В наши дни практически у каждого добропорядочного любителя электронных развлечений имеется как минимум одна собственная домашняя игровая система, будь то настольный ПК или консоль с геймпадом. Однако на рынке развлекательных устройств давным-давно обосновалась и прекрасно себя чувствует еще одна разновидность электронных увеселений ― компактные платформы. Так давайте же разберемся что это такое и зачем они нужны, а также стоит ли их класть в наш карман вместо очередного «спасибо», но для начала вспомним с чего все началось.
История портативных игровых устройств началась с 70-х годов прошлого века. Первыми компактными убийцами времени были различные простенькие аппараты с монохромным экраном, парой кнопок управления и примитивным геймплеем вшитой в них единственной игры. Не обошли они стороной и землю русскую ― вспомните хотя бы популярную в годы перестройки карманную видеоигру «Волк и яйца». Ну и всеми любимый отечественный «Тетрис», конечно. Вот таким образом, спустя почти двадцать лет, геймерский портативный прогресс дополз и до нашего многострадального государства.
Хотите заставить вашего папу плакать от радости? Купите ему экземпляр в интернет-барахолке
Но вернемся к истории портативок. Как говорилось выше, первые продукты имели только одну заранее зашитую игру внутри. Так, конечно же, не могло продолжаться вечно. Представьте, как если бы вы купили телевизор, а там все время показывают один и тот же фильм? Нужны были перемены, и первым прибором, позволяющим запускать разные игры по желанию игрока, стала, выпущенная в ноябре 1979 года, Milton Bradley Microvision. Она имела гнездо для сменных картриджей, но также и множество существенных недостатков: недолговечный и ОЧЕНЬ маленький (16x16 пикселей) ЖК-экран, а также частенько перегорающую электронную начинку. Тем не менее, с тех пор портативки стали куда более рациональным вложением сэкономленных на обедах денег. Потом появились такие хиты продаж как GameBoy, Atari Lynx и Turbo Express. GameBoy, к примеру, и сейчас неплохо продается в таких небогатых странах как: Индия, Бразилия и Китай.
Бурлящий рынок компактных развлечений
Все компактные игровые устройства в наше время принято делить на две группы: мобильные платформы и портативные игровые консоли. Обе группы сильно различаются как функционалом, так и списком доступным развлекательных проектов. На сегодняшний день во главе компактных развлечений стоят три компании-гиганта: Apple, Nintendo и Sony. Как известно, компания покойного Стива Джобса знаменита на рынке мобильных развлечений устройствами на основе своей операционной системы iOS: iPhone и iPod Touch. Иными словами, американская Apple выступает на поле мобильных платформ и только их. Кроме того, многие тайтлы (от англ. title ― «название» ― выпускаемые продукты, в данном случае игры) с «яблочной» iOS появляются и на популярной в народе Google Android.
Что касается японской Nintendo, то она известна в первую очередь благодаря, упоминавшемуся выше, долгожителю Gameboy, а также мечтой любого современного подростка-японца: серией портативных приставок-«пудрениц» Nintendo DS, имеющих по два игровых экрана. В наше время повального увлечения стереоизображением, последняя модель серии ― Nintendo 3DS ― позволяющая воспринимать 3D без очков, особенно актуальна (в первую очередь для техногиков).
Экстравагантная перССона держит в руках необычный гибрид смартфона и портативной консоли ― Sony Ericsson Xperia Play
А вот ситуация с (так же японской) Sony гораздо интереснее — она достаточно комфортно себя чувствует себя и в стане мобильных платформ, и портативных игровых консолей. В первом случае, в сотрудничестве со шведской Ericcson (совсем недавно выкупленной японцами), компания известна очень удобными и функциональными смартфонами под брендом Sony Ericsson и под управлением Android. Отсюда уже можно сделать вывод, что многие знаменитые тайтлы с iOS (Angry Birds, Plants vs Zombies, Worms и многие другие) доступны также и обладателям продукции от Sony Ericsson (и любых других смартфонов на базе Android). В случае с портативными консолями, компания в первую очередь известна популярной линейкой PlayStation Portable (или сокращенно PSP), предлагающей большое количество как спин-оффов (проектов несвязанных сюжетно с оригиналом) известных игровых серий с больших платформ (PS3, PS2, PS One), так и немалое количество полноценных эксклюзивов (самостоятельных проектов). Совсем недавно (22 февраля 2012 года) в продаже появилась, наделавшая немало шуму (как восторженного так и не очень), последняя модель серии ― PlayStation Vita с интересными дизайнерскими решениями в плане эргономики и удобства для играющего.
Таким образом, на сегодняшний день самыми актуальными предложениями являются: iPhone 4S, iPod Touch 4 и iPad 2 от Apple; Nintendo 3DS от Nintendo; PlayStation Vita от Sony и Sony Ericsson Xperia Play от Sony Ericsson. Но обо всем по порядку.
iPad от iPhone'а недалеко падает…
Все гаджеты от Apple работают на одной фирменной операционной системе iOS, разработанной в стенах самой «яблочной» компании. Это означает, что в любые игры с «айФона» можно поиграть и на «айПоде» и на «айПэде», было бы желание. Поэтому будем рассматривать все три устройства вместе. Самый ненужный нам критерий ― мощность электронной начинки. Подумайте сами, ведь если какой-либо тайтл официально продается и доступен для скачивания, разве может он вдруг не запуститься на предназначенной для него платформе? Поэтому пусть во впечатляющих цифрах роются хвастуны-техногики, а мы перейдем к более полезным и важным сведениям.
«Яблочная» семейка. Слабо угадать как зовут того, что поменьше?
Итак, первый критерий ― цена (на февраль 2012 года). Стоимость iPhone 4S ― от 28 тыс. рублей за 16-ти гигабайтную версию, iPod Touch 4 ― от 8 тыс. рублей, iPad 2 ― от 18 тыс. рублей соответственно. Как видим в одни и те же игры можно поиграть, отдав как приличную сумму, так и сравнительно разумную. Но двигаемся дальше к другим важным составляющим хорошего компактного гаджета.
Переходим ко второму критерию ― списку представленных тайтлов. Обладатели аппаратов с операционной системой iOS имеют возможность ознакомиться с внушительным ассортиментом качественных проектов. Среди них имеются, как простенькие, но занимательные казуалки: Angry Birds, World of Goo, Asteroids Gunner, так и высокотехнологичные блокбастеры: Infinity Blade II, Dead Space, Shadowgun. Кроме того, имеется некоторое количество достаточно качественных стратегий вроде Starfront: Collision или Age of Empires. Цены на игры вполне разумные: от 1-го доллара за казуалки вроде Angry Birds и от 5-ти долларов за серьезные хиты вроде Infinity Blade. Все это добро продается методом цифрового распространения через местный онлайн-сервис App Store и доступно для скачивания там же.
Третий критерий ― удобство игры. Разумеется, на самых сенсорных в мире устройствах играть приходиться, тыча пальцами в экран. Как можно предположить, самый удобный, из гаджетов Apple, для гейминга ― iPad 2. Здесь есть несколько причин: во-первых, самый большой сенсорный экран из всех (что дает лучший обзор в играх, когда ничего не загораживают пальцы), во-вторых к нему можно подключить свой iPhone и использовать его тачскрин в качестве геймпада. На «айФоне» и «айПоде» играть тоже вполне удобно, но многие из тех, кто переходил с меньшего по габаритам «яблочного» устройства на iPad,обратно возвращаться не хотят. Примерно то же самое ощущают жители хрущевок, когда перебираются в новостроечную трех-четырехкомнатную квартиру.
Теперь можно сделать вывод о гаджетах Apple. Если нам нужен компактный и недорогой «яблочный» гаджет исключительно для игр, то берем себе iPod Touch 4 и не паримся. Если же нам нужен полноценный наладонный компьютер также с возможностью качественного гейминга ― берем iPad 2. Тем, у кого денег куры не клюют, можно посоветовать прикупить еще и «айФон» в придачу.
Не все то 3D, что в очках…
Вот уже почти год как счастливые обладатели Nintendo 3DS новейшей из портативок от Nintendo имеют возможность насладиться стереоизображением, не надевая на нос разные нелепые приспособления. А кроме того, появилась возможность окунуться в мир дополненной реальности (используемая в играх) благодаря стереокамере, встроенной в саму консоль. Но оставим восторженные эпитеты пиар-менеджерам и обратимся к сухим фактам.
Не все отнеслись к сей революции с таким энтузиазмом. Поэтому стоимость Nintendo 3DS за прошедшие двенадцать месяцев падала несколько раз, и на западе сейчас она остановилась на отметке около 150-200 долларов. На территории Российской Федерации консоль будет вашей примерно за 10 тыс рублей, плюс-минус тысяча. Как и в случае с устройствами Apple цена справедлива на первый квартал 2012 года.
Что касается списка представленных тайтлов, то хардкорщики могут лезть за носовым ковриком ― серьезных тайтлов на 3DS раз-два и обчелся. Смотрите сами: Resident Evil ― Revelations, Ace Combat Assault Horizon ― Legacy, Metal Gear Solid ― Snake Eater 3D, несколько экшенов от Тома Клэнси, пара спортивных игр со словом FIFA в названии и неплохой трехмерный симулятор королевских гонок F1 2011 ― вот и практически весь перечень сколько-нибудь мозговзрывательных проектов. Остальное в основном интересно будет лишь кавайным девушкам и супермодным азиатским юношам: огромная туча тайтлов в которых фигурирует усатый водопроводчик Mario (Mario & Sonic at the London 2012 Olympic Games, Mario Kart 7, Mario Tennis, Super Mario 3D Land…), ну и конечно множество очередных приключений Соника, а также знаменитая The Legend of Zelda: Ocarina of Time теперь и в 3D. Кроме того, есть бесчисленное множество развлечений на пять минут калибром и заголовком поменьше, но не будем о них ― и так все ясно.
Может и правда всем перейти с «Контры» на Mario Kart по «сетке»?
Теперь об удобствах игры на приставке. Как говорилось выше, некоторые из потенциальных покупателей приняли новшества в штыки. Во-первых, предыдущая модель Nintendo DSi тоже была очень даже неплохой. Она имела богатую библиотеку игр и почти все те же функции, кроме, разве что, шагомера с бонусными монетками, стереоизображения и других менее значительных. Во-вторых, далеко не всем пользователям понравилось это самое «безочковое» 3D — небольшая часть покупателей вообще не увидела каких-либо эффектов, а у многих возникали головные боли после сколько-нибудь продолжительного сеанса за консолью. Благо, на приборе имеется специальный рычажок, которым можно регулировать глубину 3D, вплоть до полного отключения. Что же касается непосредственно управления в играх, то тут все так же как и у всей серии DS — два экрана, нижний сенсорный и он же вспомогательный, один стик, крестовина, гироскоп и стилус. Стоимость тайтлов для японской революционной портативки стоит примерно на уровне с ценами из PlayStation Store — от 20-ти до 80-ти долларов за игру. Все это, согласитесь, малоприятно для отечественного кармана, мягко говоря.
На основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что Nintendo 3DS может быть интересна в основном лишь хорошо обеспеченным фанатам продукции японской компании и любителям новых ощущений. Но смогут ли вас надолго увлечь стереоэффекты на достаточно маленьком экранчике и, еще мало где применяемая (спустя уже целый год), дополненная реальность? Решать как всегда вам.
Xperia Play vs Vita… Choose your destiny…
Пришел черед и самураям из Sony, а также шведским блюстителям традиций из Ericsson показать нам, чем они богаты. Всего, как выше было указано, наиболее актуальных на сегодняшний день (начало 2012 года) компактных игровых устройств, выпущенных этими компаниями, два: PlayStation Vita и Sony Ericsson Xperia Play, появившийся в свет, благодаря сотрудничеству двух производителей. Вкратце пробежимся по линейкам, выходцами из которых являются данные гаджеты — PlayStation Portable и Sony Ericsson Xperia.
В серии портативок Portable от Sony были свои взлеты и падения — все первые три модели: оригинальная PSP-1000 (2005 г.), а также улучшенные PSP-2000 (2007) и PSP-3000 (2008) были вполне популярны как в нашей стране, так и за рубежом. Ведь они предлагали графику и игры почти уровня PlayStation 2 и все это в компактном карманном корпусе. Потом, в 2009, году вышла PSP go, которая с треском провалилась в продажах в Японии, но продолжает неплохо продаваться в странах Северной Америки. Несомненной причиной малой популярности устройства стал уменьшенный на полдюйма (1,25 см) по диагонали экран (который и так был невелик — всего-то 4,3 дюйма = 10,8 см) и, конечно же, убранный UMD-привод. Все тайтлы для PSP go продавались только через PlayStation Store, а не на физических носителях. Чем может не понравиться официальное цифровое распространение малообеспеченным игрокам, коих большинство, объяснять, наверное, не нужно.
Устройства под брендом Sony Ericsson Xperia, который совсем недавно (но уже после выхода Xperia Play) был переименован в Sony Xperia, всегда позиционировались как смартфоны топового класса. Поначалу (с 2008 года) они управлялись популярной в свое время мобильной ОС Windows Mobile, но, начиная с 2010 года, окончательно перешли на куда более перспективную Android от Google. Практически все устройства линейки оказались удачными и неплохо продавались. Серия славится своим изысканным дизайном и всегда одной из самых мощных электронных начинок среди смартфонов. Короче говоря, неплохая альтернатива зазнавшемуся iPhone.
Бывший PlayStation Phone вполне приятен и как функциональный смартфон, так и в плане «поиграть немножко». Однако, на фоне свежей «Виты» он смотрится малость устаревшим
Но мы отвлеклись, поэтому скорее перейдем к виновникам торжества — Xperia Play и PlayStation Vita. Средняя цена на февраль 2012 года — 15 тыс. рублей за Xperia Play и от 12 тыс рублей за PlayStation Vita. Как видим, обе компактных игралочки находятся примерно в одном ценовом диапазоне.
Список игр у устройств совершенно разный, так как в первом случае издателями выступают самые разные компании, а в последнем только Sony. Среди самых заметных проектов на Vita следующие: Call of Duty, Dynasty Warriors, Everybody's Golf, Killzone, Resistance, LittleBigPlanet и Metal Gear Solid. Ну и, разумеется, у PlayStation Vita, как у более нового аппарата, имеется в запасе несколько эксклюзивных новинок вроде Uncharted: Golden Abyss или, еще не вышедшей, Silent Hill: Book of Memories. Xperia Play тоже есть чем похвастаться, ведь для него было адаптированы такие проекты как: Sims 3, FIFA 2010, Need for Speed SHIFT, Assassin's Creed, Worms и многие другие. Что касается цен и способа приобретения игр, то тут ситуация, как и в случае со списком доступных тайтлов, так же совершенно разная. Если на Xperia Play все развлекательные приложения приобретаются через цифровой магазин Android Market, где тайтлы продаются по цене от тридцати (30) до трехсот (300) рублей, то в случае PlayStation Vita можно воспользоваться либо PlayStation Store где цены колеблются от пятисот (500) до двух с половиной тысяч рублей (2500), либо купить физический носитель тысячи за полторы (1500) и больше. Однако, технический уровень представленных «Витой» игр значительно выше, чем у вполне себе казуальной Xperia Play, и почти догоняет уровень PlayStation 3, что частично оправдывает столь грабительские накрутки. В общем, каждый выберет по душе и по средствам.
PlayStation Vita не лишена недостатков, но, согласитесь, весьма обаятельна
Теперь об удобствах и эргономике. Без сомнения с точки зрения кнопочного (и сенсорного) управления в видеоиграх лидирует PlayStation Vita. Причем не только в рамках устройств от Sony, а среди всех компактных игровых систем вообще. Эргономика «Виты» тоже на высоте — аппарат лежит в руках как влитой, все благодаря продуманному дизайну корпуса с двумя впадинами на задней крышке. Два стика, боковые шифты сверху и, нашумевший задний тачскрин, позволяют любому человеку, игравшему когда либо в нормальную большую консоль, почувствовать себя как дома. Тем не менее, многие покупатели жалуются на очень уязвимый к царапинам экран и, упоминавшуюся уже, заднюю сенсорную панель. Что касается Xperia Play, то тут далеко не все так же радужно. Формфактор устройства сильно напоминает PSP go — почти такой же слайдер с, отодвигающимся вверх экраном, и выдвигающимися вниз, игровыми кнопками, разве что второстепенные кнопки вроде «Select» и «Start» находятся в углу, а посередине чувствительная панель, играющая роль стиков. Зато по Xperia Play, как и по, куда более дорогостоящему у нас, «айфону», звонить можно обычным порядком, а с «Витой» без Skype не обойтись.
В общем и целом делаем вывод относительно двух устройств от Sony. Тем, кто жить не может без качественных блокбастеров и эксклюзивов и готов заплатить за них любые деньги, можно смело брать PlayStation Vita, а тем кто просто ценит продукцию Sony и смартфоны Sony Ericcson в частности и давно хотел приобрести, что-то на базе Android и с неплохими играми — берите Xperia Play, как телефон он безупречен, да и во что поиграть там более чем достаточно, а к управлению привыкнуть можно — оно смотрится кривоватым лишь на фоне новомодной «Виты».
Раздача слонов
Итак, мы с вами пробежались по всем самым актуальным и наиболее желанным гаджетам от диктаторов современной моды компактных электронных развлечений: Apple, Nintendo и Sony. Проанализировав все вышесказанное в трех главах, посвященных продукции каждой из соответствующих компаний, пришло время сделать окончательный вывод и определить лучшее устройство из всех рассмотренных. Однако одним победителем тут не обойдешься, поэтому приходится идти на компромисс (все яростные фанаты продукции лишь одной из компаний «Большой тройки» уже получили всю необходимую информацию в соответствующих главах) — победителей два.
Первый заслуженный победитель — PlayStation Vita. Аргументировать решение можно сравнительно невысокой ценой (по сравнению с тем же iPhone) устройства на территории Российской Федерации (а нас интересуют только отечественные магазины), самой совершенной эргономикой и удобным управлением среди абсолютно всех конкурентов, а также «Вита» самый перспективный компактный игровой гаджет из всех представленных на рынке. PlayStation Vita выпущена совсем недавно, и проживет еще как минимум несколько лет. Благо, что мощность «Виты» позволит ей продержаться на плаву еще долго. А вот Xperia Play или Nintendo 3DS через год-другой наверняка отправятся на свалку как устаревшие. То же касается и всех приборов от Apple, обновляющихся каждый год.
Второй (но не менее заслуженный) фаворит — iPod Touch 4. Судите сами: во-первых, гаджет самый дешевый из всей «яблочной» семьи, во-вторых, чтобы поиграть в тот же самый нашумевший Infinity Blade не обязательно выкладывать около 30-ти тыс. рублей за «айФон», а просто взять и купить «айПод» примерно за 8-9 тыс. руб, и пускай по нему звонить нельзя, нас ведь игры в первую очередь интересуют, верно? Ну и, конечно же, дешевизна и разнообразие качественных тайтлов из App Store очень даже радует.
* * *
Статья у нас получилась очень длинная, но Автор надеется, что это того стоило. А вам, уважаемые читатели, осталось только пересчитать все свои нажитые непосильным трудом / сэкономленные на обедах / выпрошенные у родителей накопления и прикинуть, какое же из предложений вам лучше всего подходит. И нужно ли оно вам вообще, ведь если вы читаете все это, значит как минимум одна платформа (пусть и не компактная) у вас уже есть.