В некогда очень специфическом жанре игр «как GTA» за последние годы установилось относительное равновесие – большинство издателей и, тем более, разработчиков поняли всю глупость и тщетность копирования культовой серии. И это естественно: на GTA IV ушло безумное количество денег, человеко-часов и вообще сил, чтобы создать вторую такую игру нужно либо обладать невероятным гением, либо бездонным бюджетом. Обычно в индустрии не находится в достаточной степени ни первого, ни второго, и брать приходится другими средствами.
Вот хотя бы градусом безумства: уже три года где-то вверху неофициального чарта лучших подражателей GTA мелькает Crackdown, бойкий эксклюзив для Xbox 360. Несмотря на то, что в разработке участвовал один из людей, изобретших в свое время Grand Theft Auto, Crackdown брала вовсе не сложной криминальной историей и социальной карикатурой, а наплевательским отношением к реальности и желанием вызвать у вас эпилептический припадок от обилия взрывов. Большинство физических законов игра просто игнорировала: герой, как супермен, носился по крышам небоскребов и прыгал на десять метров вверх, из противников бесстыдно выпадали специальные бонусные сферы (собрав нужное число, можно было увеличить, например, дальность прыжка), и в среднем два раза в минуту на экране что-то громко и ярко взрывалось.
Crackdown обходилась без всяких базовых вещей, необходимых даже игре трехлетней давности – режиссуры, постановки и продуманных заданий, но все возражения исчезали сами собой во время следующей сцены. В определенный момент герою одновременно противостояли триста бандитов из ОПГ Volk, дикого вида восточноевропейских отморозков с бородами и страшным украинским акцентом, а в качестве штатного средства передвижения приходилось использовать монструозный автомобиль с ракетным раструбом позади. По большей части из-за таких моментов на западе Crackdown считали дешевой и к тому же легальной заменой тяжелым наркотикам, и не согласиться с таким определением действительно трудно. Для сиквела, судя по всему, придется искать более емкое описание: Crackdown 2 – это все сильнодействующие вещества мира, смешанные вместе и разбавленные чистым медицинским спиртом. Устоять на ногах и остаться в твердой памяти почти невозможно.
Этот кадр убедительно доказывает пользу армейских вертолетов в борьбе с преступностью
Иллюзионизм
Надо отдать должное авторам уже за смелость – выпуск Crackdown 2 сейчас во многом кажется безрассудной аферой. За три прошедших года знак равенства между играми и кино стал еще очевиднее, но продолжение Crackdown ни на йоту не отступает от заданного первой частью курса. Ровным счетом не поменялось ничего – графика, физика и постановка по-прежнему далеки от принятых стандартов, на вменяемую историю надеяться тоже не приходится, зато – миллион взрывов, тысяча убитых за час и суперкар с ракетным двигателем и пулеметами на крыше. Сиквел выглядит сегодня эдаким «Смертельным оружием» от мира видеоигр – кич и трэш в каждом кадре, зато смешно, интересно и стилистически безупречно. К игре, где гранатомет считается довольно хлипким оружием, а весь баланс завязан на умение запрыгивать на крыши небоскребов, можно выдвинуть, на самом деле, не так уж и много претензий.
Пожалуй, главная – новый разработчик; такие игры как Crackdown особенно остро зависят от того, что творится в головах у авторов, и их смена несколько смущает. Пока, впрочем, все обходится: в Ruffian Games действительно трезво представляют, что делают игру про закованного в броню полицейского, который скачет по крышам небоскребов, и не питают на этот счет никаких иллюзий. Они прекрасно понимают, что по части графики или постановки отстали лет на пять, и полагаются на единственно возможный в таком случае вариант – еще больший перекос в строну полного безумия. Любимейший прием Ruffian Games – умножать все на два, в Crackdown 2, точно соответствуя названию, в два раза больше взрывов, врагов, уличных банд и транспортных средств. Если герой – то обязательно в костюме Железного человека с базукой в руках и умеющий запрыгнуть на ближайшую крышу, если криминальный босс, то непременно татуированный толстяк с полусотней телохранителей, если вертолет – то огромный и с ракетным боезапасом небольшой страны на борту.
К предполагаемому месту действия, огромному городу Pacific City, авторы окончательно относятся как к некой условной территории. Весь мегаполис сплошь состоит из небоскребов, жилых домов не видно вообще, а встретить гражданское население на улицах почти невозможно – по тротуарам гуляют вооруженные до зубов гангстеры, криминалитеты с гранатометами в кармане и прочая уголовщина. Ночью – принципиальное отличие от первой части – на все те же улицы выходят мутанты всех мастей. Над Pacific City, предположительно, кто-то ставит опасный эксперимент, из-за чего канализация превратилась в одно большое общежитие для мутировавших горожан. Ruffian Games заверяет, что ввела в игру некое подобие экосистемы, якобы, и бандиты, и мутанты ненавидят друг друга и вполне успешно истребляют друг друга без вашего присутствия. Соответственно, врагов можно стравить намеренно и избавиться от двух проблем одним махом. Правда, не совсем понятно, уместно ли это вообще в игре, где вы и самостоятельно можете истребить тысячу противников за час, неважно, люди это или их мутировавшие версии с метровыми когтями.
Crackdown 2 – это действительно игра про непрерывное истребление всеми возможными способами. Все суперспособности, автомобили, пришедшие будто из комиксов, ракетные ранцы и вертолеты подчинены исключительно этой цели. Каждое задание оборачивается сумасшедшей перестрелкой с тремя сотнями бандитов и еще сотней ошалевших мутантов, гигантским взрывом и разложением на молекулы целого небоскреба. И весь этот праздник жизни ожидается гораздо раньше, чем можно было предположить – уже в начале июля.