Казалось бы, располагая таким могучим брендом как Silent Hill, отвлекаться на создание еще одного масштабного хоррор-проекта нет никакой необходимости. Однако дела в Тихом Холме нынче идут не так уж хорошо, как в эпоху его расцвета на PlayStation 2. Последняя глава Homecoming и особенно приквел первой части на PSP вызвали раскол среди поклонников, чем поставили под сомнения перспективы сериала. В такой ситуации вполне разумно попытаться найти альтернативный путь эксплуатации чрезвычайно востребованного жанра. Цикл душераздирающих психологических триллеров Saw идеально подходит на роль альтернативы. У него уже есть две, а то и три армии поклонников (шутка ли – более 28 миллионов проданных DVD по всему миру) и потенциал превращения сразу в несколько видеоигр. Впрочем, о том, чтобы положить начало новой виртуальной эпопее, речь пока не идет — на данный момент достоверно известно лишь о дебюте Saw в новом формате.
Приказано выжить
Многосерийный хоррор «Пила» нередко сравнивают со знаменитым триллером Дэвида Финчера «Семь». Сравнение достаточно условное, хотя и не лишенное основания: в обоих случаях центром притяжения выступает маньяк, возомнивший себя вершителем судеб и карающим орудием нравственности. Но если герою Моргана Фримена довелось всего лишь наблюдать последствия злодеяний, постоянно отставая на один шаг от преступника, то персонаж Дэнни Гловера оказался непосредственным участником леденящих душу событий. Воплощенный им на экране детектив Дэвид Тапп, расследующий серию загадочных и чрезвычайно жестоких убийств, стал главным героем игры. Не удивляйтесь: Тапп не погиб после того, как в первой части фильма в него всадили пулю. Сам Конструктор (он же Пила, он же шизофреник Джон Крамер) спас его от смерти – разумеется, только ради того, чтобы разверзнуть перед ним море адских ловушек. Погоня детектива Таппа за злоумышленником превращается в гонку на выживание, результат которой целиком и полностью зависит от вас.
Место для этой гонки выбрано чрезвычайно удачное – заброшенный сумасшедший дом. Как и в случае с недавним хитом Batman: Arkham Asylum, психушка в Saw – место весьма угнетающее мрачными тонами и следами крови буквально на всех вертикальных и горизонтальных поверхностях. Здесь нет изощренных архитектурных нагромождений, не обитают фантастические монстры из потусторонних измерений, но, тем не менее, на каждом шагу поджидает опасность. Конструктор – большой выдумщик по части всевозможных засад. Покинутая людьми психиатрическая лечебница превратилась в его личный театр насилия и боли, где под полом скрываются глубочайшие ямы, а к дверным ручкам привязаны спусковые крючки дробовиков, направленных на входящих в помещение жертв. И это только половина проблем. Пробираясь от одной западни к другой, необходимо решать далеко не самые простые загадки, искать ключевые предметы, внимательно изучать оставленные Крамером подсказки. Обследование изуродованных и брошенных с умыслом трупов – наименее приятная часть этого дела.
Вы, кажется, чего-то испугались?
Жестокий романс
Уровень насилия даже в самых известных хоррорах практически никогда не переходит грань дозволенного. Создатели Saw заявляют, что готовы нарушить устоявшиеся этические нормы. Среда, в которую попадет герой, в данном случае не так уж и важна. Главное – характерная для первоисточника «расчлененка» и, конечно же, голос Пилы (он, без преувеличения, остается главным «фетишем» всех обожателей первоисточника). Дабы не огорчать многочисленных поклонников фильма, студии пришлось раскошелиться на услуги Тобина Белла, воплотившего Джона Крамера в оригинальных картинках. Похоже, этим участие актерского состава в создании игры ограничится. Более того, сам детектив Тапп не очень-то похож на Дэнни Гловера, хотя это уже детали. Так или иначе, возрастной рейтинг у Saw окажется самым жестким, и людям со слабой нервной системой лучше не видеть всего того, что будет вытворять с героями (и почти невинными жертвами) извращенный разум серийного убийцы. Сами авторы проекта открыто говорят о том, что в ключевых сюжетных сценах даже опытным игрокам наверняка захочется отвернуться от экрана и приглушить звук.
Saw выглядит по-настоящему устрашающе: в игре царит мрак, который пробивает лишь тусклый свет фонарика, кровь в жилах холодят чувство неизвестности и клаустрофобия. Все это было бы не так ужасно, если бы герой умел как следует защищаться. Детектив Тапп, даром что негр преклонных годов, практически беспомощен в ближнем бою. Время от времени ему приходится сражаться с другими узниками больницы: в ход идут медицинские скальпели, арматура, подвернувшиеся элементы декораций. В иной ситуации лучше убежать, чтобы враг вместо вас напоролся на одну из ловушек.
Некоторые виды оружия могут применяться (в том числе) для решения загадок: например, железным прутом можно разбивать хлипкие стены. В целом боевая система будет развита куда слабее, чем приключенческая, и это напрямую связано с концепцией. Вам необходимо тщательно исследовать локации, внимательно читать и слушать обращения Конструктора, вылавливать зацепки в настигающих героя флэшбэках. Количеством экшена Saw наверняка уступит любому другому современному ужастику, зато превзойдет многие из них цельностью и логической обоснованностью сюжетных ходов.
Многие детали проекта пока остаются в секрете. В частности, до сих пор не анонсирован (хотя и подтвержден в нескольких интервью разработчиками) онлайновый мультиплеер. Вызывают любопытство также бонусы и мини-игры. Но все это не так уж существенно. Самое главное – под маркой Saw игроки имеют шанс получить дерзкий, мрачный хоррор, по накалу эмоций сравнимый разве что с первой главой японского сериала Forbidden Siren. Дистиллированный страх в максимальных дозах.