У F.E.A.R., несмотря на очевидный успех оригинала и симпатичную мертвую девочку Альму, судьба сложилась непросто. Репутация франшизы была подорвана откровенно неудачными дополнениями к первой части — Perseus Mandate и Extraction Point, — разработанными не матерой компанией Monolith Productions, а малоопытной TimeGate Studios. Полноценный сиквел вернулся в руки создателей оригинала, но прежнего успеха игра не снискала. Третью часть снова отдали в чужие руки: на этот раз чикагской Day 1 Studios, которая до этого портировала F.E.A.R. с РС на консоли. Разработчики из Monolith выступают лишь в качестве консультантов.
Моя семья
Первый F.E.A.R. был не только шутером, но и сделанным на японский манер хоррором, где много давящей тишины, одиноких пугливых блужданий — и все это на пике напряжения взрывается ужасающим актом насилия или бурной перестрелкой. Вторая часть несколько отошла от этого стиля — там появились шагающие роботы, и вообще игра была наполнена более типичным экшеном.
F.E.A.R. 3 грозит и вовсе разрушить остатки былой атмосферы. Дело в том, что новые авторы фокусируются на кооперативе, который предложит играть за героя первой части Дозорного (Point Man) и его единоутробного брата Пакстона Феттела. Под это подведена соответствующая сюжетная подоплека: спустя 9 месяцев после событий второй части Альма, которая в предыдущих играх умирала и воскресала, снова появляется на сцене со своим новым ребенком и грозит миру очередными гадостями. Дозорный отправляется на ее поиски, чтобы остановить угрозу, а Пакстон, наоборот, чтобы помочь, но какое-то время они вынуждены действовать вместе. Оба они при этом сыновья Альмы, а Феттел к тому же давно мертв, он — призрак.
Все это, конечно, здорово интригует, а наличие у напарников разных мотиваций и вовсе обещает нечто уникальное — во всяком случае, авторы делают на этом особый упор, подчеркивая, что раньше мы ничего подобного не видели. Но пока на пресс-показах и в доступном видео и игровой процесс в целом, и кооператив в частности не шибко вдохновляют.
Феттел там, Феттел тут
Вроде бы у героев, вынужденно действующих в паре, строгое разделение обязанностей: Дозорный, как в обычном шутере, палит по врагам и периодически включает свой фирменный сло-мо, чтобы точечно пробить кому глаз, а кому — коленную чашечку. Его призрачный брат, подсвеченный красной аурой, в этот момент вовсю использует свои паранормальные способности: поднимает врагов в воздух телекинезом, взрывает их электроплазмой и включает особое зрение, которое позволяет ему видеть нычки с боеприпасами и некие «альтернативные пути решения задач» (не обольщайтесь, в основном речь идет о том, чтобы зайти врагу в тыл).
Два героя с такими мощными умениями превращают практически любую драку в кровавый хаос, где просто некогда бояться и дрожать. Но в таком виде появляется хотя бы интересное тактическое взаимодействие и бодрящее чувство локтя. Однако все может разрушить одно спорное решение: авторы позволят Феттелу мгновенно вселяться в тела врагов и брать их под контроль, заставляя обращать оружие против своих же соратников. Сдерживать Пакстона вроде бы должна необходимость тратить на переселение душ специальную энергию, которую в свою очередь нужно собирать из поверженных врагов. Но вряд ли с этим возникнут особые проблемы: вооруженный до зубов Дозорный косит неприятелей направо и налево. Та же энергия тратится и на автоматическую прокачку параметров персонажей.
Другой проблемой может стать разная мотивация двух героев. Как точно это будет реализовано, до сих пор непонятно. Но известно, что Феттел может сам решать, поделиться с братом найденными с помощью особого зрения бонусами и энергией или оставить себе. Он изначально находится в более выгодном положении: представьте, как это может перекосить баланс в кооперативе, где играют два человека, каждый из которых «гребет под себя».
Шутеров с пси-способностями мы давно не видели, так что тут F.E.A.R. 3 может заполнить пустующую нишу
Карпентер им поможет?
Авторы, конечно, заверяют, что в релизе все будет прекрасно: дескать, нас ждут и хоррор, и напряженная атмосфера, и встречи с действительно пугающими противниками, а не только ураганный экшен. Оптимизма должен добавить тот факт, что Warner Bros. привлекли к сценарию писателя и автора комиксов Стива Найлса («30 дней ночи»), а внутриигровые ролики ставит и вовсе живая легенда — Джон Карпентер («Нечто», «Хэллоуин»).
Судя по увиденному, авторы и правда очень стараются. Но смогут ли все эти мигающие лампочки в коридорах, страшные надписи на стенах, гной из водопровода, залитые кровью полы, ходячие трупы и прочие монстры повторить холодный ужас первой части? Не факт. Есть подозрение, что на нас будут просто бездумно вываливать компот из штампов, а высокий темп игры вкупе с потенциальным дисбалансом кооператива просто не позволит толком ощутить результаты этих стараний.
К тому же есть вопросы к дизайну уровней. Чаще всего нам показывают какие-то банальные декорации, вроде складов, полуразрушенных улиц, особняков и исписанных кровью стен с повешенными трупами на фоне. Единственное, что пока определенно радует — это снятые Карпентером заставки, в которых он активно использует живых актеров. Но на них одних всю игру не вытащить, конечно.
«Кажется, F.E.A.R. еще никогда не был так близок к провалу!», — сказал бы за кадром Ефим Копелян, но мы все же надежды не теряем. И особенно надеемся на одиночное прохождение, где играть нужно за одного Дозорного (его призрачный брат в этом случае будет давать подсказки и советы из глубин подсознания героя). Да и кооператив может стать уникальным игровым опытом, если авторам удастся его правильно сбалансировать. И пусть атмосферный хоррор у Day 1 Studios не получится, зато выйдет вполне бодрый кооперативный экшен с парой оригинальных идей.