека в состояние отрешенности, моральной изолированности от окружающего мира. Апатия убивает само желание человека жить дальше, продолжать стремиться к чему-то светлому и доброму.
Показать апатию человека в видеоигре – задача не из легких. С ней справляются лишь самые пронзительные драмы, в которых игра актеров лишена фальши. На ум мне приходят Итан Марс и Макс Пейн. Первый – один из персонажей интерактивной драмы Heavy Rain, талантливый архитектор, после несчастного случая потерял сына и впал в состояние комы на полгода, после которого у него началась депрессия, приведшая к разводу с женой и ухудшению отношений со вторым сыном. Также, апатия вызывает у Итана некоторые психические отклонения. Игра за него буквально пропитана атмосферой уныния и безысходности.
Второй персонаж – Макс Пейн. Герой одноименного экшена, потерявший всю свою семью и, решив, что терять ему нечего, ввязавшийся в практически самоубийственное расследование. В первой части игры Макс показан безумным бунтарем с кривой ухмылкой на лице, дикой, непрекращающейся внутренней болью и психическими отклонениями. А вот Max Payne 2: The Fall of Max Payne выполнена уже в печальных осенних тонах, и в ней безумство Макса сменяется апатичным настроением, которое дополняется тяжелой инструментальной музыкой в саундтреке. Находясь в состоянии уныния, он практически прекращает ценить собственную жизнь.
7. Блуд
Один из самых омерзительных грехов человека. Грех, погубивший римскую империю. В библейских сказаниях Богом были уничтожены города Содом и Гоморра, жители которых вели распущенную половую жизнь и активно практиковали мужеложство. Блуд частично похож по смыслу на чревоугодие. Сам секс является грехом тогда, когда человек теряет меру.
Сексуальная тема и на сегодняшний день является частично запретной, вызывающей повышенный интерес и любопытство, поэтому хоть каким-то образом включить его или намеки на него в видеоигру – уже значит, подарить ей хотя бы немного успеха, в расчете на падких игроков. В некоторых играх плотская любовь встречается в кат-сценах, в некоторых – это часть игрового процесса. В статье по истории Grand Theft Auto я упоминал сексуальную модификацию Hot Coffee для San Andreas. Помимо этого, например, в 7 Sins во время секса необходимо совершать движения мышью, а в русском квесте 'Ядерный титбит' процесс управляется с помощью клавиатуры. Но выше всех, конечно, планку задрал симулятор секса 3D Sex Villa, в котором игрок выбирал для партнеров позицию, а затем должен был максимально быстро возить мышкой туда-сюда.
Если брать более серьезные проекты, то в плане блуда достаточно полно высказались два ролевых сериала. Fable, в котором можно было изменять своей жене с людьми обоих полов и посещать проституток. И Dragon Age, в котором главный герой (или героиня) развивая отношения с друзьями до определенного уровня, мог вступить с ними в близкий контакт. Особенно отличилась вторая часть, в которой игроку на пути встречалось множество мужчин нетрадиционной ориентации, которые любую попытку доброжелательного общения с ними воспринимали как симпатию. Также, одним из знаменитых игровых блудников был и остался небезызвестный Геральт из Ривии, главный герой ролевого сериала 'Ведьмак'. За время приключений в его постели побывало множество женщин.
Все противоправные деяния, совершаемые в компьютерных играх (например, убийство или грабеж) начинаются именно с одного из этих семи грехов. К счастью, многие игры дают возможность прохождения разными способами. В RPG можно подавать нищим, отказываться от платы за выполненный квест, защищать слабых, помогать нуждающимся. В стелс-экшенах можно не убивать противников, используя грамотное перемещение по уровням, либо несмертельное оружие. В экономических стратегиях игрок может привести свой город или страну к процветанию и поднять уровень жизни людей. Несмотря на то, что события разворачиваются в виртуальном мире, они вызывают у людей вполне реальные мысли, чувства и желания.
Как итог, могу сказать, что видеоигры предлагают человеку множество соблазнов и искушений. Однако, гораздо лучше совершить грех в виртуальном мире, чем в реальном. Это может помочь снять стресс, раздражение или удовлетворить любопытство. Данная статья не ставит целью чтение морали игрокам, с наслаждением разрубающим людей на кусочки в Postal 3 или расстреливающим прохожих в G.T.A. 4. Каждый выбирает себе развлечение по душе, и игровые предпочтения человека никак не говорят о его настоящем характере и качествах. До встречи в следующих статьях. Играйте только в хорошее!