10 лет назад вышла Shogun: Total War — первая игра в теперь уже знаменитой стратегической серии. Начав с разборок в маленькой феодальной Японии, британская The Creative Assembly в следующие годы совершила феерическое путешествие: вместе с ними мы побывали в мрачном Средневековье, в Древнем Риме, в Европе XIX века, пристально рассмотрели успехи и поражения Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. И вот круг замкнулся: спустя ровно 10 лет — очевидно, по случаю юбилея — британцы анонсировали Shogun 2.
Все дело в деталях
Итак, нас снова ждет феодальная Япония XVI века, где 8 различных фракций пытаются получить власть. Для этого нужно завоевать расположение императора, убить которого никто не решается — ведь он потомок богини Солнца. Фракция, загнавшая императора в угол и вынудившая того попросить о помощи, становится неофициальным кабинетом министров и одновременно целью для всех остальных. Чтобы выжить в такой ситуации, все средства хороши.
Как всегда, помимо тактических сражений на пересеченной местности (об этом чуть позже) мы сможем активно вести политическую борьбу на глобальной карте. Уже известно, что можно будет использовать гейш и ниндзя — наемных убийц для устранения вражеских командиров и прочих важных шишек. Будут еще метсуке — представители секретной полиции, способные устраивать различные диверсии. Противостоять им смогут другие специальные юниты — монахи. Ну и, конечно, никуда не денутся развитие городов, наем войск, выгодные браки и дипломатия.
В целом все знакомо. И тут может возникнуть закономерный вопрос: зачем, научившись моделировать масштабные военные и политические конфликты, распространяющиеся на целые континенты, авторы снова возвращаются к маленькой Японии? Все дело в том, что на этот раз они хотят сосредоточиться на более детальной и тщательной проработке конкретных конфликтов и конкретной нации.
Провинции здесь маленькие, но зато они будут больше различаться особенностями географического расположения, наличием ресурсов и т.д. Это, по задумке разработчиков, заставит нас не просто по инерции завоевывать все, что находится в зоне видимости, а тщательно взвешивать каждый следующий шаг. Кроме того, более значимую роль будет играть то, в какое время года вы находитесь в провинции или завоевываете ее — от сезона будут зависеть боевые условия, а также состояние и настроение армии.
Так как суда действуют на близких расстояниях, то лучники на них станут особенно грозной силой
Мой генерал
Но, пожалуй, главный результат нового подхода The Creative Assembly — это особенный, пристальный взгляд на генералов и лидеров фракций. Авторы пытаются сделать их максимально «одушевленными», наделяя уникальными чертами характера и способностями. Нечто похожее было и в Napoleon: Total War, но в Shogun 2 опять же обещано больше деталей.
Генералы смогут участвовать в переговорах, результаты которых будут зависеть от личных качеств участников и варьироваться от мирного урегулирования до дуэли. Кроме того, генералы смогут не только пассивно влиять на характеристики армии, но и напрямую воздействовать на боевой дух армии. Кто-то обратится с пламенной речью (предусмотрено до 100 вариантов посланий), а кто-то будет использовать более наглядные самурайские методы, чему в истории Японии была масса ярких и шокирующих примеров.
Наконец, в игре появится дерево умений, на котором можно будет выбирать, по какой ветке развивать генералов. Еще больше с RPG роднит и появление таких уникальных юнитов, как герои. Это особенно мощные самураи с уникальными способностями, которые нужно грамотно использовать. Для их найма придется выполнить ряд условий и построить особое здание. Но результат того стоит: герои могут сдерживать целые армии и убивать на поле боя вражеских генералов, пройдя сквозь ряды охраняющих их солдат как нож сквозь масло. Возможно даже, что с помощью тонкой политической игры мы сможем натравливать таких героев, служащих в стане врага, друг на друга.
В игре моделируются несколько типов замков в зависимости от местности, на которой они стоят
Видели ночь…
Более проработанными обещают сделать и сражения. Число юнитов по сравнению с предыдущей Empire: Total War сократится втрое, зато они будут более существенно отличаться друг от друга. Всего на 8 фракций обещано 30-40 типов боевых единиц. Игрок будет четче понимать, каких бойцов, против кого и в каких ситуациях лучше использовать. Повышенное внимание британцы обещают уделить погодным и сезонным факторам. Сражаться весной посреди цветущей сакуры — совсем не то, что оказаться там же зимой, на голом, покрытом снегом холме. Обещаны также ночные сражения, которых мы давно не видели в серии.
Осады станут сложнее. Японские замки строились по другим принципам, нежели европейские или римские крепости. Тут главное — не мощь и высота стен, а запутанность архитектуры, где так удобно заманить врага в ловушку или зажать на пятачке. Поэтому игроку придется не просто долго обстреливать крепости, а потом штурмовать их. Придется тщательнее продумывать тактику, планировать хитрые маневры: где-то можно отступить, выманивая врага, где-то использовать погоду и время суток для неожиданных контратак. Многое будет зависеть и от грамотного использования особенностей местности. Впервые в истории серии нам придется завоевывать особые точки на карте: как и в недавнем «Короле Артуре», на полях сражений появятся строения, влияющие на боевой дух солдат (различные монастыри, храмы и святыни).
С тактикой на суше будут тесно связаны и морские сражения. В силу исторических особенностей Японии они будут вестись на малых судах и достаточно близко к берегу, а ветер не окажет на движения весельных лодок особого влияния. Соответственно, действия на воде можно будет удобно координировать с войной на суше: доставлять подкрепления, блокировать, устраивать засады и неожиданно атаковать, быстро высадившись на берег.
Наконец, The Creative Assembly готовит пару приятных сюрпризов в онлайне. Британцы пока не раскрывают все карты, но уже известно, что нас ждет несколько новых мультиплеерных режимов (в том числе для командных «клановых войн»), а также сетевые сражения, где на одной карте может сойтись до 8 человек.
Shogun 2 — это одновременно и возвращение к корням, и несколько новых идей, приближающих игру к жанру RPG. По такому же пути пошли (и очень хорошо пошли!) авторы все того же «Короля Артура». Так что, судя по всему, нас ждет просто убойный коктейль. Во всяком случае, сами авторы уверяют, что сейчас делают именно такой Total War, какой они хотели сделать изначально.