Вся история серии пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic — это непрерывная борьба реформаторства и консерватизма. После отвергнутых поклонниками чересчур смелых решений в Heroes of Might and Magic IV у сериала сменились хозяева, и под руководством компании Ubisoft он, казалось бы, повернул к истокам. Возродить былую гармонию надлежало отечественной компании Nival, которой поручили пятый выпуск «Героев». Будто бы окончательно прописав серию в Восточной Европе, шестую часть вверили венгерской студии Black Hole Games. Насколько умело ее работники справляются с возложенной на них ответственной миссией, нам удалось выяснить еще до релиза игры, приняв участие в закрытом бета-тестировании. Шестые «Герои» оказались практически законченными, с полноценной сюжетной кампанией и несколькими многопользовательскими режимами.
Влияние славянской культуры сразу же бросается в глаза. Одну из главных ролей исполняет герцог Слава, сын герцога Павла, еще в истории фигурирует его тетушка Светлана. Впрочем, если не принимать в расчет непривычные для серии имена, то на первом свидании Heroes VI производит впечатление образцовой наследницы классических частей серии. Популярная ныне формула «возьми старое, смахни пыль, продай как новое», отлично сработавшая в StarCraft II, применена и здесь. Слава гордо красуется на коне в воротах своего замка, в недрах которого можно плодить разнообразные войска: арбалетчиков, копейщиков и других преторианцев. Только для этого нужно развернуть масштабное строительство, а оно, как известно, влетает в копеечку. Вам потребуется, в пересчете на ценности фэнтезийного хозяйства, дерево, руда, кристаллы и золотишко.
Заблудившиеся под Чернобылем грибники наконец-то вернулись домой
Раздобыть материальные блага и ценности проще всего там, где они плохо лежат, то есть прямо на пыльных тропинках мира Асхан, куда действие перенеслось еще в пятой части «Героев». Шестая, правда, повествует о событиях далекого прошлого, так что знакомство с другими эпизодами для понимания сюжета не требуется. Естественно, кучки ресурсов охраняются аборигенами, будь то шайка ничем не примечательных разбойников или внушительный отряд истеричных водных духов. За скитаниями от недругов к недругам и проходит основная часть игры. Герой путешествует по глобальной карте, разведывает территории, а когда дело доходит до драки, разит недругов в тактическом «шахматном» режиме. Там под управлением игрока оказываются бойцы его отряда.
Сражения получились именно такими, какими запомнилась оригинальная Heroes of Might and Magic. Конечно, с поправкой на современную графику, спецэффекты и модные операторские штучки, вроде демонстрации отдельных ударов крупным планом. Однако под личиной примерного консерватора в игре скрывается воинствующий бунтарь. Удар по привычному мироустройству «Героев» он наносит, когда в виртуальном городе появляется портал. В каждом захваченном поселении теперь можно строить магические калитки, которые позволяют моментально переносить персонажа с одной базы на другую. Более никаких многодневных переходов: завидел врага, прыгнул в ближайший манор, надавал агрессору по шапке и ушел. Ну, или получил сам и с позором убежал.
Вкупе с новыми правилами по добыче ресурсов это нововведение здорово перетряхнуло устои серии. Ежедневную вязанку дров и мешок булыжников уже не нужно забирать вручную. Захватив заставу, вы получаете полный контроль над окрестным хозяйством и автоматически выгребаете припасы до тех пор, пока враг не вышибет из лагеря сторожевой гарнизон.
Кроме рядовых битв есть сражения с боссами, когда всем миром нужно валить одного «кабана»
Вдобавок ко всему перечисленному разработчики добавили игре ролевых элементов. Благо, операция прошла без осложнений. Персонаж в Heroes VI может следовать Дорогой Слез или Дорогой Крови. На первую попадают милосердные добряки, предпочитающие отпускать драпающих врагов и совершать другие благоглупости. Ну а вторая — для беспощадных воителей, которым что дракона прикончить, что отобрать самокат у ребенка, все едино. От того, на какой тропе ближе к финалу окажется герой, зависит заключительная миссия и финал истории о неизбывном противостоянии нежити и небесных легионов.
Всего на просторах Асхана враждуют пять народов, у каждого из них есть свои города и уникальные войска. Предыдущие части тоже пестрили разнообразием существ — на полях сражений нередко сталкивались армии, в которых были объединены самые разные создания. Однако авторы, наконец, придумали, как сохранить верность изначально выбранной политике. Любой захваченный город теперь можно не только подчинить, но и перестроить, соорудив, к примеру, на руинах мрачного некрополиса родные сердцу белокаменные стены. Соответственно, и состав взращиваемых в таком поселении бойцов изменится. Еще один шаг против старого порядка.
На поверку Heroes VI далеко не так близка к ранним частям серии, как может показаться. Это вполне естественно — без изменений невозможна эволюция. Не исключено, что игроки старой закалки сочтут новых «Героев» чересчур упрощенными, а избалованным ролевыми элементами поклонникам современной King’s Bounty может показаться, что в игре не хватает глубины. Вряд ли до сентябрьского релиза в этом отношении что-нибудь изменится. Однако и те, и другие будут «резаться» в шестых «Героев» часами, снова и снова совершать ходы и каждый раз обещая себе оторваться от этой несомненно увлекательной и красочной пошаговой стратегии — разумеется, с нулевым результатом. Магическую притягательность ранних частей серии Heroes of Might and Magic VI унаследовала в полном объеме.