Неутихающая шумиха вокруг инди-движения все больше превращается в бесконечное хождение вокруг священной коровы, которая, как оказалось, в данном случае неизвестно что символизирует. Точки зрения принципиально расходятся, причем каждый считает личным долгом транслировать собственный внутренний мир в ваше сознание через нарисованную от руки графику или хотя бы флэш-анимацию. Жанр, неожиданно выросший вокруг дешевых выразительных средств и сакральных вопросов бытия, с бесцеремонным упорством пытается донести до окружающих собственную философию. В том числе с помощью симуляции жизни голографического планктона и истории душевных терзаний телескопического робота. Окружающие, как правило, реагируют соответствующим образом – понимающе кивают и проходят мимо, пытаясь оградить свой мироуклад от таких бессовестных посягательств.
Самоотверженным энтузиазмом и нонконформистским выступлением, как оказалось, не всегда выложена дорога к успеху. На этом фоне история создателя Braid – прошлогоднего платформера про временной континуум, выглядит идеальной пощечиной жанру. Джонатан Блоу не делал на последние деньги игру про жизнь нарисованного от руки планктона в безвоздушном пространстве, вместо этого он потратил двести тысяч долларов на профессионального художника и музыканта и увязал понятную и всеми любимую историю с манипуляциями временем. Даже второе и третье дно, обнаруживающиеся чуть позже, а также отдельные параллели с ядерной программой США 40-х годов не заставляли чувствовать себя в дураках. Ставший миллионером Блоу, чтобы не терять, судя по всему, духовную связь с инди, принципиально отказывается делать сиквел, но начало, что называется, уже положено. Тренды жанра, появившегося когда-то как раз в противовес индустриальным тенденциям, сами становятся мишенью иронии и колких издевок. А мы, похоже, становимся свидетелями рождения «двойного инди», и The Misadventures of P.B. Winterbottom – его новый мессия.
Страсти вокруг пирога
У The Misadventures of P.B. Winterbottom, тем не менее, образцово-показательная с точки зрения инди-движения история создания: начинавшаяся в качестве курсового проекта работа взяла несколько наград на различных смотрах «необычных игр» и нашла место в линейке 2 K Play. Издали таким же идеологически верным кажется и внутреннее устройство: злоключения джентльмена с инициалами П.Б. стилизованы под анимацию начала XX века, причем стилизованы очень верно. Минимум звуков, титры, поясняющие события на экране, и аккомпанемент пианино, которым сопровождались настоящие показы немого кино. Плюс эстетика в целом: П.Б. немедленно напоминает Чарли Чаплина – смешной цилиндр, характерные усы, комичная походка, сложные шестеренчатые механизмы на заднем плане, неясные силуэты странных машин, затянутые туманом, и черно-белая картинка лишь с несколькими обозначенными цветом ключевыми деталями. А на всех представленных изображениях вы обязательно заметите сразу нескольких джентльменов П.Б. в кадре одновременно и витающие в воздухе подозрительные пироги. С точки зрения обычного человека и привычного восприятия The Misadventures of P.B. Winterbottom в любой момент экранного времени выглядит предельно странно, но, как говорят в таких случаях, самое интересное начинается дальше.
Коллектив со странным названием The Odd Gentleman, которое и переводится как «Странные джентльмены», ловко издевается над ключевыми принципами инди-игр. The Misadventures of P.B. Winterbottom, например, целиком посвящена погоне за пирогом из chronoberry – «времяники». В буквальном смысле: чинный джентльмен в цилиндре преследует выпечку, пробует кусок и приобретает, по-видимому, острую зависимость – оставшееся время он охотится на мучное. Также выясняется, что господин П.Б. приобретает еще одно удивительное свойство – в определенном смысле контроль над временем. Этим, конечно, сегодня никого не удивишь, но у The Odd Gentleman появляются несколько принципиальных нюансов, которые запросто обставляют даже Braid. П. Б. создает собственных временных клонов, которые повторяют все его действия. Тим, главный герой Braid, вытворял что-то похожее, но в The Misadventures of P.B. Winterbottom в дело вступают именно клоны – количество хронодвойников ограничено двадцатью, и каждый из них подчиняется корректным физическим законам.
П. Б. толкает собственные временные проекции, бросает по всему экрана, строит из них башню, чтобы добраться до самого верха. На высоте обнаруживается интересная деталь: джентльмен, несмотря на манеры, ловко пикирует на зонтике и использует его вместо кия. Главная, наконец, деталь: за всем этим у The Odd Gentleman не видно никакой главной идеи или философского порыва, который бы они пытались транслировать в ваш мозг. Учитывая последние события в инди-движении и настойчивость, с которой высокие мотивы утрамбовывали в игры, это на самом деле замечательно. The Misadventures of P.B. Winterbottom – дистиллированная, ничем не замутненная головоломка про сбор пирогов со странными свойствами. Каждый пазл помещается в пределах экрана, в ход часто идут различные ограничения – на время, пространство, количество двойников. Выходит соревнование не столько с игрой, сколько с самим собой и собственной смекалкой: к каждой ситуации, в отличие от Braid, в The Misadventures of P.B. Winterbottom предусмотрено сразу несколько решений разной степени витиеватости и изящности. Нередко господин П.Б. пикирует на голову собственного временного клона, под изящную фортепьянную музыку отбивает его зонтиком в другой конец зала, проецирует нового двойника, запускает хитрые качели, снова взлетает, хватает пирог и начинает все сначала – необходимо собрать все мучное. Коллектив The Odd Gentlemanс удивительной легкостью и изяществом, на полном, что немаловажно, серьезе, предлагает игру про страсть почтенного джентльмена к выпечке из «времяники». Никто, что тоже важно, не в обиде – временной континуум и престранные пироги до этого не сочетались, кажется, никогда.
427 Прочтений • [Превью: The Misadventures of P.B. Winterbottom] [21.05.2012] [Комментариев: 0]