Традиционная война между платформодержателями за сердца, умы и кошельки покупателей в этом поколении консолей, казалось, окончательно обрела новое лицо. Всемогущая японская корпорация Nintendo вообще отказалась от гонки технологий и вместе со своей Wii ушла в другое русло, а между Sony и Microsoft долгое время существовало что-то вроде паритета. Менялись ревизии и модификации консолей, выпускались нужные и не очень аксессуары, на обеих платформах с равными промежутками появлялись знаковые игры, но ничего действительно сверхважного не происходило. Как написали бы в военной хронике, хрупкое перемирие рухнуло осенью этого года: Sony начала с Uncharted 2 и продолжает свой марафон Heavy Rain и God of War III. Microsoft в такой ситуации приходится защищаться и парировать удар соперника с помощью Alan Wake и как раз Splinter Cell: Conviction.
С последними играми, кроме того, связан еще один интересный факт: долгое время между Xbox 360 и персональными компьютерами стоял почти что знак равенства, Microsoft в одинаковой степени уделяла внимание ключевым для себя платформам. Но месяц назад по поводу Alan Wake компания заявила буквально следующее: «Есть игры, в которые просто лучше играть на консоли», и отказалась от всяких планов по выпуску на PC. С Conviction происходит почти та же история: версия для персональных компьютеров все еще числится в планах Ubisoft и вроде бы выйдет. Когда-нибудь. Пока же Microsoft возится с Conviction как с ненаглядным ребенком: представляет на всех ключевых выставкахи расхваливает на все лады. И есть, надо сказать, за что.
Смена приоритетов
До того, как прибиться к сонму ключевых для Microsoft эксклюзивов, Splinter Cell: Conviction пережила не только полную драматических поворотов историю, но даже несколько клинических смертей. Концепцию, важные события и сам внешний вид главного героя меняли столько раз, что спрашивать про конечный результат и саму дату выхода стало как-то неловко. Conviction, которая все-таки увидит свет в апреле 2010, разительно отличается от первоначальных набросков и задумок.
Три года назад это была игра про озлобленного небритого агента Сэма Фишера, которого предало и подставило правительство. Сэм натягивал капюшон куртки на самые глаза, прятался в толпе от полиции, во время драк в ход шли лишь кулаки и все, что попадалось под руку. Столы, стулья, декоративные вазы и мониторы летели во врага, которого Фишер добивал каким-нибудь особенно жестким приемом, а затем сигал в форточку, как другой известный агент Джейсон Борн. У преданного Сэма, естественно, не было никаких технических устройств, привычных по серии, рассчитывать приходилось только на себя и на «социальный экшен» - ту самую игру в прятки с полицией в людской толпе. Ubisoft сознательно делала из Splinter Cell другую свою игру - Assassin’s Creed.
После того как Conviction представили на всех главных выставках 2007 года, игра на несколько лет исчезла с радаров индустрии. По этому поводу ходили самые невероятные слухи, включая даже предположение о том, что серию вообще решили свернуть. К счастью, единственно истинной оказалась версия о полной переделке игры. В определенный момент все работы по Conviction действительно свернули, немного перетасовали разработчиков и начали все с чистого листа. Сегодняшняя Splinter Cell не только не напоминает Assassin’s Creed, но по многим позициям обходит все существующие игры вообще. Серия действительно превратилась в наш любимый шпионский боевик – с перестрелками, погонями и похищением высокопоставленных чиновников, при этом без всяких скидок на несовершенную графику и топорную постановку. При желании игру можно транслировать в кинотеатре, и никто, в общем-то, не заметит подвоха. Conviction – это настоящий дорогой, красивый боевик про шпионов, спецслужбы и государственные тайны.
Вместе с Heavy Rain и Alan Wake – другими эксклюзивами Sony и Microsoft, соответственно, – Conviction сейчас находится ближе всего к той границе, которая отделяет интерактивные развлечения от киноиндустрии. Отчаянная цель догнать и перегнать кинематограф, надо заметить, долгое время была идеей фикс издателей, и от этого еще более отрадно, что вся вышеназванная троица не решает эту проблему с помощью самых доступных средств. Heavy Rain и Alan Wake не ограничиваются рапидами, выверенными ракурсами или специальными фильтрами, эти игры используют принципиально кинематографические приемы, вроде деления на серии или тонко рассчитанных кульминационных моментов. С такой точки зрения особенности Conviction на первый взгляд не совсем очевидны. Точнее, в глаза бросается только одна – новый подход к внутриигровым титрам.
Сама киноиндустрия наигралась с видом, исполнением и размещением титров много десятилетий тому назад, сегодня право экспериментаторов плавно перешло к играм. Примечательно, что Conviction здесь тоже не совсем новатор, еще два года назад Rockstar использовали такую же идею в GTA IV. Суть в том, что все надписи в игре не висят условно внизу экрана, а проецируются прямо на окружающие предметы – стены, зеркала, окна и даже сломанные писсуары. Пока вы, скажем, направляетесь к посольству, прямо на стене соседнего здания для вас проведут краткий брифинг и точно скажут, у какого чиновника следует под пытками выбить нужный государственный секрет. Если в GTA IV из всего текста на таком приеме держались только вступительные титры, то в Conviction всю необходимую информацию вам будут выводить на кирпичных стенах и платяных шкафах.
Кстати, по поводу чиновника, государственных секретов и их выведывания: в Conviction для этой цели придумано действительно что-то вроде пыток, чем авторы гордятся особенно. Вломившись в кабинет русского генерала (в центре конфликта, конечно, опять «злые русские», но кого сегодня этим удивишь?), Сэм тут же хватает его за грудки, разбивает его головой аквариум и прижимает лицом к шредеру. Совсем уж крупных и жестких кадров окровавленного лица, понятно, не будет, но разработчики предельно ясно дают понять, что делают серьезный шпионский боевик с минимумом условностей. По этой же причине каждая вторая схватка заканчивается фееричной дракой, и здесь Conviction разом использует все самые «пошлые» достижения кинематографа – рапид, зрелищную постановку, эффектные приемы и удары. Большинство драк действительно заканчиваются тем, что вы разбиваете дорогой унитаз лицом противника или запихиваете его физиономию в офисный шредер. В это время камера точно следует за главным героем, ракурс постоянно меняется, а кадры действительно получаются самые что ни на есть эффектные.
У Conviction, конечно, в запасе остается еще тысяча и один веский довод в пользу близкого знакомства – удивительные приборы и устройства, которыми пользуется Сэм, навороченный режим кооперативного прохождения, сложноустроенный мультиплеер и много чего еще. Но главное в этом случае другое: Ubisoft сознательно и со знанием дела превращает игру в наши и ваши любимые шпионские трилогии – «Миссия невыполнима» и серию про Джейсона Борна. А оказаться в шкуре секретного агента на спецзадании, согласитесь, многого стоит.