Говорят, что компьютерные игры погибают. В последнее время то тут, то там можно услышать пророчества, в которых ПК как игровой платформе сулят мучительную смерть от тысячи недугов. Тотальное пиратство, изуверские системы защиты от копирования, сложность оптимизации игр для различных конфигураций компьютеров, отсутствие отделов контроля качества, постоянно растущие системные требования... Все это на фоне цветущего рынка игровых приставок, как уверяют скептики, угробит ПК не сегодня, так завтра. И хотя эти разговоры продолжаются далеко не первый год, а компьютеры как использовались для игр, так и продолжают использоваться, в них есть и рациональное зерно. У ПК с игровой индустрией давний конфликт, и порой возникает ощущение, что конфликт этот неразрешим. Однако если есть проблема, то должно существовать и ее решение, а в случае с компьютерами таковое уже маячит на горизонте. Называется оно по-разному: cloud computing, cloud gaming, games on demand. Скрывается за всеми этими именами одно и то же — панацея от всех существующих ПК-игровых болезней разом.
Если не вдаваться в технические детали, то «облачные вычисления» — это совокупность мощных компьютеров, которые осуществляют для пользователя требующие высокой производительности операции, а затем предоставляют доступ к их результатам через интернет. В случае с играми «облака» берут на себя все те задачи, ради которых мы регулярно тратимся на новые процессоры, видеокарты, планки оперативной памяти и прочие штуки, которые, не будь на свете игр, большинству владельцев компьютеров и даром бы не сдались. «Облачные» сервисы занимаются всем: они сами устанавливают игры на серверы, сами по мере необходимости обновляют их патчами и следят за тем, чтобы производительность была на высочайшем уровне. От игрока же требуются только две вещи: высокоскоростной доступ в интернет и устройство, способное воспроизводить видео. Роль последнего может взять на себя, например, планшетный компьютер или, специальная приставка, подключаемая к телевизору.
Сервис OnLive позволяет запускать самые современные игры не только на почти любом компьютере, но и с помощью миниатюрной приставки, которую можно подключить к телевизору
Элегантная и простая в теории идея представляется настолько хорошей, что убивает на корню все те проблемы, с которыми приходится мириться заядлому любителю компьютерных игр. Больше не надо тратиться на обновление комплектующих для ПК. Никакой возни с патчами, драйверами и настройками операционной системы. Никаких компромиссов и отказов от максимальных настроек графики. «Облачные» игры доступны из любого уголка планеты, где вы сможете найти компьютер и подключиться к Сети.
Жизнь разработчиков тоже становится легче и приятнее. Оптимизировать игру для входящих в структуру «облачного» сервиса платформ гораздо проще, чем пытаться угадать, какие же комплектующие и программы установлены на компьютерах миллионов пользователей в разных уголках мира. Разрабатывать игры станет проще, проблем с совместимостью поубавится, тестирование не будет требовать столько усилий и, в конечном итоге, количество ошибок тоже снизится. Без них голова станет болеть реже не только у разработчиков, но и у их клиентов — никто ведь не любит, когда в самый ответственный момент сражения игра выпадает на «рабочий стол». Довольны перспективами «облаков» и издатели. Ведь в идеальном мире, где нет материальных носителей данных, а все игры хранятся в дата-центрах и раздаются через сеть, нет пиратства. Кроме того, «облака» дадут возможность для использования гибкой ценовой политики, сдачи игр в аренду и рекламы новых продуктов, что тоже будет на руку воротилам бизнеса.
Вся эта благодать может казаться похожей на недоступную сказку, но на самом деле она уже не за горами. «Облачные» игровые сервисы появились не вчера. Общественность всерьез заинтересовалась этой технологией в 2009 году, когда компании OnLive и Gaikai официально объявили о создании соответствующих служб. Их слова не разошлись с делом: уже год спустя OnLive сообщила о запуске сервиса. В начале 2011 Gaikai, которая пока специализируется на использовании рекламных возможностей «облаков», начала работать с демо-версиями современных игр, позволяя встраивать их в веб-страницы, чтобы пользователи могли опробовать новинки, не выходя из браузера.
Самую важную роль в привлечении внимания к OnLive и Gaikai сыграло то, что их сервисы действительно работают, и не в какой-то там далекой перспективе, а здесь и сейчас. Журналисты, многие из которых в 2009-м были настроены скептически, опробовав сервис OnLive в деле вынуждены были признать, что он вполне функционален. Gaikai же привлекла внимание игроков на выставке Е3 в 2010 году, когда один из ее основателей и по совместительству знаменитый разработчик игр Дэвид Перри продемонстрировал возможности сервиса, запустив с его помощью World of Warcraft на планшете iPad. Сейчас OnLive, Gaikai и другие подобные им службы активно работают как над улучшением своих сервисов и технологий, так и над развитием отношений с игровыми издательствами. Тем самым они ясно дают понять, что пришли на рынок всерьез и надолго.
Создатель Earthworm Jim и один из создателей компании Gaikai Дэвид Перри выразительно глядит на публику, как на будущих клиентов «облачных» сервисов
Однако в бочке меда всегда найдется место ложке дегтя, и «облачные игры» — не исключение. Решая многие из проблем современной игровой индустрии, они тут же заменяют их новыми. К примеру, «облака» чрезвычайно требовательны к качеству интернет-соединения. Это касается не только возможности передавать потоковое видео высокого качества на устройство пользователя, но и обмена командами между ним и сервером. Даже небольшая задержка в реакции игры на нажатие клавиш приводит к тому, что развлечение превращается в отличный способ истрепать себе нервы. Значит, соединение с интернетом у каждого пользователя игровых сервисов должно быть не только достаточно быстрым, но и очень стабильным, что пока возможно не везде.
Кроме того, не стоит забывать, что игры, купленные или арендованные на «облаке», не лежат у вас дома в коробочках и не установлены на ваш компьютер — они доступны только в сети. А ведь коварные хакеры могут атаковать сервер вашего поставщика игровых услуг, как они сделали это некоторое время назад со службой PlayStation Network. В дата-центре, где компактно проживают обеспечивающие работу «облака» компьютеры, могут отключить электричество. Там может случиться пожар, наводнение, землетрясение, торнадо, цунами или внезапное нашествие зеленых человечков на боевых треножниках. В конце концов, кто-то может просто стащить кабель, подключенный к вашему дому. Любая из этих и множества других причин может оставить пользователя «облачного» сервиса без игрушек вообще, причем на весьма продолжительный срок.
Разумеется, беспокоиться о проблемах еще рано: «облачные» игры лишь начинают свой путь, и до того, как их распространение станет повсеместным, еще очень далеко. Нельзя не признать, что идея поставки игрового контента через сеть, нравится она нам или нет, имеет большое будущее, а «облака» — один из наиболее привлекательных и интересных способов ее реализации. Он не лишен изъянов, и пока есть много вопросов к тому, как именно концепция будет работать на глобальном уровне. Но если создателям таких сервисов и правда удастся воплотить в жизнь все задумки, то перспективы cloud gaming будут очень и очень светлыми.