В начале февраля компания Activision устроила в Париже закрытый показ Prototype 2 — игры, которую мы уже записали в списки «самых ожидаемых» на ближайшее время. Версии для PC и консолей выйдут с разницей почти в три месяца — не в пользу «персоналок». До сегодняшнего дня мы видели сиквел популярного экшена про мутантов только из-за плеча специально обученного пиар-менеджера на всевозможных игровых выставках. Теперь же нам, первым в России, представился шанс лично поиграть в Prototype 2. Только сперва нужно кое-что пояснить. Дело в том, что три года назад первая Prototype оказалась экспериментальной и смелой игрой — с открытым миром, нелинейной стурктурой миссий но... ожидаемо унылой постановкой. Сюжет — это монотонное бормотание о каких-то вирусах, корпорациях и сверхлюдях — сразу летел мимо ушей, не вызывая ни малейшей заинтересованности. «Оригинальная» история про нашествие вируса-мутагена на Манхэттен, снулые персонажи и тому подобные результаты деятельности сценаристов плохо сочетались с уникальной, тщательно отполированной и невероятно быстрой игровой механикой.
При всех очевидных плюсах для жанра, до статуса хита Prototype не хватало того не поддающегося описанию лоска, который отличает просто хорошие игры от хитов. Поиграв в Prototype 2, смело заявляем — это уже совсем другой уровень: не просто капитальная работа над ошибками, а замах на один из главных блокбастеров года. И хотя серьезные изменения в механике игры можно перечислить буквально по пальцам одной руки, с постановкой все уже как в лучших домах. В первые же десять минут перед глазами проносится столько экшен-сцен, что хватило бы на пару Call of Duty. Для затравки нас задавило тушей двадцатиметрового монстра, потом на голову упала пара вертолетов, а в финале накрыло обрушенным небоскребом. В промежутках между вертолетом и небоскребом на экране развернулась драма о противостоянии отставного сержанта американской армии и самого опасного мутанта на восточном побережье. Причем насчет драмы мы совсем не иронизируем. Сюжет подается внутренними монологами, флешбеками, и сценами с крупными планами и хмурыми лицами.
Prototype 2 — редкий экшен, в котором кому-то постоянно и по самым разным причинам срывает башню
Алекс Мерсер — гроза Нью-Йорка, человек-вирус, главгерой и главгад первой серии в одном лице — разжалован в персонажи второго плана. Теперь мы играем за ветерана Ближнего Востока Джеймса Хеллера, огромного негра с грустными глазами, тонкой душевной организацией и желанием лично поквитаться с Мерсером за смерть семьи во время манхэттенской эпидемии. После случайной встречи в переулках карантинной зоны, Мерсер инфицирует Хеллера и, по сути, превращает в копию себя. Алекс Мерсер, напомним, — не просто мутант, а очень хитрый вирус, который поглощает и воспроизводит в организме носителя чужеродные ДНК, мгновенно копирует разные биологические формы, в считанные секунды перерабатывает практически неограниченное количество животного белка — короче, страшно даже рассказывать, что такое Алекс Мерсер на самом деле.
Манхеттэнский сверхчеловек ничего не делает случайно и явно затеял какую-то хитрую игру. Однако Хеллеру, который неожиданно обнаружил что умеет бегать по стенам и на месте рук отращивать метровые клешни, уже не до сюжетных тонкостей. Как и в первой части, мир Prototype 2 представляет собой большой участок города, разделенный тремя зонами карантина. В красной, самой опасной, живет Мерсер, и находятся логова мутантов. В зеленой — вроде, спокойно, но порядок на улицах обеспечивается военными. Наконец, в желтой зоне, где и появляется новоявленный сверхчеловек Хеллер, ситуацию контролирует зловещая полувоенная Blackwatch. Она не спешит бороться с мутантами, зато придумывает невероятные ухищрения и тратит баснословные средства на попытки поймать живьем Мерсера. Все, как водится, непросто и запутанно.
В дикой природе мутанты ловят вертолеты прочной, как у Человека-паука, сетью. Только вместо паутины — чьи-то кишки
В отличие от первой части, где новичков сразу кидали в пекло мутантских будней, сиквел на первых порах оберегает игрока, потихоньку обучает основным навыкам и открывает новые способности только по мере развития сюжета. Базовый курс молодого мутанта оказывается весьма кстати, потому что в Prototype 2 реализована серьезная система прокачки и навороченное древо умений. Эти умения нужно с толком распределить по основным «горячим кнопкам». В механике игры, на первый взгляд, нет практически ничего нового. Кто-то страшный и с выпученными глазами носится по экрану, выпускает из рук шипы и клешни, прыгает по крышам домов и сшибает на лету вертолеты. Такого чувства ничем не ограниченной и практически безнаказанной мощи у нас не возникало ни в какой другой игре про супергероев. Говоря языком интернет-мемов, Джеймс Хеллер — это такой Чак Норрис от мира сверхлюдей. Если Бэтмен или Коул Макграт из «Дурной репутации» сбегают от толпы больше десяти человек, то Хеллер выходит на бой сразу против роты солдат, взвода танков и эскадрильи ударных вертолетов. Иначе не считается.
Бегать по стенам, вколачивать врагов в асфальт гигантским кулаком-молотом или носиться тридцатиметровыми скачками между небоскребами можно было и в первой части. Но в Prototype 2 все то же самое помножено на два и замешано на кровище и кишках, которые теперь мелькают на каждом втором скриншоте. Джеймс Хеллер скручивает головы бойцам национальной гвардии, швыряется автомобилями, огнеметом превращает в пар мутантов, разбрасывает чьи-то внутренности по тротуарам и, что особенно важно, делает все это буквально тремя кнопками. Управление предельно отточенное и интуитивное: все удары условно поделены на быстрые и сильные, а удобное контекстное меню позволяет в считанные секунды разделывать даже больших противников вроде танков или вертолетов. У первых можно срывать башни, у вторых — срезать лопасти или прямо в воздухе «катапультировать» пилотов в стиле робота Т-1000 из фильма «Терминатор 2». Наконец, при должной ловкости с бронетехники можно скрутить пулеметы или ракетные установки. Убойной силы, конечно, у пушек не так много, особенно по сравнению с пинками Хеллера, зато весело.
Когда научитесь парить, можно вообще не ходить по земле и перемещаться по мегаполису, лишь изредка отталкиваясь от подоконников небоскребов
Если углубиться в детали, то в Prototype 2 найдется немало любопытных моментов. Возможность быстро превращаться в любого человека создает интересные ситуации, вроде той когда вы вместо того чтобы идти в лобовую атаку на охрану зоны карантина, душите за углом одинокого гвардейца, принимаете его облик и, посвистывая, спокойно проходите КПП. А как вам такой трюк: можно схватить за шиворот прохожего, как следует вдарить ему по уху мутантским кулачищем — и вот у вас в руках уже орущая и сучащая ногами биобомба. Еще через пару секунд от нее останется только дырка в земле и шлейф из кишок, оседающих на ближайших столбах. Впрочем, вся это дикость относится к необязательным развлечениям, а для успешного прохождения сюжетной компании достаточно будет освоить несколько простых приемов и отработать навык сбивания вертолета ногой в прыжке.
Два часа, что мы провели с пресс-версией Prototype 2, это, конечно, ничтожно мало для окончательных выводов, но общая картина обнадеживает. Сильные стороны первой части успешно перенесены во вторую. Сверхбыстрый игровой процесс с повышенным градусом безумия четко выделяет игру на фоне других представительниц ставшего популярным жанра «супергеройских» экшенов. Авторы проекта вносят только необходимые правки: дополняют сценарий голливудской постановкой, повышают уровень драматизма и реализуют неожиданные сюжетные повороты. Если в игре действительно будет что-то, кроме отрывания голов и прыжков между домами (они-то и так были сделаны хорошо), у Prototype 2 есть все шансы стать не просто великолепным сиквелом неплохой игры, но и одним из главных проектов года.