История компании Nintendo в России идеально иллюстрирует, как по части некоторых вещей наша страна будто бы существует в параллельной искаженной реальности. В плане игр – в том числе. Во всем остальном мире японский гигант уже давно оккупировал все возможные чарты и пьедесталы, и только у нас терпит обидное поражение от самых неожиданных конкурентов. Размаха Nintendo хватает даже на то, чтобы отменять вроде бы неоспоримые и давно выведенные законы. Именно ее Wii, фактически, свела на нет технологическую гонку и поставила перед всей индустрией серьезный вопрос: куда же двигаться дальше? На смену погоне за реалистичной графикой приходит, наконец, гонка за свежими идеями и инновациями.
Отдельная гордость Nintendo в этом отношении – портативная консоль DS. Именно с нею в России связан удивительный феномен: во всех остальных странах DS продается невероятными тиражами и громит своего главного конкурента, Sony PSP. У нас, по привычке глядя на техническую сторону вопроса, предпочтение отдают именно PSP и часто используют последнюю для всего подряд – чтения игр, выхода в интернет и даже звонков по скайпу, но только не по прямому назначению. В это же время за смешным дизайном DS, сенсорным экраном, стилусом и смешной начинкой скрывается безудержный полет фантазии, неприкрытый вызов индустрии и десятки игр, которые вы даже не могли себе представить. Последнее определение очень точно описывает Scribblenauts, если коротко, то это – игра про чистописание.
Слово – золото
Scribblenauts действительно на протяжении всего отведенного времени предлагает вам сосредоточенно писать на маленьком экране разные слова – нужные и не очень, удачно подобранные и совсем неуместные. При желании стилусом можно тыкать и в виртуальную клавиатуру, но это, конечно, куда как менее увлекательно, чем выводить закорючки самостоятельно. Номинально вся затея достаточно обоснована – именно с помощью слов проходятся привычные для платформеров уровни.
Каждое слово, будучи написанным на сенсорном экране, заставляет появиться соответствующий предмет. Очевидная деталь – игра, естественно, воспринимает слова только на английском языке. И если вы написали «стул», откуда-то сверху упадет всамделишний стул, в компанию к которому можно поочередно добавить, например, стол, табуретку и чайный сервиз. Вокруг такой возможности материализовать нужный предмет и строятся все головоломки. На каждом уровне герою нужно подобрать ярко подмигивающую звезду, но сделать это не так уж и просто. В самом начале достаточно лестницы или даже обычной табуретки (вводить соответствующие слова), но ближе к финалу приходится изобретать по-настоящему дьявольские конструкции. Вызывать гангстеров и рыцарей, чтобы они разобрались с врагами, выдавать им томми-ганы и мечи со щитами, соответственно, бороться с фэнтезийными драконами с помощью таких же фэнтезийных единорогов и в целом проворачивать самые удивительные фокусы.
Но даже сами авторы прекрасно понимают, что секрет успеха Scribblenauts вовсе не в хитрых уровнях, хотя во второй части их дизайну и сложности уделяется особое внимание. Еще до загрузки главного меню игра предлагала специальный режим – безо всяких заданий, заранее расставленных на уровне предметов и прочих отвлекающих мелочей. Вы просто пишете пришедшие в голову слова и наблюдаете за тем, что получается. Получается чаще всего следующее: во время получасовой трясучки в метро вы натужно вспоминаете свой словарный запас английского и выясняете извечный вопрос: кто же все-таки сильнее, бог или еретик, дракон или рыцарь в доспехах, мафия или полиция. Тем временем уровень превращается в самые невероятные театральные подмостки: на одной сцене сходятся силы правопорядка, сказочные существа, занесенные в Красную книгу животные и танковый взвод. Что из этого получается трудно описать какими-либо цензурными словами.
В свою очередь авторы прекрасно понимают сложившуюся ситуацию и действуют в нужном направлении: учат игру точнее распознавать человеческий почерк и загоняют в нее новые слова. По предварительным данным их будет никак не меньше десяти тысяч, но от Scribblenauts 2 по-настоящему хочется не столько безумного количество предметов, сколько лицензированных персонажей и героев. Представьте только, как изменится ваша жизнь, если, просиживая штаны в общественном транспорте, вы сможете устраивать бои между Санта-Клаусом и Дартом Вейдером, натравливать друг на друга Халка и Человека-Паука, а также устраивать еще тысячу самых невероятных конфликтов. Как это обычно бывает, мечте едва ли суждено осуществиться – на пути разработчиков стоят почти невыполнимые условия лицензирования и использования персонажей. Зато вы теперь знаете, о чем при удобном случае следует попросить Деда Мороза.