В одном из эпизодов сериала «Гриффины» временно потерявшему память Питеру, а потому забывшему ПДД и утратившему навыки вождения, советуют потренироваться в GTA IV. Питер, конечно, не только вспоминает, как крутить руль, но и в следующие пять минут избивает женщину, крадет сумочку и угоняет чужую машину. С определенного ракурса большинство игр Rockstar действительно выглядят как пощечина обществу и издевательская насмешка над моралью и рейтинговыми комиссиями разом. В судебных исках против студии отметились почти все категории граждан: адвокаты, священники, отцы и матери несовершеннолетних покупателей и даже проститутки. Rockstar незамедлительно отвечает и усиливает накал страстей: в загружаемых эпизодах для GTA IV сцену секса демонстрируют на большом экране, а также вводят в кадр голого мужчину.
Среди всего этого океана вечных скандалов и грязи незапятнанной осталась, кажется, ровно одна игра Rockstar - Red Dead Revolver. Не в последнюю очередь дело в тематике – судиться с компанией могут разве что индейцы, Red Dead Revolver – самый беззастенчивый перевод спагетти-вестерна в двоичный код и трехмерное измерение. Жанр, судьба которого в кинематографе оказалась во многом сложной, нашел неожиданный приют среди видеоигр. Red Dead Revolver, правда, казался для Rockstar опытом не совсем удачным и одноразовым, на продолжение никто толком не надеялся. Red Dead Redemption стал, что называется, приятным сюрпризом.
Дух эпохи
Жанр вестерна теснее и неразрывнее других связан с устоявшимися стереотипами. Клинт Иствуд, спагетти-вестерны, дуэли на городской площади под бой часов, шестизарядный кольт за пазухой и романтика Дикого Запада – нужная цепочка выстраивается в голове сама собой. Red Dead Revolver – именно такое классическое сочетание необходимых мизансцен, перестрелок и мести. Кто плохие, а кто хорошие, понятно уже с первого взгляда, как и то, что дорога к справедливости будет обязательно выложена чьими-то трупами. И уж, конечно, никак нельзя сомневаться, что главный герой борется именно за правое дело. Rockstar безупречно владеет жанровыми штампами и ловко выставляет их в нужной последовательности. Даже сейчас, шесть лет спустя, в Red Dead Revolver удается играть без особых терзаний и раздражения.
Логичнее всего было бы предположить, что Red Dead Redemption обойдется ровно той же самой схемой, как это было в случае со всеми главными игровыми вестернами. Но главный сюрприз – это даже не сам факт появления продолжения, а резкие перемены настроений и идеалов. В Red Dead Redemption нет ни одного порядочного ковбоя, бандита с собственными правилами и моралью или хотя бы неподкупного шерифа. Это нисколько не идеализированная история Дикого Запада с прериями и благородными индейцами, знакомая по романам Майн Рида и Карла Мая. Это грязная, намеренно ужесточенная драма про перелом внутри целого общества и отдельно взятой семьи, если хотите.
Чтобы все понять, достаточно определится с временными рамками – игра стартует в самом начале XX века. Дух Дикого Запада тает прямо на глазах: бандитов гроздьями вешают на деревьях, мало кто рискует грабить дилижансы и взрывать сейфы в банках, единицы останавливают паровозы, привязанным к рельсам бревном. Романтику окончательно убивает прогресс – телеграф, индустриализация и заметно озлобившееся правительство. Главный герой, Джон Марстон, в прошлом бандит, ушел «в завязку» - тихое ранчо, дом, жена, дети и любимая ферма. Однажды к нему заглядывает представитель Бюро (чуть позже мы узнаем эту организацию под вывеской «ФБР») и предлагает довольно сомнительную сделку: либо Джон собственными руками убивает бывших членов своей банды, либо на его мирной жизни поставят жирный крест. С согласия, как вы понимаете, и начинается игра.
Такой коллизии уже достаточно, чтобы сделать все необходимые выводы. Red Dead Redemption – не просто история мрачная и грязная, а в первую очередь неприятная своей моралью. Ради семьи герой поочередно убивает тех, с кем когда-то «брал» банки, устраивал пьяные драки в салунах и кто, возможно, спасал ему жизнь. Поэтому классические дуэли – совсем отказаться от такого наследия спагетти-вестернов было бы святотатством – кажутся не бравадой двух лихих ковбоев и игрой на публику, а смертельной встречей двух старых друзей. Вы не найдете ни одного кадра из Red Dead Redemption, где мужчины улыбаются, наставив друг на друга револьверы. Скорее всего, один из них либо шлет проклятия в адрес другого, либо валяется в грязи, обливаясь кровью. Red Dead Redemption кажется именно такой – кровавой, грязной, суровой историей про время, когда остатки предыдущей эпохи выжигали каленым железом и 45 калибром.
По духу такой Дикий Запад ближе всего к последним играм Rockstar, в особенности GTA IV. С ней у Red Dead Redemption вообще особые отношения: она создается на том же движке и во многих кадрах чуть ли не дословно цитирует старшую сестру. В ней есть неоспоримый аргумент, который невозможно ничем перекрыть – несмотря на перемены, прогресс и проволочный телеграф, Дикий Запад все равно демонстрирует нужные кадры: погоню на дилижансе, перестрелку под лучами заходящего солнца, нападение на почтовый экспресс и просто пасущийся рядом с огромным озером табун диких мустангов. За все это у Rockstar по традиции отвечает сложная экосистема, тысячи самых сложных алгоритмов и процессов, моделирующих окружающий мир. В Red Dead Redemption сошлись технологии и неповторимый стиль. Паровоз на Дикий Запад отправляется уже в апреле этого года.
807 Прочтений • [Превью: Red Dead Redemption] [21.05.2012] [Комментариев: 0]