Когда студия Universal Pictures объявила, что будет экранизировать игру «Морской бой», все киноманы схватились за головы. Посыпались обвинения в безумии продюсеров, кое-кто не преминул отметить, что Голливуд окончательно умер. Даже режиссер Джеймс Кэмерон, который не любит публично кидать камни в чужой огород, строго погрозил пальцем и сказал, мол, ребята, у вас такой кризис идей, что даже страшно. Справедлива ли критика? Это мы выяснялись на прошедшем Российском Международном Кинорынке. Московские журналисты стали первыми в мире, кто увидел тридцатиминутную нарезку из различных сцен фильма. Плюс в рамках мероприятия презентацию «Морского боя» провел один из главных его создателей — Питер Берг. Мы встретились с режиссером и практически в лоб спросили, не станет ли его фильм очередным свидетельством декаданса американского кинематографа. Как и ожидалось, Питер был готов к провокациям.
«Я один из тех, кто не стал крутить пальцем у виска, когда узнал об экранизации „Морского боя“, — признался режиссер. — Напротив, меня восхитило, что кто-то об этом помыслил. Вы только представьте, каково это — снять фильм по настольной игре, где нет ни вселенной с богатой мифологией и персонажами, как в случае с „Трансформерами“, ни комикса или книги, чтобы взять их за основу. Есть только маленькие пластмассовые кораблики да поле в клеточку. Работать пришлось с чистого листа, поэтому, как мне кажется, „Морской бой“ — чрезвычайно сложный с творческой точки зрения проект и определенно самый амбициозный в моей жизни. Попотеть с ним пришлось изрядно».
Один месяц съемок прошел на Гавайях, где в полутора километрах от берега построили огромную съемочную площадку и поставили ее на якорь
Бедный на сюжет первоисточник — действительно не повод заранее клеймить фильм позором. Доказательством тому стала чрезвычайно успешная сага «Пираты Карибского моря», которую, напомним, сняли по мотивам аттракциона в Диснейленде. Сценаристы взяли за основу лишь антураж, а историю и героев писали с нуля. Питер Берг поступил так же. Его фильм повествует совсем не о том, как два школьника на уроке химии топят воображаемые корабли на спрятанных под партами тетрадных листках. И уж точно не о том, как несчастный игрок месяцами бьется с компьютером в одной из сотен виртуальных инкарнаций «Морского боя». Сюжет блокбастера — фантазия на тему инопланетного вторжения, а центральная роль в ней отведена служащим военно-морских сил.
Начинается все с неопознанных объектов, которые быстро входят в атмосферу Земли. Один из них разносит небоскреб в Китае, другой зарывается в грязь американской глубинки. Самый крупный погружается на дно океана аккурат в зоне международных боевых учений. На подоспевших вояк из воды выскакивают странные корабли, а вокруг образуется непроницаемый энергетический барьер. После обмена предупредительными выстрелами завязывается настоящий бой. Нетрудно догадаться, что шансы людей на победу стремятся к нулю. Впрочем, пальбой из главных калибров дело не ограничивается — экипаж уцелевшего крейсера лицом к лицу столкнется с гостями из космоса, оценит убойную силу их скафандров и всеми силами попытается одолеть инопланетную напасть.
Дизайн инопланетной техники навевает ассоциации с «Трансформерами», однако «Морской бой» отличается по духу от трилогии Майкла Бэя
Во всем, что связано с пришельцами, авторы фильма вдохновились лекциями физика Стивена Хокинга о планетах так называемой «зоны Златовласки». Они движутся вокруг похожих на наше солнце звезд по орбите, аналогичной земной. Теоретически их условия благоприятны для зарождения жизни. Исследователи в США и России отправляют к таким планетам сигналы, фактически говорят: «Ребята, мы здесь!». Стивен Хокинг полагает, что выдавать положение колыбели человечества опасно. Дескать, если кто и откликнется, то вряд ли с добрыми намерениями. «Мы выбрали одну из планет в зоне Златовласки — Глизе 581 g, — пояснил Питер Берг. — Ее открыли в 2010 году, потом доказали, что это была ошибка вычислений, но мы представили, что планета существует. По сюжету на отправленные к Глизе 581 g сигналы приходит ответ в виде разведывательной группы другой цивилизации. Ее представители опережают нас технологически, но развивались почти так же, как мы. Они общаются, у них есть эмоции. Одного взгляда на этих инопланетян достаточно, чтобы понять — они наши братья по разуму, пусть и дальние».
Признаться, мы были скептически настроены относительно «Морского боя», даже несмотря на предыдущие заслуги Берга. Его трагикомедия «Хэнкок» стала одним из самых кассовых фильмов 2008 года, но одно дело Уилл Смит в роли не просыхающего супергероя, и совсем другое — кораблики с инопланетянами. Однако просмотр 30-минутного отрывка не хуже кувалды вбил в нас оптимизм. Дело не только в визуальном ряде, хотя он тоже на уровне. Бюджет в 250 млн долларов позволил добиться впечатляющего размаха постановки — это видно и по сырому материалу с недоделанными спецэффектами. Но самое главное, что Берг не изменил себе и во главу угла поставил персонажей. Люди не играют роль фона, как в тех же «Трансформерах», а становятся душой проекта и отлично передают его интригу, романтику и юмор. Чего только стоит одна из вступительных сцен, где оказавшийся на мели главный герой проникает в магазин, чтобы добыть незнакомой девушке булочку с мясом и произвести на нее впечатление.
Известная поп-певица Рианна исполняет роль унтер-офицера Раикс, которая явно не собирается очаровывать иноземных гостей пением
«Что мне нравится в концепции „Морского боя“, так это непредсказуемость и накал страстей, — сообщил нам режиссер. — Вот представьте, что мы сейчас играем. Я не знаю, где ваши корабли, а вы не знаете, где мои. Как только я вас обнаружу, тут же постараюсь уничтожить как можно быстрее и эффективнее, а вы попытаетесь обнаружить меня еще быстрее, поскольку осознаете, что гибнете. У игры есть невероятная энергетика, которую мы постарались перенести в экранизацию и, надеюсь, с задачей справились».
«Морской бой» многие воспринимают, как бредовую затею с единственной целью — стрясти побольше денег с населения. Если насчет денег все правильно, то бредовость еще под большим вопросом. Ответ мы получим в апреле 2012 года, когда состоится премьера этого дорогого блокбастера. Пока что фильм Питера Берга представляется вполне состоятельным развлечением для всей семьи. А еще он доказывает, что экранизировать можно все, что угодно. На очереди, как известно, «Монополия», а там, глядишь, и до «Тетриса» доберемся — чем черт не шутит.