Будущее, где есть высокие технологии, но совершенно не осталось места моральным ценностям. Мир без солнца превратился в арену для битвы финансовых империй, которым безразлична человеческая жизнь. В раскрашенных неоновой рекламой мегаполисах стирается грань между реальностью и наркотическим сном. Все это — атрибуты киберпанка, направления научной фантастики, чей расцвет пришелся на восьмидесятые года прошлого столетия. Сегодня его элементы проникли во многие виды искусства, в том числе и видеоигры. Киборгов и продвинутый электронный разум часто можно встретить в мирах по ту сторону экрана. Но едва ли найдется хотя бы десяток проектов, авторам которых удалось качественно воспроизвести, не говоря уже о том, чтобы развить идею киберпанка о вырождении постиндустриального общества. Syndicate стала культовой в первую очередь потому, что в ней отлично передана суть этого мрачного жанра, а игровая механика помогала погрузиться в него с головой.
Действие первой Syndicate начинается после того, как в обществе уже свершились необратимые изменения. На карте мира не осталось государств, зато есть пятьдесят экономических зон, каждой из них управляет местный криминально-финансовый синдикат. Корпорации грызутся за контроль над технологиями и ресурсами, однако не с помощью армий, как можно было бы подумать, а посредством зомбирования населения. Для этого есть прекрасные инструменты — психотропное оружие «переубедитель» и микрочипы, вживляемые прямо в мозг. Все вылазки на вражескую территорию совершают небольшие бригады агентов, у которых после «чиповки» не остается ни памяти, ни личной жизни. Они умеют лишь выполнять приказы. Их гибель волнует боссов исключительно потому, что лишившаяся исполнителей контора неизбежно проигрывает войну.
В родную криокамеру вернутся не все бойцы, но плакать по ним будет некому
Пока воротилы бизнеса самозабвенно выясняли отношения, образовался новый синдикат. Именно там, практически с нуля, начинается карьера игрока. В вашем распоряжении — экономические ресурсы корпорации и набор свежепрочипованных агентов. Игра состоит из двух сегментов: стратегического и тактического. Необходимо инвестировать средства в научные разработки, устанавливать налоги на оккупированных землях, «прокачивать» гвардию новыми биоимплантами и вооружать ее в соответствии с предстоящими заданиями. Непосредственно миссии начинаются после того, как завершены все приготовления и выбрана команда в количестве от одного до четырех агентов. Действиями бригады игрок руководит лично. Задачи просты: устранять ключевых людей в штате конкурентов, принуждать к сотрудничеству ученых или журналистов, красть научные изобретения, взрывать стратегические объекты. Разумеется, мирные граждане рискуют стать случайными жертвами, но их жизнями можно пренебречь.
Центральная сюжетная линия как таковая отсутствует, но перед любым заданием необходимо посетить брифинг, без которого сложно вникнуть в суть операции. Получается интересный эффект: сами по себе миссии вроде бы никак не связаны, однако в каждом эпизоде чувствуется дух киберпанка, атмосфера нравственного упадка и цинизма. Главным героем Syndicate от начала и до конца остается сам игрок. По сути, он единственный живой человек в этой антиутопии. Никаких сложных отношений между персонажами — сознание механизировано, корпоративные цели оправдывают любые средства, а люди позиционируются как муравьи под ногами. Разработчики заставляют игрока почувствовать вседозволенность. В общем, на лицо полное соответствие базовым канонам киберпанка.
Оригинальная версия Syndicate появилась на персональных компьютерах и системах Commodore Amiga в 1993 году. Несмотря на примитивную графику (использовалось всего 16 цветов) и столь же примитивный звук, она покорила тысячи игроков благодаря атмосфере и сбалансированности. Чтобы закрепить успех, руководство компании Electronic Arts дало добро на переиздание хита в других форматах. Версии для консолей 3DO, Atari Jaguar и еще нескольких модификаций PC ничем не отличались от первоисточника. А вот на консолях MegaDrive и Super Nintendo состоялось перерождение шедевра. По сути это были не «порты», а ремейки — в них сохранили игровую механику, но капитально улучшили визуальный ряд и переработали миссии. Чуть позже на Amiga и PC дебютировало дополнение Syndicate: American Revolt, однако ему досталось куда меньше внимания. Публика ждала продолжения, которое последовало только в 1996 году на PC и в 1997-м — на первой PlayStation.
Сиквел заметно красивее оригинала, есть даже дождь и динамичное освещение. Но этого мало
К сожалению, сотрудники ЕА выдали не совсем то, о чем мечтали поклонники. Syndicate Wars была неплоха, но смотрелась пресновато на фоне первоисточника. Ее попытались сделать более доступной для широкой аудитории. Для начала с корнем выдрали экономическую составляющую. Исчезла необходимость заниматься изобретательством — все оборудование и биоимпланты открывались по мере прохождения, а деньги превратились в средство коллекционирования разнообразного барахла. Появился динамичный сюжет, причем развивался он без непосредственного участия игрока. Нужно было лишь выбрать, на чьей стороне воевать: за покоривший планету Eurocorp Syndicate или загадочную религиозную организацию Church of the New Epoch, которая бросила вызов гегемону.
Акцент сместился в сторону экшена. Появилось новое оружие, новые типы миссий. Визуальный ряд дополнили зрелищные спецэффекты, движок обеспечивал интерактивность декораций — как же красиво разлетались на сотни осколков случайно подвернувшиеся ховеркары! Однако все это слишком далеко ушло от концепции Syndicate. Остались только внешние атрибуты киберпанка, но исчезла глубина первоначальной задумки. Syndicate Wars вышла красивым и стильным, но вполне заурядным боевиком. За прошедшие пятнадцать лет попыток реанимировать культовую игру больше не было, хотя время от времени на этот счет циркулировали разные слухи. Сам Питер Мулинье, приложивший руку к «Синдикату», не раз высказывался по поводу возрождения серии, но до конкретики дело не доходило. Официальный анонс шутера студии Starbreeze застал многих врасплох. Игроки старой закалки возмущаются, дескать, зачем тревожить легенду, не имея ни малейшего шанса сделать что-то сопоставимое по глубине? Обоснован ли их пессимизм, мы узнаем в конце февраля. По крайней мере, одним киберпанковским боевиком в мире станет больше.
На волне успеха Deus Ex: Human Revolution у издателя есть шанс привлечь игроков к подзабытой тематике киберпанка. Однако новая Syndicate, скорее всего, откажется от большей части культурного наследия, и ее действие развернется в новой вселенной. Проще говоря, от Syndicate останется одно название. Но не будем сгущать краски. У шведской студии Starbreeze солидный послужной список — вряд ли разработчики создадут из рук вон плохую игру. Молодое поколение игроков воспримет ее без отсылок к прошлому, а ветеранам следует приготовиться к встрече с совершенно другим «Синдикатом» — современным блокбастером для широкой аудитории.