Перефразируя слова Достоевского, Сэм Стоун по кличке Крутой Сэм мог бы выкрикнуть в лицо создателям современных шутеров: «Простота спасет мир, чуваки!» В 2001 году, когда многие разработчики искали новые идеи и пути развития жанров, авторы Serious Sam: The First Encounter из хорватской студии Croteam, наоборот, сделали ставку на максимально доступный игровой процесс в духе Quake и Doom. С той лишь поправкой, что врагов на квадратный метр виртуального пространства было в разы больше, а расправляться с ними приходилось не в темных коридорах, а на открытых, залитых солнцем площадках.
Serious Sam оставалась такой и в 2002-м, когда появилась Second Encounter, и в 2005-м, когда вышел полноценный сиквел. Это был вызывающе старомодный «мясной» шутер: в нем не нужно было думать об укрытиях и спецспособностях и отсиживаться в углу, выжидая, когда восстановится пошатнувшееся стараниями врагов здоровье. Главное — стрелять и еще раз стрелять, вовремя подбирая аптечки. По такому же пути пошли и поляки из People Can Fly при создании Painkiller. Обе игры стали успешными, поскольку людей, обожающих просто нашпиговывать врагов свинцом, оказалось очень много. Однако шло время, сотрудники People Can Fly сделали Bulletstorm, в которой отправили на свалку шаблон простого шутера. Хорваты не отстали и в третьей части Serious Sam тоже обещают ряд интересных нововведений.
Яркие мультяшные краски предыдущих «Сэмов» во многих локациях сменятся более реалистичной палитрой
«Крутой Сэм 3» станет приквелом к событиям первой части. В The First Encounter инопланетные орды злодея Ментала атакуют Землю будущего, а потом Сэм Стоун отправляется из 22 века в далекое прошлое, чтобы предотвратить нашествие и уничтожить Ментала, пока тот не стал бессмертным. Третья часть сосредоточена как раз на том, что происходило до путешествия во времени. То есть нам предстоит сражаться с агрессивными инопланетянами в Египте будущего.
Суть игры останется прежней: брутальный герой должен превращать в фарш толпы преимущественно безмозглых (и безголовых, как в случае со знаменитыми орущими камикадзе) врагов. Мы увидим большинство старых знакомых: помимо упомянутых камикадзе вернутся, например, сирийские быки и одноглазые гнаары. Появятся и новички, среди которых особенно выделяются способные бегать по стенам и потолкам пауки со звезды Антарес и «скрэпджеки» — огромные, слепленные из тел мертвых солдат монстры с базуками вместо лап.
Уровень безумия, а вместе с ним и адреналина поднимется еще выше: враги, одновременно атакующие игрока, значительно умножатся в числе. Все потому, что сами уровни заметно увеличатся в размерах. Как уверяют авторы, крупнейший уровень в «Крутом Сэме 3» примерно в два раза больше самой масштабной локации в The First Encounter. Сдерживать неприятельские толпы на расстоянии больше не получится, поэтому Сэм научится быстро бегать и освоит эффектные приемы ближнего боя. Он сможет взять в руки огромную кувалду, чтобы одним мощным ударом превратить в месиво сильного противника или раскрутить ее и уничтожить сразу нескольких более слабых монстров. Появится также и специальный прием, позволяющий увернуться от бегущего камикадзе.
Сэм явно играл в Bulletstorm и God of War и открыл для себя массу способов искусно и зрелищно отправлять врагов в ад. Он способен, например, вырвать голыми руками глаз у гнаара или подпустить поближе бешеного быка, подпрыгнуть и прямо в полете засунуть монстру в задницу динамит. Тут восхищенно присвистывает даже бывалый Дюк Нюкем. И все же огнестрельное оружие останется главным рабочим инструментом игрока. Основная часть арсенала — старые добрые дробовики, миниганы и ракетницы. Новинки, конечно, тоже будут, но авторы игры неохотно делятся информацией на их счет.
Элементы декораций можно будет разрушить. Им енно поэтому в игре нет системы укрытий: табун сирийских быков растопчет стены, за которыми вы попытаетесь спрятаться
В «Крутом Сэме 3» по-прежнему не будет ни укрытий, ни автоматического восстановления здоровья, зато в игре полно возрождающихся противников. Кое-какие нововведения из репертуара современных шутеров все же появятся. Если раньше сюжет был лишь незатейливым фоном для безостановочной пальбы из всех видов оружия, то теперь разработчики обещают изменить подход к сценарию. Они реализуют сюжетные видеоролики, а монстров и оружие привяжут к истории. Авторы уверяют, что все это не помешает процессу расстрела монстров, во время которого ничто не должно отвлекать игрока от любимого занятия. Словом, новшества добавляют аккуратно — спасибо и на этом.
Кооперативу, без которого сегодня никуда, разработчики непременно уделят много внимания. Однако и тут они поступят по-своему, чтобы подчеркнуть безумный дух игры. Дело в том, что в кооперативе против толп монстров плечом к плечу смогут сражаться 16 игроков, причем им позволят убивать еще и друг друга, чтобы получить больше очков. Делать это, правда, не рекомендуется: когда на вас со всех сторон бегут сотни орущих камикадзе, каждый ствол и каждый боец на счету.
С другой стороны, «Крутой Сэм 3» станет чуть более умным шутером, если такое определение вообще уместно. Разработчики говорят, что идти на противника в лоб будет полезно отнюдь не всегда. Появятся альтернативные, более хитрые варианты решения задач и прохождения уровней: где-то можно разбить кувалдой стену, чтобы найти не только секрет, но и дополнительный путь отступления, где-то направить врагов друг на друга, заставив, например, одного скрэпджека расстрелять другого. Новые, более грамотно и неожиданно атакующие враги (вроде пауков) вынудят игрока не просто палить от бедра, а терпеливо целиться, благо, теперь это возможно не только со снайперской винтовкой.
Сотрудники Croteam пытаются сделать «Крутого Сэма 3» более разнообразной и современной забавой. Но они прекрасно понимают, в чем ее основное достоинство, поэтому все нововведения либо делают игровой процесс еще более безбашенным, либо просто открывают перед нами новые возможности, которые ни в коем случае не мешают кровавому экшену. Уже скоро вслед за Дюком Нюкемом вернется и старина Сэм — лето станет еще жарче.