Никто не сомневался в компетентности разработчиков из Piranha Bytes. Много лет они доказывали, что умеют делать хорошие ролевые игры. Однако после третьей «Готики», в которой было больше программных ошибок, чем тараканов в студенческой общаге, репутация компании пошатнулась. Немцам даже пришлось извиниться перед публикой, мол, простите, мы не со зла, просто очень торопились. Следующая игра Piranha Bytes — Risen — немного исправила ситуацию. Мрачная фэнтезийная RPG впечатляла проработкой деталей и мрачной атмосферой. Однако масштаб происходящего здорово уступал все той же «Готике», да и консольный порт на Xbox 360 был сделан спустя рукава сторонней командой. И вот на подходе «Risen 2: Темные Воды», сиквел, который должен вернуть студии былую славу. Мы получили на руки превью-версию и провели в игре несколько часов.
Боги покинули мир, и люди познали гнев титанов. Люди попрятались в удаленных уголках Старой Империи и стали бороться за выживание. Безымянный герой из первой Risen здорово опустился за годы, минувшие с момента его победы над Титаном Огня. Он состоит на службе у Инквизиции и медленно спивается в крепости на Кальдере. Однако так не может продолжаться вечно. Морские чудовища атакуют корабли с провиантом, и если кто-то не отыщет могущественное оружие для победы над Титаном Воды, люди будут обречены. Где искать оружие, знают только пираты. По счастливой случайности герой близко знаком с Пэтти, дочкой знаменитого капитана Стальная Борода. Вместе они отправляются на Такаригуа, тропический остров в Южном море, где пиратский корабль пришвартовался, чтобы пополнить запасы рома.
По сравнению с предшественницей у Risen 2 совсем другое настроение. Долой мрачные тона, да здравствуют солнце и бесшабашная вседозволенность. Герою требуется доказать, что он достоин стать членом команды Стальной Бороды, а значит, нужно забыть о порядочности и выполнить несколько далеко не благородных дел. Например, освободить пирата из тюрьмы, побить ленивых водоносов и, самое главное, наладить производство рома на Такаригуа. Без солидного запаса алкоголя в трюме корабль, разумеется, никуда не поплывет.
Герой может обучиться «грязным приемам» и использовать их в бою, например, «пыхнуть» на врагов огнем
Безусловно, Risen 2 не хватает бюджета Mass Effect 3 или The Elder Scrolls V: Skyrim. С одной стороны, мы имеем практически бесшовный мир, где можно спокойно пересечь остров, ни разу не увидев надписи «Загрузка», и четкую, сочную «картинку». С другой стороны, во время диалогов, когда персонажей дают внимательно рассмотреть и послушать, понимаешь, что анимированы они небогато, а говорят с такими интонациями... В общем, не зря разработчики Mass Effect нанимали Мартина Шина и Сета Грина озвучивать героев. Создается впечатление, будто смотришь хорошую постановку в провинциальном театре: и пьеса замечательная, и актеры стараются, но время от времени замечаешь: тут сэкономили на декорациях, там — на костюмах, а одного артиста вообще пора гнать из труппы, ибо пьет и слова перевирает.
Но вот какое дело: чем дольше играешь, тем меньше хочется придираться. Кругом столько дел, что через час рутина пиратской жизни безвозвратно затягивает, а местные обитатели становятся друзьями. Задания отличаются приятным разнообразием, не банальны, и выполнить их разрешено по-разному. Поначалу безымянный герой мало что умеет. Видимо, годы попоек плохо сказались на его силе и выправке. Приходится заново учиться азам. Хотите — становитесь забиякой, решающим все вопросы кулаками. Внешний вид персонажа будет настолько устрашающ, что многие предпочтут вовсе не ввязываться в драку. Или посвятите себя изучению магии вуду. Либо прокачивайте воровские навыки и обаяние — тогда многие проблемы обретут бескровное решение. Можно даже прикупить обезьяну-форточницу, которая будет залезать в дома через окна и красть ценные вещи.
Уже на первом острове NPC-тренеры готовы обучить вас всем трюкам, которые знают. Но их наука дорого стоит, и стать всемогущим за пару часов не получится. Приходится выбирать, в каком деле хотите преуспеть. Поскольку герой откровенно хил, рекомендуем взять за ролевую модель капитана Джека Воробья и действовать в зависимости от ситуации, не брезгуя взломом и забалтыванием окружающих. Хорошо подвешенный язык поможет обводить вокруг пальца простаков. Само собой, следует овладеть искусством взлома замков: кругом полно сундуков и запертых дверей. Денег поначалу катастрофически не хватает, а значит, нужно научиться красться бесшумно, и подчищать то, что плохо лежит. Немного странно, когда владелец таверны безропотно покупает столовое серебро, украденное из его дома, ну да ладно. В Skyrim мы еще и не такое видели.
Чтобы улучшить характеристики героя, нужно зарабатывать славу, а ее проще всего получить в бою. Остров Такаригуа, несмотря на малый размер, далеко небезопасен. Вы не нравитесь никому: ни аборигенам, ни беглым рабам, ни местной фауне. Обезьян и кабанчиков можно завалить на раз-два, однако если увидите вдалеке ягуара, лучше сворачивайте в сторону. От быстроногого хищника не убежать, он валит героя на землю и убивает быстрее, чем вы чихнете. В темных пещерах обитают не менее опасные монстры — не суйтесь туда, прежде чем основательно не подготовитесь.
С серьезными противниками лучше не связываться, если вы не уверены в собственных силах или в запасе нет бутылочек живительного рома
Когда речь идет о проектах Piranha Bytes, многие, наученные горьким опытом «Готики III» сразу же спрашивают о количестве программных ошибок. Превью-билд Risen 2 порадовал стабильностью. Мы столкнулись лишь с одним глюком — персонаж, за которым нужно было проследить, вдруг пошел по воздуху, и просочился через потолок на второй этаж дома. Уверены, в финальной версии ошибка будет исправлена. Хотя, быть может, для успешного выполнения этого квеста, мы просто не получили особых навыков шпионов-ниндзя? Узнаем в полной версии игры уже в конце этого месяца.
За несколько часов, проведенных с превью-версией Risen 2, у нас сложилось очень приятное впечатление об игре. Piranha Bytes удачно выбрала тему: мрачное фэнтези уже поднадоело, а вот пиратской романтики в последнее время не хватало. Даже грубоватый юмор как нельзя кстати: персонажи используют слово «fuck» чаще, чем «деньги», шутят на темы венерических заболеваний и вообще охотно подкалывают друг друга. Разработчики не чураются клише: пиратский капитан, как водится, проклят, грог и ром заменяют флибустьерам обезболивающее и антибиотики, в морских пучинах обитают жуткие монстры. Но это не вредит игре, ведь не зря режиссер «Звездных войн» Джордж Лукас в свое время сказал: «Не бойтесь клише. Они стали клише, потому что работают».