Падение в бездну. Взлом PlayStation Network и его последствия
За последние годы сетевые сервисы настолько вошли в нашу жизнь, что представить без них игровые системы уже невозможно. Службы вроде Xbox Live и PlayStation Network не только позволяют находить партнеров по видеоиграм, не покидая квартиры. Они также дают возможность заводить новых знакомых и поддерживать с ними контакт, приобретать, минуя очереди в магазинах, товары, будь то цифровые копии игр или прокатные фильмы, участвовать в различных акциях и получать доступ к демоверсиям, узнавать о новинках и заниматься тысячей других дел. По сути, онлайн-службы современных консолей напоминают социальные сети: они объединяют игроков по всему миру. И когда одна из таких служб, удовлетворяющих нужды миллионов пользователей, вдруг отключается, это просто не может закончиться хорошо.
Для клиентов PlayStation Network, через которую, помимо прочего, осуществлялась поддержка многопользовательской игры на консолях PlayStation 3 и PSP, проблемы начались 20 апреля, когда этот сервис внезапно перестал функционировать. Поначалу это мало кого встревожило, поскольку на тот момент корпорация Sony вела ожесточенную войну с хакерами: одного гоняла по судам за взлом PS3, а заодно отражала сетевые атаки его мстительных единомышленников. К тому же отключение PSN в апреле уже случалось, так что многие предположили, что последний сбой — это всего-навсего продолжение истории. Не давали поводов для беспокойства и заверения официальных лиц: те утверждали, что работы по восстановлению сервиса ведутся и он вернется в строй уже в ближайшие сутки.
Консоль без сетевого сервиса нельзя назвать игровой! Поклонники сериала Call of Duty не дадут солгать
Однако день шел за днем, а PSN по-прежнему отказывала подписчикам в доступе. Представители Sony сообщали, что надо еще немного подождать, уверяли, что над решением проблемы трудятся лучшие специалисты, и в стотысячный раз благодарили клиентов за понимание и терпение. Клиенты скрипели зубами, но продолжали понимать и терпеть. А 26 апреля взорвалась настоящая бомба: японский медиа-гигант официально признал, что личные данные пользователей PlayStation Network и Qriocity (еще одного сетевого сервиса Sony, предназначенного для продажи цифрового контента) были скомпрометированы. Компания разослала клиентам письма, в которых сообщалось, что неизвестные злодеи, возможно, завладели данными об их именах, местах жительства, адресах электронной почты, и прочей конфиденциальной информацией. Хуже того — Sony не исключала, что помимо всего прочего хакеры похитили и данные о кредитных картах.
Тут, как говорится, и началось. Терпение игроков лопнуло, и в их сообществе поднялась волна возмущения из-за низкой скорости восстановительных работ и невозможности играть по сети. Кто-то обвинял Sony в том, что компания печется больше о защите собственных интересов, чем о безопасности личных данных клиентов, разработчики игр выражали соболезнования и сетовали на убытки. Без судебных исков тоже не обошлось, да и официальные лица живо заинтересовались тем, что же за бардак творится с онлайн-службой, в которой зарегистрировано 77 миллионов учетных записей. Видимо, при этом мало кто задумывался, что сама Sony и есть главная жертва хакеров. Идея вешать на нее всех собак, по сути, мало чем отличается от высказываний о том, что жертвы изнасилований сами провоцируют преступников.
Пока PSN валялась без чувств, ее главный конкурент, сервис Xbox Live, предлагал всем желающим пользоваться сетевыми услугами даром
Взлом PlayStation Network стоил японской корпорации и ее многочисленным партнерам десятки миллиардов долларов в виде упущенной прибыли, затрат на компенсации и прочих сопутствующих расходов. Однако в серьезном бизнесе при возникновении проблем спрятаться в норку и тихо жалеть себя не получится. Поэтому Sony отбивалась, как могла, и до сих пор продолжает это делать. Сам сервис, пусть не полностью, но восстановил работоспособность: в настоящее время доступны практически все его разделы. Подписчикам принесли извинения, выдали необходимые инструкции по безопасности и обещали компенсации в виде бесплатных игр. Встревоженному Конгрессу США направили официальное открытое письмо, в котором дали ответы на все вопросы, начиная с «как это случилось?» и заканчивая «что мы будем делать теперь?» Партнеров по бизнесу дежурно заверили в скором выправлении ситуации и обещали всестороннюю поддержку в эти тяжелые для всех времена.
Слухи опровергнуты, истеричные пользователи, насколько это возможно, успокоены, планы по улучшению защитных механизмов PSN сформулированы, горькие уроки усвоены. Казалось бы, вот и все — как минимум до следующего вторжения злых хакеров горевать не о чем. К сожалению, как бы Sony ни старалась, склеить разбитую чашку так, чтобы никто не заметил, не получится. В то время как на Западе PSN возвращается к жизни, на родине Sony ее не ждут с распростертыми объятиями. Правительство Японии запрещает запускать PSN на территории страны до тех пор, пока в Sony не примут все необходимые меры для защиты персональных данных клиентов. Таким образом, до полного исцеления сервиса еще далеко — на необходимые процедуры тоже придется истратить много сил и средств.
Замечательная Portal 2 — лишь одна из вышедших в конце апреля игр с поддержкой многопользовательского режима, для которых падение PSN пришлось весьма некстати
В какую сумму обошлась выходка хакеров, в ближайшие недели и месяцы будут усердно подсчитывать аналитики, исследователи рынков и специалисты всех мастей, но и они вряд ли сумеют назвать точные цифры. Никто сейчас не знает наверняка, сколько людей, собиравшихся приобрести PlayStation 3, отказались от своего решения из-за разразившейся трагедии. Мы никогда точно не узнаем, какая часть игроков, владеющих и PS3, и Xbox 360, в период с конца апреля по середину мая предпочли игры для консоли Microsoft, так как только там у них был доступ к сетевым многопользовательским режимам. Сложно прогнозировать, как именно это пятно на репутации Sony и торговой марке PlayStation отразится на продукции компании в будущем. Но дело, скорее, не в деньгах. Как ни крути, но главной потерей Sony все равно остается доверие ее партнеров и, что наиболее важно, конечных пользователей. А доверие — такая штука, которую легко потерять и чертовски сложно вернуть.
808 Прочтений • [Падение в бездну. Взлом PlayStation Network и его последствия] [21.05.2012] [Комментариев: 0]