Многосерийный шутер Halo считается визитной карточкой Microsoft Game Studios с тех пор, как софтверный гигант решил всерьез взяться за консольный рынок. Начиная с 2001 года, ознаменовавшегося дебютом Halo: Combat Evolved на Xbox, каждый эпизод становился иллюстрацией слаженной работы дизайнеров, программистов и пиарщиков, которые активно продвигали бренд. Даже сейчас, когда сотрудничество издательства и студии Bungie переживает не самые легкие времена, а отгремевшая полгода назад Halo Wars создавалась сторонними разработчиками, продолжается плановая доводка очередного эпизода, точнее – расширения к третьей части, успешно разошедшейся по всему миру тиражом более десяти миллионов копий. Формально проект полностью самостоятелен, однако на самом деле Halo 3: ODST — дополнительная сюжетная глава, новый кооперативный режим и набор карт для мультиплеера. Впрочем, называть игру лишь довеском к Halo 3 несправедливо. Скорее, здесь уместнее слово «переосмысление»: знакомый мир открывается в новом свете благодаря усовершенствованной графике, отсутствию знакомого героя и смещению акцентов с индивидуальных подвигов на командное взаимодействие, которое лежит в основе обновленных элементов геймплея.
Отважный дебютант
Вводить нового персонажа в раскрученный сюжет, как правило, нелегко. Тем более, что популярность Halo во многом зиждется на харизме бессменного главного героя, известного как Мастер Чиф. Но поскольку события Halo 3: ODST разворачиваются за три недели до прибытия основных сил в разгромленную Нью-Момбасу, легендарный ветеран никак не может принимать в них участия. Свято место, как ни удивительно, останется пустовать – вакантную должность займет вовсе не новый супергерой, испепеляющий врагов одним взглядом, а рядовой боец штурмового экспедиционного корпуса Orbital Drop Shock Trooper. Он безымянный и безликий — его облик скрыт под непроницаемым шлемом, а прошлое – туманно. Он не умеет прыгать выше облаков, носить защитную броню MJOLNIR и обращаться с навороченным оружием, еще недавно грохотавшим в руках опытного Мастера. Зато парень не столь одинок: верные товарищи (вовсе не такие же безымянные и безликие) готовы помочь ему, а он, в свою очередь, всегда рад прикрыть сослуживцев.
Сценарий одиночной кампании интересен для фанатов как важное связующее звено между второй и третьей частями серии. Высадка на поверхность, как водится, прошла не очень успешно: большинство десантных кораблей столкнулось с плотным заградительным огнем. Наш подопечный чудом уцелел, пролежав почти сутки без сознания. Едва придя в себя и получив представление о ситуации, новичок отправляется вглубь пылающего мегаполиса с жалким пистолетом в руках. Проходя по дымящимся развалинам, герой то и дело натыкается на свидетельства трагедий, произошедших с его сослуживцами. Короткие флэшбэки подробно расскажут, что случилось, и обозначат места, где еще можно искать оставшихся в живых. Чтобы раскрутить клубок событий целиком, придется потратить порядка шести часов.
Режим совместного прохождения, рассчитанный на четверых игроков, получил наименование Firefight. Не стоит ждать от него каких-то особенностей, тактических изысков и прочих атрибутов современного командного экшена. Узкой специализации ни у кого из партнеров предусмотрено не будет, и единственное, что заставит их работать вместе, – общая мотивация. Если присмотреться чуть внимательнее, коллективных интересов обнаружится значительно больше. В частности, у штурмовиков будет в буквальном смысле семь жизней, и если все они потрачены, вас ждет провал. Учитывая тот факт, что боевой потенциал простых смертных весьма скромен, а цена ошибок слишком велика, рано или поздно возникнет необходимость в распределении командных функций. Но и об охотничьих инстинктах забывать тоже не надо: меткость и выдержка позволят записывать на индивидуальный и командный счет достижения, выраженные в условных баллах. Наградой за успехи станет открытие новых achievements.
В жаркой Африке каких только уродов не встретишь
Все против всех
Основная идея, заложенная разработчиками в Halo 3: ODST, прослеживается легко. Конечная цель – в очередной раз продемонстрировать игрокам незаменимость сервиса Xbox Live. Фактически этому посвящены оба DVD, на которых выйдет игра. Содержание первого — однопользовательская кампания и режим Firefight, тогда как на втором сосредоточены исключительно сокровища мультиплеера. В их число входят все многопользовательские карты из оригинальной Halo 3, карты из официальных дополнений ( Heroic, Legendary и Mythic), плюс три новых, презентованных эксклюзивно. О них следует рассказать отдельно. Карта «Еретик» выполнена в стилистике Halo 2 и напоминает интерьер огромного космического корабля с симметричными секциями. «Цитадель» значительно компактнее в размерах и полностью соответствует своему названию, поскольку выглядит как потрепанное в бою укрепление. Наконец, «Лонгшор» – огромная многоярусная арена, реализованная в индустриальном стиле. Каждая из трех новых карт потребует уникальной тактики при перестрелках. Если в «Цитадели» главное – все время быть начеку и постоянно крутить головой, то в «Лонгшоре» появляется простор для маневров, удобные снайперские позиции и прочие прелести больших открытых пространств. Старые локации сохранят первозданное обаяние и нетронутую архитектуру построения.
Halo 3: ODST – очередной прекрасный подарок для любителей многопользовательского экшена вообще и для фанатов серии в частности. Последним предназначены еще два скромных сюрприза. Во-первых, коллекционное издание будет укомплектовано специальным беспроводным контроллером. Во-вторых, обладатели лицензионной копии получат доступ к бета-тестированию мультиплеера следующей главы сериала — Halo: Reach, когда произойдет ее запуск. Но даже без учета этих приятных мелочей к игре стоит присмотреться очень внимательно.