У любого человека, подкованного в игровой индустрии, компания IO Interactiveассоциируется конечно же с серией Hitman. Симулятор наёмного убийцы, выращенного в пробирке, покорил сердца миллионов игроков и успешно явил себя уже четыре раза (на подходе — и пятая часть). Обычно, если у разработчиков хорошо получается что-то одно, то они методично начинают выпиливать новые серии, дабы не рисковать. Именно поэтому появление чудо-игры Freedom Fighters, между второй и третьей частями приключений Сорок Седьмого, было удивительным и прекрасным событием.
В отличие от большинства шутеров, пистолет здесь очень эффективен, особенно на ближних дистанциях.
В этой игре не было лысого киллера, не было огромного арсенала оружия, не было удавки и стелса. С Hitman эту игру роднил только графический движок. По жанру Freedom Fighters представляла из себя тактический экшен от третьего лица (позже на этой же механике будет сделана серия Kane and Lynch). Она вышла в 2003 году, но мне и сегодня приятно вспомнить об этой игре и особенно — рассказать о ней тем кто в своё время её пропустил. Давний срок выхода — единственная причина, по которой я не написал статью в формате рецензии.
В Freedom Fighters было прекрасно всё. Сюжет, игровой процесс, звук, музыка и даже графика была очень неплоха. Согласно сценарию, после победы во Второй Мировой войне Советский союз завоёвывал одну державу за другой (всё это показывалось во вступительном ролике). В итоге, к началу двухтысячных непокорённой осталась лишь страна гамбургеров и кока-колы. Впрочем, Советы решили и в ней насадить коммунизм и отправили туда войска. Весь этот бред русскому человеку, конечно, невозможно смотреть без смеха. Как и в большинстве проектов, посвящённых «альтернативной истории», Freedom Fighters умиляла количеством клюквы. Здесь был генерал по фамилии Татарин, коммунистически настроенная телеведущая новостей Татьяна Кемпински, полковник Бульба и много других замечательных личностей.
Но обо всём по порядку. Игра начиналась с того, что два брата-водопроводчика, которых звали Марио и Луиджи Крис и Трой, ехали на очередной вызов к некоейИзабелле Ангелине, которая была важным политиком в Нью-Йорке. По дороге рассуждали о возможном советском вторжении в Штаты. Собственно, тогда это самое вторжение и началось. Квартира Изабеллы оказалась пуста, если не считать нагрянувших туда советских солдат. Троя захватывают и уводят, и мы начинаем игру за Криса. Разумеется, если есть страна-захватчик, то есть и местное сопротивление. К ним и присоединяется Крис. Командует повстанцами та самая Изабелла. Они отсиживаются в канализации, в трущобах Нью-Йорка, в метро. Планируют действия и пытаются с помощью точечных операций отвоевать город.
Такова сюжетная завязка игры. По большому счёту, после неё сценарий почти не развивается. Лишь ближе к концу игры штаб повстанцев, находящийся в канализации, оказывается захвачен советскими солдатами, и Крису с друзьями приходится всё начинать почти заново. Каких-то запоминающихся моментов в сюжете игры почти нет, но он всё равно очень неплох и вполне увлекательный. Начав свою борьбу за свободу простым бойцом, Крису предстояло стать местным героем, украсить улицы своими фотографиями с надписью «Розыск», вселить надежду в американцев и даже получить прозвище «Призрак свободы».
С таких укреплений очень удобно командовать своими подчинёнными.
Лучшее, что есть в Freedom Fighters — это игровой процесс. По ходу игры Крис набирал авторитет у повстанцев и мог командовать ими прямо на поле боя. Причём, напарники были не застревающими в ящиках и по большому счёту ненужными игроку истуканами — они очень помогали. Пожалуй, это лучшие компьютерные напарники из всех, что я видел в играх. Без лишних напоминаний бойцы сами находили укрытия, вставали за пулемёты, бросались врукопашную и никогда глупо не лезли под вражеские пули. Невероятно, но при абсолютно примитивнейшем управлении отрядом, здесь получалось делать то, что порой не удавалось в сложных тактических экшенах вроде Ghost Recon, ARMA или Hidden and Dangerous. Весь секрет успеха был в трёх моментах: умные напарники, умные враги, простое управление. Одной кнопкой Крис приказывал бойцам занять позицию, другой — атаковать выбранную цель, третьей — двигаться к нему и следовать за ним. Удерживая кнопку, приказ можно было отдать не одному бойцу, а всему отряду. Ближе к концу игры Крис мог водить с собой десяток подчинённых, с радостным гиканьем расстреливающих врагов.
Freedom Fighters — это игра с идеально выверенной сложностью. Здесь вас не убивают с одного попадания, но укрытиями пользоваться всё равно необходимо (и что самое главное — хочется, т.к. они очень грамотно расставлены). Оставить напарников и пойти одному в лобовую тоже не получится. Уже на среднем уровне сложности приходится грамотно использовать их.
Удивительно, но благодаря умному AI разработчикам удалось создать очень эффектные сцены боевых действий, гораздо лучше чем в ином военном симуляторе. Враги здесь вполне честно себя ведут и стреляют в первую очередь не по игроку, а по тому кто ближе всех к ним. Да и вообще, игрок для них — точно такой же повстанец. Именно поэтому действовать тактически, заходить с флангов и с толком пользоваться гранатами здесь интересно. Ведь враги не жульничают и не читерят. Таким образом, можно намеренно отправить одного бойца на открытое место и спрятать за укрытие, а врагов, отвлекшихся на него, обойти и перестрелять с совершенно неожиданной стороны.
Арсенал в игре довольно беден, да и ничего кроме автомата Калашникова и гранат вы скорее всего использовать не будете. Для дальних дистанций очень хороша винтовка Драгунова.
С возвышенностей атаковать вражеские позиции особенно эффективно.
Структурно игра была устроена в виде отдельных миссий в разных уголках города. Вы могли взять любую из них и отправиться на задание. Тем не менее, выбирать надо было с умом. Уничтожив вертолётную площадку, игрок мог здорово облегчить себе прохождение следующей миссии. Вообще, вертолёты здесь были натуральным ужасом, летящим на крыльях ночи. Если на миссии у игрока не было ракетницы, приходилось прятаться и прятать своих подчинённых. Сбить крылатую машину было нечем, а стреляла она метко и больно.
На миссиях игроку, как правило, нужно было только освобождать заключённых, лечить раненых, закладывать взывчатку и поднимать американский флаг на захваченных зданиях. Никакого особенного разнообразия задания не предлагали. Но зато — благодаря развилкам и обходным путям на карте (да и опять же — благодаря пресловутому AI напарников) отыгрывать их можно было по-разному. Возиться с подчинёнными и атаковать вражеские укрепления почти не надоедало.
Игрок проходил небольшие участки локаций, черепашкой-ниндзя перебегая от одного канализационного люка к другому (это нужно было для сохранения игры и вывода заключённых в безопасное место).
С визуальной стороны Freedom Fighters выглядела немного неряшливо. Не самая лучшая анимация, серо-коричневая цветовая палитра. Однако, местный экшен искупал всё.
Над озвучкой явно трудились талантливые актёры, а музыку писал знаменитый композитор Джеспер Кид, давно знакомый игрокам по саундтрекам к Hitman, Assassin's Creed и другим проектам.
Управление никаких нареканий не вызывало. В отличие от Сорок Седьмого, Крис быстро перемещался и ловко прыгал. Все нужные кнопки были под рукой.
Снайпер, очевидно, прилёг отдохнуть.
Разумеется, как и в любой игре от IO Interactive, были в Freedom Fighters и свои шероховатости. Те самые которые отделяют хорошую игру от хита, хит — от шедевра, а шедевр — от идеала. Иногда игра притормаживала, AI не слушался команд (например, повстанцы порой игнорировали приказы атаковать врага, находившегося выше них: на балконе, на вышке и т.д.). Также случались странности и с обсчётом попаданий. Кроме этого, Крис не мог убрать из отряда бойца и взять на его место нового, например, с более мощным оружием (в Kane and Lynch разработчики решили эту проблему просто — игрок мог передавать своё оружие подчинённым). Находясь в толпе товарищей, невозможно было целиться, т.к. главного героя почему-то начинало крутить в правую сторону, как только его задевали. Взрывы в игре были абсолютно неубедительны и по зрелищности уступали даже дешёвым детским новогодним хлопушкам.
Но это всё — мелочи, которые не могли испортить впечатление от превосходнейшего проекта. Сюжет, глупые советские агитплакаты, Татьяна Кемпински, генерал Татарин, ведомые отличным AI повстанцы в масках и простая тактика складывались в замечательную игру, настоящий хит жанра. Мировая критика также оценила Freedom Fighters по достоинству.
Эта статья носит не только информативный характер, но и является для меня своего рода данью уважения игре и разработчикам. Конечно, в наше время экшенов с укрытиями на компьютерах — как грибов после дождя. Многие отлично поставлены, безупречно выглядят. Но подарить такие незабываемые ощущения как Freedom Fighters сможет только одна игра. Freedom Fighters 2.
P.S.: в консольных версиях игры помимо сюжетной кампании присутствовал также мультиплеер.