В наше «смутное» время, когда одним взмахом руки недовольный продажами генеральный директор игровой компании может перезапустить неугодный франчайз и отправить тем самым в топку капиталистической машины надежды миллионов поклонников по всему миру, удивляться переменам в любимом сериале как-то даже стыдно. Мол, чего тут такого, стандартная практика.
И не то, что бы я был против «перезагрузки», конечно нет. Просто где-то она, несомненно, нужна, дабы избавить проект от предрассудков и пережитков, тянущих проект на дно «турнирной таблицы» (тот же Tomb Raider), а иной раз тотальное переосмысление, как собаке пятая нога, то есть не только не нужно, но еще и вредит имиджу компании (Devil May Cry). В последнем случае фанатам остается только крепиться и уповать на то, что в будущем все-таки появится возможность сыграть в правильное продолжение «той самой игры».
На сей раз пришло время запасаться мужеством почитателям серии Ninja Gaiden, ведь его создатели также вступили на «скользкую дорожку перемен». Нет, здесь не идет речь о кардинальной смене всего и вся, Рю не нарядят в розовый костюмчик, не заставят бить головой кирпичи и кушать грибы. Его путь другой, который не так давно избрал и с успехом прошел Mortal Kombat: где-то была взята новая высота, где-то вернулись к проверенным традиционным элементам, а где-то доработали, упростили и довели до ума. В случае же с похождениями ниндзя очень точно подходит такое словосочетание, как «смена приоритетов».
Разработчики не раз заявляли, что хотят сделать, цитирую, «самый лучший экшен в этом поколении консолей». Ну что ж, дело хорошее. Только проблема состоит в том, что его каждый видит по-своему: старые и закаленные в боях поклонники прежних частей наверняка не отказались бы от «тех же щей, но погуще», новички, ранее боявшиеся подойти к игре ближе чем на 100 метров, конечно же захотят упрощения, прогуливаясь возле офиса Tecmo с плакатиком «Ниндзю в массы». А вот сами игроделы, похоже, еще сами не определились, каким они хотят видеть третью часть злоключений одного из последних представителей клана дракона и потому вертятся как уж на сковородке, пытаясь угодить и тем, и этим.
Красное свечение недвусмысленно намекает, что пора применить ультимативную технику
Вместе с тем триквел столь выдающейся серии, до релиза которого осталось около месяца, как никогда вызывает опасения. А все в связи с уходом из стана разработчиков знаменитого Томонобу Итагаки – отца-основателя, идейного вдохновителя данной франшизы, а также работающего на полставки в «Корпорации Монстров» персональным кошмаром всех казуальных игроков нашей планеты. Смогут ли Team Ninja без него также идеально отрегулировать сложность, надрессировать врагов, завести цистерны крови для местного представления – все эти вопросы витали в воздухе, и на них не было определенного ответа.
За, без малого, три года ожидания поводов для тревоги было немало, одно только спорное переиздание второй части для консоли Playstation 3 с приставкой «Sigma» чего стоит, ведь там на один исправленный огрех тут же «веселым звоночком» отзывался другой, порой гораздо более тяжкий. Шло время, по игре появлялось все больше трейлеров и записей игрового процесса, увенчавшихся демоверсией на Е3 2011, которая как сорвала часть покровов, так и подкинула новую пищу для размышлений на тему « а оно нам надо?».
Безусловно, самой положительной чертой переосмысления видится повышенное внимание авторов к истории, персонажам и логичному построению событий. Да, вы правильно прочитали – теперь в игре будет сюжет и предположительно очень хороший. Ведь сейчас над ним работает не скучающий программист, решивший убить немного времени, а сам господин Масато Като, известный по сценариям к таким выдающимся играм, как Chrono Trigger, Xenogears и Final Fantasy VII.
Раньше бы ниндзя лишился руки, а теперь только так
Суть повествования держится разработчиками за семью замками, но несколько основополагающих тезисов выудить все-таки удалось. Среди них: «проклятие», «темный путь», «тысячи убитых людей» и, конечно же, «Рю Хаябуса». Отсюда можно сделать вполне логичный, но пока толком ничем не подтвержденный вывод: наш бравый ниндзя наказан за все те трупы, что он упорно плодил на протяжении своей жизни, причем не розгой по мягкому месту и не по законам государства, а ужасным заклятием, медленно пожирающим его, начиная с правой верхней конечности, руки, то бишь. Кому это понадобилось и зачем, пока непонятно, но интригует.
Данное предположение, однако, отлично уживается с заявлениями о концентрации повествования на доблестном воине тени, его чувствах, слабостях, переживаниях и прочих чертах личности, о которых, несмотря на оригинал и сиквел, известно чуть более чем ничего (мы даже не видели главного героя без маски). Немногословный, суровый и умелый, отбирающий минимум «эфирного времени» у могучих монстров-боссов с их пафосными речами – такой протагонист, до поры до времени, был для Team Ninja сподручней. Похвально, что они решили все-таки пресечь на корню прежнюю порочную практику.
Вопреки самым плохим ожиданиям и предположениям боевая система по-прежнему хороша, представляет собой тонко отлаженный механизм и производит впечатление имеющей запас прочности, что дает возможность познавательной деятельности для особо дотошных фанатов, любящих часами проводить в меню, заучивая комбинации ударов. Без «перестановок» не обошлось, в итоге мы окончательно лишились способности расчленять врагов на составляющие, в связи с чем и список доступных приемов претерпел значительные изменения. Та же ультимативная техника из мощной и сверхскоростной серии ударов превратилась в череду телепортаций с мгновенным устранением трех недругов, и это далеко не единственный пример.
Так немаловажной частью игрового процесса стали QTE. Решение, с одной стороны, правильное, ведь где есть «быстро протекающие события», там больше простора для «вау-моментов» и эффектной режиссуры. Но, с другой стороны, теперь Ninja Gaiden 3 все больше напоминает богомерзкий Ninja Blade, а часть несведущих игроков, так и вообще примет его за сиквел творения From Software. К чему это нужно было — вопрос открытый, ведь обходился же раньше франчайз без таких элементов, и все там было в порядке с постановкой. Что бы там ни говорили, а налицо тот самый шажок в сторону от традиций, прежней аудитории и привычной концепции. Остается радоваться, что хотя бы отключить приставучие всплывающие иконки с изображением кнопок, судя по всему, будет можно.
Еще секунда и Рю сиганет вниз как заправский Бэтмен. Обратите внимание на правую руку - вот оно, проклятие
Здесь же были замечены и некоторые уступки в пользу массовой аудитории. Теперь «поверхностные» игроки, не привыкшие обременять себя освоением боевой системы и потому показательно битые Геншином уже во второй главе, имеют все шансы добраться до финала. В помощь им и такая невиданная доселе роскошь, как уровень сложность «Easy», которого раньше не наблюдалось, а ещё и особая поблажка владельцам приставки от Sony в виде поддержки игрой многострадального контроллера движений PS Move, используя который, даже ваш престарелый дедушка, который до этого только фашистов в Call of Duty отстреливал, с легкостью покажет последнему боссу его незавидное место в аду.
Парадокс, но ничего толком не известно о доступном на момент релиза списке оружия, так как абсолютно во всех трейлерах Рю отправлял недругов в иной мир точными ударами своего знаменитого меча дракона. В итоге будет ли нам доступен богатый арсенал из предыдущей части, пока неизвестно. Сомневаюсь, что хотя бы еще парочку орудий смерти нам не завезут, но и не удивлюсь, если Tecmo последует современным рыночным веяниям и станет раздавать оружие по предзаказам, или вообще впихнет их в отдельное DLC. «Хочешь новую “игрушку?”, так заплати нам за то, что и так должно было тебе полагаться, ведь мы потратили много сил, вырезая это» – такая позиция нынче не редкость и за примерами далеко ходить не надо. Те же Еlectronic Аrts с их космической сагой, выпилившие одного из ключевых персонажей из одиночной кампании, показали беспрецедентный уровень наглости, пытаясь всучить его как первый платный дополнительный контент, причем не когда-нибудь, а в день релиза. Жажда наживы не знает границ, и это факт.
Задающие тон всей игры стремительные сражения, являющиеся привычной «развлекательной программой», поступившей прямиком из предыдущих частей, авторы дополняют рядом новых «мероприятий». Так, мастер-ниндзя был замечен в деле бесшумного устранения врагов, очевидно взяв пример со своих «коллег» из сериала Tenchu, да освоил навыки скалолазания по отвесным стенам в виде все тех же интерактивных сценок. Решение «разбавить» привычный игровой процесс выглядит разумным и неплохо вписано в геймплей, неясно только одно – насколько нам будет интересно совершать данные манипуляции по десятому разу, и привнесут ли они что-то действительно стоящее или станут ненужным балластом, наподобие акробатических подвигов из первой части.
В то же время сложность – то, за что одни почитают серию, а другие так же люто ненавидят — пока видится предметом смутным и неопределенным. С одной стороны, разработчики в лице нового продюсера Ёсуке Хаяси буквально в каждом интервью повторяют, словно мантру, утверждение, что поединки будут традиционно трудны, и причин для беспокойства нет. Но в то же время логика, зрение и здравый смысл утверждают обратное, ведь по продемонстрированным кадрам сложилось строго противоположное впечатление: противники выполняют больше роль наглядных пособий по демонстрации несокрушимой мощи протагониста, чем реальной угрозы, они неспешно перемещаются и не спешат атаковать, хорошо хоть сами на меч не бросаются. Этакое стадо беззащитных овечек, которых злой пастух загнал на заклание беспощадному ниндзя. Все это наводит на грустные мысли, хотя паниковать еще рано, так как только релиз расставит здесь все по своим местам.
Нельзя не сказать и несколько слов о внешнем виде игры. Выглядит творение умелых рук команды из Японии весьма прилично, на уровне уже упомянутой выше Ninja Gaiden 2 Sigma, только теперь без дурацкого сиреневого дымка вместо крови. Однако важнее здесь стабильная частота кадров и безупречная техническая сторона, которая была обещана и,судя по всему, уже сейчас исполнена на достойном уровне. Нигде не было замечено досадных багов или просадки кадров, даже во время буйства спецэффектов и масштабных боевых сцен.
Ну и напоследок о местном недоразумении под названием мультиплеер. Вам тоже, как и мне, кажется, что он здесь лишний? Черт бы побрал эту тенденцию — лепить многопользовательскую составляющую куда ни попадя. Как бы там ни было, но данное действо здесь будет, причем вдохновлялись разработчики аналогичной составляющей из Assassins Creed:Brotherhood. Не самый плохой пример для подражания, но, тем не менее, пока командные баталии больше напоминают «кучу малу» из разноцветных ниндзь и выглядят малоинтересными, если не вообще ненужными.
Куда приведут игру «эволюционные рельсы», остается только догадываться. Даже если у создателей получится все задуманное, то NinjaGaiden уже никогда не будет прежним, вопрос лишь в том, как далеко зайдут они в своих экспериментах. Много внимания уделяется теперь тем элементам, которые в предыдущих частях были начертаны лишь мельком – характеры персонажей, сюжет, дизайн и прочее. Это не плохо, но есть опасения, что погнавшись за идеей популяризации, TeamNinjaпотеряют старых преданных поклонников «того самого Рю Хаябусы», которых вся вышеперечисленная «мишура» мало интересует.
Попытка усидеть сразу на двух стульях и угодить аудиториям с совершенно разными интересами и потребностями всегда заканчивается провалом. Маловероятно, что это получится и сейчас. Попа, извините, маловата будет.