Первая игра компании Atlus с графикой высокого разрешения уже с момента анонса вызывала очень много вопросов. Скупое описание геймплея и лавина информации о сюжете и персонажах сбивали с толку. Когда же об игровом процессе авторы проекта рассказали чуть подробнее, вопрос остался всего один и уже другого толка. «И это все?» — недоуменно спрашивали ценители популярных японских RPG-сериалов Shin Megami Tensei и Persona. Сотрудники Atlus лишь отшучивались, мол, нет, не все, просто раскрывать карты раньше времени смысла нет. И вот состоялся релиз игры в Японии, после чего была подтверждена дата ее выхода в Америке. Ответы наконец-то были получены.
Catherine по жанру близка скорее к японским играм жанра adventure — тем самым, в которых надо много разговаривать со всеми подряд, чтобы в финале добиться расположения одной девушки. Возможных спутниц здесь, впрочем, всего две. Первая — упомянутая в названии игры Кэтрин (имя пишется через английскую «C»). Привлекательная блондинка однажды вечером подсаживается к главному герою, Винсенту, в пабе, они едут к нему, и она остается у него на ночь, затем история повторяется, и вот они уже, вроде бы, встречаются. «Вроде бы», потому что есть другая Кэтрин (ее имя пишется через «K»), с которой Винсент встречается на самом деле. Более того, именно эта Кэтрин уверена, что ждет от него ребенка и что они вместе уже достаточно долго. Дескать, пора бы уже познакомиться с ее родителями, сыграть свадьбу и вообще покончить с развлечениями. После таких заявлений главный герой начинает медленно сходить с ума.
Винсент в отчаянии. Он только что узнал, что его девушка, возможно, залетела
Самое интересное начинается ночью, когда пьяный в стельку Винсент, на которого внезапно свалилось так много проблем, пытается забыться сном. Ему снятся кошмары, в которых он с бараньими рогами на голове и подушкой в руках в одних трусах карабкается по каким-то кубикам вверх. Наутро он просыпается и понимает, что рядом лежит блондинка Кэтрин. Как она попала в квартиру — непонятно, но героя волнует совсем не это, а тот факт, что спать спокойно он теперь не может, поскольку каждую ночь видит один и тот же кошмар. Необходимость принять решение — с кем, как выражаются на известном телепроекте, построить свою любовь — давит на героя так сильно, что иной раз ему видятся фантомы сознания пострашнее тех, которые описаны в книге Виктора Пелевина после эпизодов с поеданием мухоморов.
Такова завязка Catherine и, собственно, игровой процесс. Его можно разделить на три части, две из них — это разговоры за жизнь. Винсент встречается с друзьями и долго болтает с ними. В пабе, где они проводят время, работает подруга его детства, с которой можно обсудить последние сплетни. Хорошенько подтопив, он возвращается домой, и игрока заставляют проходить сложную головоломку с кубиками — как раз это и есть третья составляющая. Надо переставить кубики так, чтобы герой смог забраться на самую вершину «горы». Поначалу никаких особых усилий прикладывать не надо, но позднее проявляется наследственность Atlus: препятствия, ловушки, противники, которых всегда хочется обвинить в нечестной игре.
Чем ближе к развязке, тем страшнее ночные кошмары. Ничто не сравнится со здешними боссами, олицетворяющими страхи Винсента. Помимо того, что они выглядят достаточно необычно (полумеханический младенец, невеста-зомби и прочие друзья шизофреников), они, кажется, еще и вести себя могут, как заблагорассудится. Головоломка моментально превращается в сеанс мазохизма: времени подумать нет — приходится действовать наобум. Это, кстати, вызвало волну негодования среди японских игроков, которые купили Catherine ради интересной истории, но не могли пройти дальше какой-то главы. Atlus пришлось выпустить патч с режимом Super Easy, в котором есть напитки, позволяющие перепрыгивать сразу три кубика. В американскую версию обновление будет включено изначально.
Пазл с кубиками, по идее, — всего лишь ночной кошмар. Но прохождение этих эпизодов становится кошмаром реальным, даже на уровне сложности Easy
Как покажет себя Catherine на Западе — большая загадка. Несмотря на то, что содержание у игры во многом «интернациональное» (имена героев западные, расплачиваются долларами, вывески и надписи на английском), логика все равно остается японской. По сути, это визуальная новела с пристойной графикой и необычным сюжетом, к которой зачем-то приплели довольно сложную головоломку. Убери ее, и Catherine можно будет одолеть часа за четыре. Сюжет, кстати, кажется необычным только поначалу. Ближе к финалу становится понятно, что вокруг Винсента творится какая-то чертовщина, и списывать все его сновидения на проблемную психику не получается. В определенный момент проявляется и мифология Atlus, с демонами и прочими «веселыми» зверушками. Даже улавливаются отсылки к другим играм студии, например, к Soul Hackers, или к Shin Megami Tensei: Nocturne, поскольку тамошний главный герой лучше знаком американской аудитории.
Обычно игры, подобные Catherine, не удостаиваются западного релиза. Это не японский аналог Heavy Rain, а, скорее, очередной эксперимент в популярном в Азии жанре, который смотрится дико для американских и европейских геймеров. Впрочем, мнение западной аудитории еще только предстоит выяснить. У себя на родине Catherine никаких выдающихся результатов не добилась. Стоит ли ждать чуда за океаном? Ответ на этот вопрос мы получим совсем скоро.