Приветствую всех читателей. Сегодня я бы хотел рассказать о, пожалуй, главном игровом сериале планеты. Об игре, неизменно продающейся огромными тиражами даже в жесточайший финансовый кризис. Об игре, разработчики которой могут позволить себе потратить десятки миллионов долларов и несколько лет на одну новую серию. Об игре с тремя заветными буквами в названии, и я очень надеюсь, что у вас сейчас в голове всплыли не три буквы, написанные на заборе в CallofDuty 4: ModernWarfare. G.T.A. или Grand Theft Auto. История о развитии великого игрового сериала.
Я понимаю, что идея подобного фичера, мягко говоря, неоригинальна. Во многих игровых журналах с выходом каждой новой части сериала составлялся список предыдущих серий, дополненный приятными воспоминаниями о нововведениях и десятках часов увлекательного геймплея. Здесь я не буду грузить читателя подробностями, а просто немного расскажу о каждой части сериала и о своем отношении как к главным играм серии, так и к G.T.A. в целом.
Начну, разумеется, с самых первых частей, о существовании которых, как выяснилось, многие молодые игроки даже не догадывались, искренне полагая, что сериал стартовал с супер-успешной и революционной G.T.A. 3, которую полюбил весь мир. Итак, поехали.
G.T.A. — самая первая
Первая часть Grand Theft Auto, вышедшая в свет в 1997 году силами студии DMA Design (впоследствии превратившейся во всем известную Rockstar North), по жанру была так называемым top-down-экшеном. Она заложила идейные основы сериала: ваш персонаж сам по себе в большом городе. У него есть пистолет, и он может угонять машины. Все. Этого оказалось более чем достаточно, чтобы получить от Grand Theft Auto удовольствие. Сегодня это, конечно, музейный экспонат. Игра разрабатывалась для PS1, Windows, DOS (для тех, кому меньше двадцати лет – это старая однозадачная операционная система, предшествовавшая Windows) и карманной консоли GameBoy Color. Графика в ней была самая, что ни на есть «досовская». Состоящий из трех пикселей человечек гулял по двухмерному городу с видом сверху. Игрок должен был развлекать себя сам: убивать людей, угонять автомобили. Можно было выполнять сюжетные задания (убивать людей, угонять автомобили) и побочные квесты на время (убивать людей, угонять автомобили). Если игрока убивали, персонаж мог еще несколько раз возродиться в том же городе, после чего игра завершалась окончательным game over. Город в игре был просто гигантский, однако ничего особенного в нем не было, и состоял он по большому счету из повторяющихся объектов. Из транспорта были доступны легковушки, грузовики и мотоциклы. Плюс, несколько видов оружия. Grand Theft Auto, даже будучи двухмерной, отличалась повышенной концентрацией крови – игрок мог давить людей автомобилем просто пачками, оставляя кровавый след на дороге и весело хихикая. С этой игрой я познакомился очень поздно, примерно через восемь лет после ее выпуска, и долго высидеть за ней не смог. Однако узнать, с чего начиналась серия Grand Theft Auto, было очень интересно.
G.T.A. London 1969 — самая странная
В 1999 году появился аддон к первой части под названием G.T.A.: London 1969. И по большому счету рассказать о нем нечего. Геймплей здесь не изменился вообще. Изменился только город. Он по-прежнему был вымышленным, но теперь названия районов в нем повторяли названия реально существующих мест Лондона вроде знаменитого Гайд-парка. Т.к. «сюжетно» игра перенеслась на несколько десятилетий назад, то из ассортимента транспорта исчезли мотоциклы. Все остальное осталось на месте. Машины по-прежнему были вымышленные, некоторые даже носили забавные названия вроде Crappy (если кто не силен в английском – это уменьшительно-ласкательное название кхм… продуктов человеческой жизнедеятельности). Миссии стали немного сложнее, но в целом смысл их остался прежним. Писклявый мультяшный голос подгонял вас, а текст задания, как и в первой части, отображался бегущей строкой на экране пейджера. Побочные задания из первой части переехали и в London 1969. Приятно было сесть в почти непробиваемый танк и на нем начать взрывать все вокруг и давить машины на время. Впоследствии, подобные задания встречались и в трехмерных G.T.A. Также, игра ощутимо похорошела, подружилась с более высокими разрешениями, да и вообще, играть было гораздо интереснее. Плюс, конечно, изменился саундтрек. Да, даже в те далекие времена Rockstar заботились о музыкальном сопровождении игры.
В том же году персоналки посетил и еще один аддон под названием G.T.A.: London 1961. Смысла расписывать о нем отдельный абзац я не вижу. Как не вижу смысла и в самом аддоне. Кроме новой сюжетной кампании, города Манчестера, визуально не отличающегося от Лондона, и автомобилей, в нем не было вообще ничего. Кстати, с физикой транспорта разработчики немного перемудрили. Некоторые машины рассекали воздух по улицам Лондона с такой скоростью, что от мельтешения картинки на экране начинали болеть глаза. Зато, это был ПК-эксклюзив.
G.T.A. 2 — самая беспредельная
G.T.A. 2, будучи номинально той же самой игрой, сделала ощутимый качественный рывок. За ней мы с друзьями могли сидеть по нескольку часов, и геймплей совершенно не надоедал. Все дело в том, что в сиквеле Rockstar улучшили каждый аспект примерно раз эдак в сто. G.T.A. 2 была проектом совершенно другого уровня. Она явно была сделана на новом 2D-движке, выглядела фантастически яркой, красивой, детальной, с отличными спецэффектами. Плюс, с новой системой освещения. Ночью (время суток нужно было включать отдельно) на улицах города загорались фонари, а у машин – фары. Вообще, глядя на нее, можно было подумать, что это 3D-игра, в которой камеру зачем-то поместили под самое небо. Оружия стало намного больше, появились гранаты и коктейль Молотова. Автомобили стали гораздо более детализированными, разнообразными, с нормальной физикой. Во второй части G.T.A. уже стала гораздо больше походить на то, во что мы играем сейчас – появились группировки, для которых игрок мог выполнять квесты. Причем, работа на одну из них неизбежно ухудшала отношения с другой. В машинах появились нормальные радиостанции. Мелких нововведений в G.T.A. 2 было предостаточно, но все же главным был разнообразный игровой процесс. Десятки развлечений на любой вкус в отрыве от сюжетной кампании. Возможность устанавливать апгрейды на автомобили вроде бортовых пулеметов. Даже просто бегать и стрелять во все живое было по-прежнему интересно. Стилистически игра напоминала недалекое будущее, а среди группировок были даже русские, в которой ваш работодатель называл вас «товарищ». Кстати, в одном из квестов за русских нужно было набрать полный автобус пассажиров и привезти их на фабрику по производству пирожков с мясом, в качестве начинки. Чувствуете? Такого веселья не было даже в последних частях G.T.A. Вообще, сиквел получился задорным, бойким и ярким. Помимо основного игрового режима здесь были совершенно бредовые испытания вроде «Взорви 15 фургонов с мороженым за 5 минут». А еще, в игре наконец-то появилась возможность сохраняться: для этого нужно было прийти в Церковь и оставить там пожертвование в 50 тысяч долларов…
В целом, в G.T.A. 2 вполне можно поиграть и сегодня, благо стараниями «Буки« она официально вышла на русском языке.
G.T.A. 3 — самая революционная
G.T.A. 3 в 2002 году (на самом деле – в 2001, но давайте, договоримся здесь и далее вести отсчет по версиям для ПК) воплотила в реальность эротические грезы миллионов игроков по всему миру, дав возможность участвовать во все тех же погонях, перестрелках и прочем беспределе, но уже в полном 3D. Я до сих пор помню то непередаваемое ощущение, которое вызывал первый вид полностью трехмерного города и автомобилей, проезжающих мимо. Любой из них можно было остановить, вышвырнуть водителя, вдогонку прописав ему пару ударов бейсбольной битой, и укатить за горизонт. Несмотря на то, что основным развлечением по-прежнему была возможность устроить тотальный беспредел, в игре теперь появилась нормальная сюжетная кампания, которая вызывала не меньший интерес. Мы играли за мелкого преступника без имени (в игре оно не называлось, но в одной из последующих частей можно было случайно узнать, что его зовут Клод), который постепенно начинал работать на все более и более влиятельных личностей города Либерти-Сити. Город явно намекал на Нью-Йорк в современном антураже – знакомые с городом люди могли узнать кварталы Манхеттена и Бруклина. Сама сюжетная история уже была достаточно закрученной, однако рассказывать разработчикам по большому счету было нечего. Присутствовало множество персонажей, появились ролики между миссиями. При этом самому герою внимание вообще не уделялось – он был даже лишен голоса. В заставках вы лишь смотрели на его работодателей или напарников, которые, обмениваясь бандитскими словечками, вели высокоинтеллектуальные беседы в духе «бери свое корыто, езжай в тот район и привези нам трех проституток — развлечься!» Все самое интересное в сюжетной кампании происходило в начале, когда главного героя с товарищем освобождали из тюремного фургона и в конце – когда вам предстояло убить свою бывшую подельницу. В самой игре никакого особенного развития сюжета или отношений между героями не было.
Впрочем, не сюжетом была сильна G.T.A. 3. Главным в ней был, конечно, игровой процесс, который затем безуспешно пытались повторить многие проекты-клоны. Свободное исследование города (вначале некоторые его части были закрыты, но с прохождением сюжетных миссий доступ в них открывался), перестрелки (герой мог стрелять из легкого оружия на бегу, а так же – из окна автомобиля) и погони (физика машин была очень приятной и простой, делать трюки не составляло особого труда). Все самое интересное происходило в сюжетных миссиях, однако, присутствовали и побочные квесты, а также работа таксистом, полицейским, шофером машины «Скорой помощи» и пожарником. Смысл был примерно один и тот же – быстро добраться из точки А в точку Б и выполнить определенное действие. Также, в городе имелись особые места, где за автомобильное трюкачество игроку выдавались деньги. Ну и на сладкое – на улице можно было за небольшую плату пользоваться услугами куртизанок. Достаточно было отвезти жрицу любви в безлюдное место, после чего автомобиль начинал характерно дергаться и поскрипывать, совсем как кровать у молодоженов. А камера стыдливо перемещалась все ниже, под колеса автомобиля, дабы скрыть от неокрепших геймерских умов пикантные сцены. Впрочем, это было скорее шуткой от разработчиков, т.к. при определенном повороте камеры можно было рассмотреть, что процесс всего этого безобразия даже не анимирован – проститутка продолжала неподвижно сидеть рядом с главным героем. Кстати, многие игроки затем убивали несчастную и забирали свои деньги обратно. Эта возможность стала причиной одного из десятков скандалов, связанных с игрой. А еще, из второй G.T.A. сюда переехали группировки. Каждая со своим стилем одежды, автомобилем и оружием. На некоторые из них игрок мог работать по сюжету, однако никакой системы репутации уже не было.
Графически G.T.A. 3 ничем особенным на тот момент не выделялась, а вот сам движок RenderWare, стал в свое время чуть ли не живой легендой. Он использовался в консольных версиях Max Payne 2, гоночной серии Burnout (собственно, ее авторами он и был создан), в веселых файтингах TMNT: Mutant Melee и Bleach: Blade Battlers, и даже в отечественном экшене «Бой с тенью» и его сиквеле. Сама Rockstar также активно использовала его в своих проектах, вроде Manhunt и PS2-версии Bully. Полный список игр на нем можно посмотреть в таблице на этой странице. Благодаря этому движку G.T.A. 3 была очень проста в модифицировании. Количество созданных для нее автомобилей, самолетов и моделей оружия вплотную приближалось к численности населения Китая. Например, очень многим русским игрокам не нравилось то, что М-16 в игре была раза в три мощнее автомата Калашникова. Однако, даже без специальных программ любой школьник мог исправить эту вселенскую несправедливость, подправив в «блокнот»-файле с описанием оружия характеристики нужных стволов.
В G.T.A. 3 играли долго. Очень долго. Эта игра по праву заслужила долгую жизнь, а не так давно возродилась и на портативных платформах. Средний балл игры кружил между 9,5 и крепкой десяткой. В 2002 году G.T.A. 3 вполне справедливо номинировалась на «Игру года», однако уже тогда у нее был сильнейший оппонент – Mafia: the City of Lost Heaven. Обе игры великолепно показали себя, но «Мафия» из-за ощутимой сложности крайне неудачно выступила на консолях, оставив хорошие воспоминания только у ПК-игроков. В итоге, главный компьютерно-игровой журнал страны, «Игромания«, отдал почетный титул “Игры года” обоим проектам.
P.S.: В России стараниями “Буки” вышла англоязычная версия G.T.A. 3.
G.T.A. Vice City — самая стильная
Год спустя, с консолей к нам пришла очередная часть Grand Theft Auto. Пришла и точно таким же бесцеремонным образом отодвинула на задний план все остальные проекты, навсегда оставшись в сердцах игроков. Grand Theft Auto: Vice City была абсолютно той же самой игрой, с тем же геймплеем, с той же механикой и на том же самом графическом движке. К ней даже не прибавляли никакие цифры, четко давая понять, что это дополнение к G.T.A. 3, а не полноценная четвертая часть. Однако, это «дополнение» сумело отхватить такие же восторженные отзывы и завидные оценки. Действие происходило в списанном с Майами городе Вайс-сити, вынесенном в подзаголовок, в середине восьмидесятых. Главным героем был точно такой же мелкий бандит, попавший в неприятности. Только теперь у него было собственное имя и голос. Наш протагонист, Томми Версетти, приезжал в город Вайс-сити после длительного тюремного заключения, чтобы провернуть сделку для своего босса. Однако, в лучших традициях криминального кино, все срывалось в последний момент, и оставшийся без поддержки и с огромным денежным долгом Томми начинал в Вайс-сити жизнь с нуля. После завязки следовал тот же сценарий что и в G.T.A. 3 – новые знакомства, предательства и попытки пробиться как можно выше в криминальном мире.
Несмотря на похожую схему сюжета и абсолютно идентичный G.T.A. 3 геймплей, Vice City по сравнению с третьей частью была абсолютно другой игрой с другим настроением. В ней Rockstar проявили себя людьми с отличным вкусом и чувством стиля. Эпоха поп-музыки и кокаина была выдержана на «пять». Сам город получился ярким, солнечным. В нем хотелось жить. Он был маленьким и уютным. Со всех сторон — пляж, море, песок. Жители, разумеется, разгуливали в майках, шортах и купальниках. Радиостанции и музыка были такими же яркими и солнечными.
Игровой процесс остался прежним, однако дополнился тысячей приятных мелочей. Томми мог покупать различную недвижимость. В одних зданиях можно было сохранять игру, другие – приносили постоянный денежный доход. Побочных квестов стало больше, да и основные стали гораздо более оригинальными. Также, Томми научился менять одежду – в игре было около десятка костюмов (однако, с возможностью модифицирования игры счет пошел уже на десятки тысяч). Увеличилось количество доступного оружия, теперь Томми мог носить по одному виду из каждого класса. Автомобилей также стало гораздо больше, добавились вертолеты и мотоциклы, которых так не хватало в G.T.A. 3. К стандартным побочным миссиям за пожарника, полицейского, таксиста и врача кареты «Скорой помощи» добавилась возможность развозить пиццу заказчикам на время.
Если говорить о моих личных впечатлениях, то Vice City навсегда остался моей любимой частью в сериале. Яркий, красивый, солнечный. За этой игрой я, как и многие игроки, провел несколько лет, даже после прохождения. Как-то раз, убив несколько вечеров подряд за игрой, я с ужасом и одновременно – с чувством глубокого удовлетворения понял, что целую неделю я только и занимался тем, что развозил людей на такси под музыку радиостанции Espantoso, и это абсолютно не надоедало. Ведь через каждые пять пассажиров игроку давался денежный бонус!! Если серьезно, то даже сейчас я бы установил игру и мог бы точно так же семь вечеров подряд работать таксистом и слушать музыку. Город был компактный и красивый, физика машин – простая и приятная. Своим настроением игра буквально пропитывала игрока. В роликах было много юмора, а сам Томми, как уже было сказано выше, обрел голос (актер Рей Лиотта постарался) и мог разговаривать с персонажами, а также по мобильному телефону, который пришел на смену пейджеру из предыдущих частей G.T.A.
G.T.A. Advance — самая неизвестная
Между Vice City и следующей трехмерной частью, в 2004 году разработчики решили вспомнить и GameBoy, который когда-то был одной из платформ для самой первой части игры. Новая Grand Theft Auto, как и любой проект, выходящий на GBA, получила приставку Advance и являлась, по сути, двухмерной версией G.T.A. 3, с тем же городом, графическим интерфейсом, оружием. Рассказывала довольно неоригинальную историю очередного преступника по имени Майк, которому предстояло пережить потерю верного друга и в поисках возмездия примыкать к различным группировкам, выполняя для них миссии. Из-за технических ограничений консоли разработчикам (ее делала не одна из студий Rockstar, а некая Digital Eclipse) пришлось ощутимо видоизменить город.
G.T.A. San Andreas — самая большая и разнообразная
А следующим шагом в развитии стала Grand Theft Auto: San Andreas 2005 года выпуска (и соответственно – 2004 на консолях), которая качественно улучшила механику G.T.A., добавив к ней множество интересных мелочей. Игра, по сути, не принесла никаких инноваций, однако подарила игроку примерно двадцать тонн контента, от разнообразия которого первое время разбегались глаза. В этом плане ее впоследствии так и не превзошла даже четвертая часть.
Итак, новая игра рассказывала историю молодого нег… афроамериканца по имени Карл Джонсон. Для друзей – СиДжей. Он приезжал в город Лос-Сантос после длительного отсутствия, на похороны своей матери. Уже в самом начале, после выхода из самолета СиДжея ждали подставные полицейские, которые были явно рады встрече с парнем настолько, что захотели прокатить его в своей машине, попутно отобрав его вещи и бумажник. А затем – выбросив его для смеха на территории враждебной СиДжею группировки. Вот так стартовала San Andreas. Вернувшись в родительский дом, главный герой узнавал, что его старая банда почти развалилась, и городом заправляют враждебно настроенные отморозки и продажная полиция. Вся сюжетная линия посвящена тому, чтобы возродить свою банду, добыть побольше денег и добиться всего чего только можно. Все. Дальше сюжет можно не рассказывать, т.к. традиционно, до финала он почти не подавал признаков жизни, и ролики здесь по-прежнему выступали юмористическим связующим клеем между миссиями. Стилистически игра порой напоминала «черные» комедии вроде «Не грози Южному Централу«. Саундтрек, разумеется, был подобран совсем другой и состоял преимущественно из произведений видных представителей хип-хопа и гангста-рэпа. Хотя и музыка других жанров также присутствовала.
Итак, первым изменением в San Andreas стал масштаб. Действие происходило в огромном штате Сан Андреасе, куда разработчики запихнули целых три города (один из них – тот самый Лос-Сантос, прототипом которого послужил Город Ангелов), несколько деревушек и большие открытые пространства. Территория действительно была огромная, и казалось, что у нового игрового мира вообще нет границ. Вы могли колесить по окрестным лугам и наслаждаться природой.
Также, разработчики ввели в игру прокачку и кастомизацию всего чего только можно. Трюки на автомобилях и мотоциклах увеличивали навык вождения, делая управление более плавным и послушным. Постоянное использование одного и того же вида оружия приводило к тому, что СиДжей стрелял из него без всякой отдачи. И так далее. Часть прокачки была привязана к физическому состоянию героя. Дело в том, что еда в San Andreas не только служила для восстановления энергии, но и добавляла СиДжею лишний вес. Приходилось посещать тренажерные залы, чтобы привести фигуру в более-менее приличный вид. СиДжей начинал игру тощим и костлявым, а с такой комплекцией качать мышцы было почти бесполезно. Зато с нормальной фигурой и развитыми легкими СиДжей мог долго бегать и плавать под водой, а также – больнее бить. Все это только добавляло игре очков. Ведь игроку было чем заняться в отрыве от миссий.
Впрочем, и без тренажерных залов необязательных развлечений в San Andreas хватало. Стрип-клубы (появившиеся еще в Vice City), бары с бильярдом, дискотеки, кафе – было куда податься. Также появилась возможность ходить на свидания с девушками. После развития отношений до определенного момента подруга приглашала СиДжея зайти к ней домой на кофе, что неизменно приводило к недвусмысленным звукам жаркой любви, которые оставшийся на улице игрок вынужден был слушать, не имея возможности наблюдать. Впрочем, самые упорные модостроители сумели исправить этот недостаток и выпустили модификацию Hot Coffee, дающую возможность воочию лицезреть пикантные сцены и даже принимать в их развитии активное участие, вовремя нажимая кнопки. И самое смешное, что модерам даже не пришлось ничего делать самим. Как оказалось, эта мини-игра была изначально встроена в San Andreas разработчиками, но от греха подальше заблокирована ими же. Таким образом, людям, разбирающимся в ресурсах игры, достаточно было немного изменить программный код, и вуаля!Разумеется, эта модификация наделала много шума и все же доставила Rockstar неприятности, однако и привлекла к их и без того скандальному проекту еще больше внимания, что было им только на руку.
СиДжей, в отличие от героев предыдущих частей научился плавать, стрелять с двух рук, подзывать товарищей по банде в качестве напарников и много чего еще. Экшен в игре стал немного лучше, хоть и по-прежнему оставался примитивным. У машин появились видимые бензобаки, стрельба по которым моментально приводила к взрыву. Казалось бы, мелочь, но иногда это ощутимо влияло на исход перестрелки, т.к. враждебные банды порой приезжали к месту «стрелы» на автомобилях и использовали их как укрытие. Кстати, одним из важных дополнений в игре стала война группировок за территорию.
Для меня San Andreas вышел такой же долгоиграющей пластинкой, как и Vice City. Это была игра, которую в принципе можно было вообще не удалять с жесткого диска. Даже после прохождения сюжетной кампании стрелять, ездить и исследовать мир в ней было интересно.
G.T.A. Liberty City Stories
Следующая часть G.T.A. официально была заявлена разработчиками абсолютно новым проектом и анонсирована лишь для тогда еще не увидевших свет Xbox 360 и PlayStation 3. Однако было ясно, что фанаты хотят добавки и проглотят новую серию любимой игры в любом виде. Поэтому, Rockstar на том же самом движке, только с упрощенной графикой собрала два спин-оффа и выпустила их на портативной консоли PSP (а затем – и на PS2). В 2005 году вышел Grand Theft Auto: Liberty City Stories, в котором игроку предстояло вернуться в город из третьей части G.T.A. и сыграть за одного из второстепенных персонажей – Тони Сиприани. Геймплейно проект ничем не отличался от «больших» версий, с поправкой на управление консоли, на которой не было второго аналогового стика. Игроков ждала новая сюжетная кампания, несколько новых возможностей и пара новых видов побочных квестов. Оружейный арсенал переехал в игру из Vice City, а радиостанции – из G.T.A. 3. Игра получила отличные отзывы и стала одной из самых продаваемых игр для портативной консоли. А через несколько лет, суммарно с продажами PS2-версии она преодолела барьер в восемь миллионов копий. На ПК не появлялась.
Полгода спустя аналогичная история повторилась и с Grand Theft Auto: Vice City Stories, события которой происходили в уже упомянутом Вайс-сити за два года до начала истории Томми Версетти. Главным героем был армейский капрал Виктор Вэнс, брат одного из героев оригинального Grand Theft Auto: Vice Сity. Геймплей в игре был тем же самым. Как и Liberty City Stories, новая игра предлагала игроку знакомые декорации, оружие и группировки. Свидание с ПК она тоже благополучно пропустила, а вот на PS2 вышла годом позже.
С проектами можно познакомиться и сегодня. Они – более чем достойный повод для приобретения PSP, которая в последние годы, да и сейчас — с выходом PlayStation Vita — ощутимо подешевела. Подешевели в магазине PlayStation Store и сами игры. Также, их можно запустить на эмуляторе PlayStation 2.
G.T.A. 4 — самая лучшая
Grand Theft Auto 4. Новый виток в развитии серии. Разработка совершенно другого уровня. Игра, которую ждал весь мир. Игра, ожидаемо побившая все рекорды продаж в первые же дни выхода и многократно возвратившая вложенные в нее миллионы. Практически до самого выхода Rockstar хранили гробовое молчание и не очень охотно делились подробностями, будто оставляя публике побольше сюрпризов для самостоятельного знакомства. Первыми в апреле 2008 года игру опробовали владельцы консолей нынешнего поколения: Xbox 360 и PlayStation 3. Более древние платформы были отметены сразу, т.к. игра вышла на абсолютно новом графическом движке. Зимой того же года G.T.A. 4 неожиданно быстро постучалась в гости к ПК-игрокам.
Итак, новая Grand Theft Auto рассказывала очередную бандитскую историю. Главным героем был серб по имени Нико Белич, который приезжал к своему брату Роману в Штаты, в уже фигурировавший в предыдущих играх город Либерти-сити, начитавшись его писем о хорошей жизни и больших возможностях. Как ни странно, игра не начиналась со ставшей уже привычным делом бандитской подставы. Братья спокойно встречались и отправлялись в апартаменты Романа, которые оказывались грязной обшарпанной конурой, кишащей тараканами. Нико убеждался, что все письма брата к нему были не более чем плодом несбыточных мечтаний Романа. Впрочем, все было не так плохо. Выяснялось, что Роман владеет небольшим таксопарком и с этого имеет свой скромный хлеб. Нико решал помочь ему в бизнесе и уже после этого оказывался втянут в неприятную историю с одним из местных бандитов, державших Романа под колпаком. Это было только вступление игры, но уже оно вышло невероятно проработанным и интересным. А впереди игрока ждал не менее интересный сюжет. Да, номинально он строился на тех же схемах что и раньше: новые знакомства, предательства и дружба. Но Rockstar вывели его подачу и уровень драматизма на совершенно иной уровень. Ролики в игре перестали быть набором шуток и отсылок к классике гангстерского кино. В них порой происходили действительно жуткие вещи. Даже простой разговор персонажей «за жизнь» воспринимался совсем по-другому.
Еще одним качественным изменением стала графика. G.T.A. 4 основывалась на новом движке RAGE, который Rockstar до этого уже использовали в своем спортивном проекте Rockstar Games presents Table Tennis. Игра выглядела просто фантастически, начиная от моделей автомобилей, людей и оружия, и заканчивая восходами, закатами и очень красивой водой. Но при этом и компьютер для своего времени требовала очень мощный. Примерно в 5-6 раз мощнее того, который требовался для запуска Grand Theft Auto: San Andreas. Причем, очевидно, будучи уже наученными горьким опытом компьютерного пиратства, на ПК разработчики запилили в игру какую-то совершенно садистскую систему защиты. И речь здесь не о сервисе Rockstar Games Social Club (хотя, и с ним у многих были небольшие трудности), а о том, что взломанная G.T.A. 4 невыносимо тормозила, теряла объекты на карте, а камера в ней постоянно ходила ходуном, будто Нико засадил пару бутылок крепкого пива. Разумеется, играть в это было невозможно. Впрочем, пиратский патч, устраняющий программные последствия неумеренного употребления алкоголя, подоспел достаточно близко. Тем не менее, все это позволило повысить продажи ПК-версии, которая в джевеле стоила, в общем-то, небольшие деньги и вполне нормально работала.
К новому графическому движку удачно подключился и физический, под названием Euphoria, ранее задействованный, например в Star Wars: the Force Unleashed. Благодаря ему, тела противников адекватно реагировали на выстрелы и удары, а также очень эффектно скатывались по наклонным поверхностям вроде лестниц. Раньше G.T.A. могла о таком только мечтать.
Со звуком у Rockstar, традиционно, проблем не было никогда, и четвертая часть не стала исключением. Около дюжины радиостанций с музыкой самых разных направлений. На одной из них, с романтичным названием Vladivostok.FM, даже крутили песни российских исполнителей, среди которых были, например, Серега, Баста, Чичерина и даже группа «Кино«. Раньше представить себе такое в G.T.A. было невозможно.
Да, игра сделала ощутимый уклон в сторону темы русских и всего что с ними связано. Здесь был район Hove Beach, в котором проживали преимущественно наши соотечественники, эмигрировавшие в Либерти-сити. Всех их можно было встретить на улицах, услышать родной говорок, зайти в магазин одежды, где помимо прочего продавались шапки-ушанки.
По геймплею G.T.A. 4 была совершенно другой игрой. Вместо того чтобы в очередной раз прикрутить десяток новых возможностей и вчетверо увеличить объем контента, Rockstar решили углубить и качественно улучшить уже имеющееся и попутно отсечь все лишнее. Под нож пошла прокачка, подводное плавание, стрельба с двух рук, тюнинг автомобилей и некоторые другие вещи. Но взамен четвертая часть подарила игрокам качественный экшен, более сложную и реалистичную физику автомобилей (теперь их вес действительно чувствовался) и массу возможностей интересно повести время. Перестрелки всегда были самой слабой частью сериала, и G.T.A. 4 исправила этот досадный просчет, дав игроку систему укрытий и возможность стрелять на ходу или на бегу, а также из машины (это можно было делать и раньше, но только в четвертой части появилась возможность нормально целиться – в San Andreas для этого нужно было использовать код, обратным эффектом которого была покалеченная анимация).
Рукопашные схватки тоже сделали более детальными – камера переезжала вбок, чтобы игроку было лучше видно процесс, а у Нико в арсенале было несколько ударов руками и ногами (СиДжей из San Andreas мог выучить один из трех боевых стилей – здесь это было убрано разработчиками).
Мобильный телефон, который раньше служил лишь для того чтобы принимать прописанные игрой звонки от подельников, теперь стал полноценным интерактивным элементом игры. С его помощью можно было самому позвонить друзьям Нико, назначить встречу или сделать фотографию-скриншот. Да и сами встречи с друзьями, как и свидания с девушками, теперь превратились в гораздо более интерактивный процесс, нежели раньше. Можно было поиграть в боулинг, в бильярд, сходить в стрип-клуб (эту возможность докрутили и улучшили), да и благодаря новой графике модели девушек-стриптизерш теперь, по крайней мере, выглядели прилично). Также, в игре появился почти полноценный Интернет, кабаре с театрализованными представлениями и много чего еще. В G.T.A. 4 действительно можно было интересно проводить свободное время в отрыве от сюжетных миссий.
Также, в игре появился мультиплеер. Если в San Andreas он был впоследствии добавлен модификацией, то в четвертую часть был вшит изначально. Команда полицейских противостояла команде бандитов и должна была переловить их.
Если говорить о моих впечатлениях, то я, безусловно, не жалею о времени проведенном за игрой. Некоторые ее новшества пришлись мне не по душе. Например, очень не хватало каких-нибудь безумных миссий в духе старых G.T.A. вроде «заминируй фургон с мороженым и привези его на базу вражеской группировки, переодевшись в клоуна». Однако я понимаю, что это была часть программы по приведению G.T.A. 4 к полноценной криминальной драме, поэтому не считаю это особенным недостатком. Тем более, что с тех пор жанр «G.T.A. для тех, кто любит валять дурака» прочно оккупировала серия Saint's Row. Также, мне не очень понравилась выбранная разработчиками цветовая палитра игры, не хватало ярких красок, но опять же – это работало на атмосферу. Хотя, я все мечтал, что после G.T.A. 4 разработчики возродят и Vice City на современных технологиях. Ну и немного огорчало то, что даже в 2008 году главный герой так и не научился автоматической регенерации здоровья.
G.T.A. 4 Lost and Damned
Некоторое время спустя Xbox-версия G.T.A. 4 обзавелась двумя полноценными аддонами, названными Episodes from Liberty City. По механике и графике они ничем не отличались от оригинала, кроме пары новых возможностей, мини-игр, оружия и обновленного плейлиста радиостанций. The Lost and Damned рассказывала историю байкера Джонни Клебица, который состоял в банде Lost и имел разногласия с ее главарем из-за своего желания заключить мир с враждебной группировкой. Местами дополнение сюжетно перекликалось с G.T.A. 4. Одними из нововведений были чекпойнты на миссиях и необходимость ехать на мотоцикле рядом с товарищами, соблюдая построение. Игра была очень высоко оценена. Следующим дополнением стала Ballad of Gay Tony, повествующая о молодом латиносе по имени Луис Лопез, работающем на своего босса, Голубого Тони, в сфере ночных клубов. Здесь Либерти-сити уже был показан с другой стороны. Со стороны роскоши, гламура и распущенности. Луису предстояло улаживать дела с противниками своего незадачливого босса и даже работать на них. В игре присутствовала, помимо прочего, русская мафия. Список оружия, автомобилей, мини-игр и музыкальных треков снова был пополнен, добавились миссии по управлению делами клуба. Оба дополнения продлили жизнь и без того супер-успешному проекту. И по большому счету, Rockstar могли бы и дальше клепать аддоны на том же движке и получать за это деньги, но, тем не менее, эксперименты продолжились.
P.S.: оба дополнения затем вышли на PS3 и ПК.
G.T.A. Chinatown Wars — самая желтая
Т.к. разработчики по ходу развития серии старались не обделить вниманием ни одну консоль и постоянно экспериментировали, в 2009 пришла очередь Nintendo DS разыгрывать на своем небольшом экранчике бандитскую историю с угоном автомобилей. Grand Theft Auto: Chinatown Wars снова перемещала игрока в Либерти-сити, на этот раз – в Китайский квартал. Главными героями были преимущественно азиаты. Технические возможности консоли не позволяли отображать город с уже ставшем привычным видом от третьего лица, поэтому в Chinatown Wars серия вновь вернулась к корням – играть предстояло, наблюдая за героем сверху, да еще – в мультяшной cell shading-графике. Видеовставки были заменены стилизованными комиксами, а управление целиком задействовало сенсорный экран. Множество действий игроку предстояло выполнять движением стилуса. История в этот раз вращалась вокруг китайца Хуана Ли, приехавшего из Гонг-Конга, чтобы передать своему дяде, главе одного из кланов Триад Либерти-сити, фамильное сокровище своей семьи. И как издавна заведено в G.T.A., большие неприятности начинаются с малых, чтобы затем привести к драматической развязке, в ходе которой Хуану предстояло узнать имена убийц своего отца и, немного ни мало – стать во главе всех Триад города. Игра получила очень хорошие отзывы и неплохо продалась, посетив затем PSP, iPad, iPod и iPhone.
И вот теперь весь мир ожидает пятую часть, анонсированную второго ноября 2011 года. Пока что проект, как и все предыдущие части, в основном обрастает слухами разной степени правдивости, т.к. Rockstar, традиционно, не спешат делиться информацией. Но уже наверняка известно, что местом действия будет переехавший из San Andreas город Лос-Сантос, как и в случае с Либерти-сити — полностью переделанный под возможности нового движка. В роликах ожидаемо узнается графическое ядро G.T.A. 4, однако сама игра выглядит гораздо ярче и сочнее, что для меня, например – только в плюс. Также, известно, что из предыдущего проекта Rockstar, вестерна RedDeadRedemption, в G.T.A. 5 перекочуют животные, например собаки, которых можно было увидеть в ноябрьском трейлере игры. С нетерпением жду, когда же в серию переедет смена времен года и визуальное изменение города из другой игры их авторства – школьного экшена Bully.
P.S.: Официальной даты выходы у игры нет до сих пор.
В целом, такова серия Grand Theft Auto. Яркая, дерзкая, скандальная, не боящаяся запретов и остро высмеивающая актуальные проблемы современного общества. Игра, опьяняющая своей свободой. Игра, никого не оставляющая равнодушным: ее одинаково любят и ненавидят миллионы людей. Игра, заменяющая все возможные жанры. Игра, каждую серию которой ждут, ни на секунду не сомневаясь в успехе Rockstar. Самый яркий игровой феномен, давно уже известный и за пределами нашей с вами любимой индустрии. Игра, неизменно вызывающая только одно междометие. ВАУ!! Великий Авто Угонщик.
624 Прочтений • [История серии GTA] [21.05.2012] [Комментариев: 0]