Разговоры об упадке жанра RTS идут не первый десяток лет. Многие пользователи не без оснований считают, что с момента выхода StarCraft (состоявшегося еще в 1998 году) создать нечто более цельное, увлекательное и продуманное не удалось никому, в том числе самой компании Blizzard. Почва у подобных рассуждений, к сожалению, есть. Попытки экспериментировать с трехмерной графикой, экономической системой, сюжетной основой и сетевыми возможностями, предпринимавшиеся с тех пор, действительно не привели к сколь-нибудь запоминающимся результатам. Но теперь ситуация может измениться. Студия Eugene Systems, известная публике благодаря бренду Act of War, вовсю трудится над проектом R.U.S.E., самой многообещающей и необычной RTS последнего десятилетия. Помимо того, что за основу в ней взяты события Второй мировой войны (явление само по себе нетипичное, ведь историческую тематику обычно предпочитают авторы пошаговых стратегий), концепция игры опирается на самые современные технологии, прежде использовавшиеся в совершенно других целях.
Волшебная тумбочка
Началом революции можно считать презентацию R.U.S.E. на выставке E3. По завершении официальной части, включавшей показ интригующего видеоролика, ведущие разработчики лично вышли к журналистам и принялись колдовать над загадочным прибором, выделывая в воздухе странные движения руками и бормоча нечто малопонятное в подсунутые микрофоны. Постепенно туман начал рассеиваться. Загадочный прибор оказался всего лишь чувствительным к физическому контакту устройством из семейства Microsoft Surface, использующим популярную ныне технологию «мульти-тач». Выглядит эта штуковина как обыкновенный офисный столик, с той лишь разницей, что вместо деревянной крышки наверху располагается сенсорная панель с диагональю более двадцати дюймов. Подобные агрегаты широко распространены в сфере туризма и обслуживания: посетители музеев, гостиниц, аэропортов и библиотек с удовольствием изучают эти заведения посредством виртуального гида. Для игровой индустрии идея прямого взаимодействия с экраном сама по себе тоже не нова, но применять ее в таком неожиданном контексте прежде никому в голову не приходило.
Итак, перед нами огромный стол-экран, и где-то в его виртуальной глубине ползают танки, летают самолеты, прыгают из окопа в окоп солдатики. Весь процесс управляется руками, точно таким же образом, легко и непринужденно, без каких-либо дополнительных загрузок, изменяется масштаб батальных сцен – прямо как в сервисе Google maps. Окинув полководческим взором местность с высоты птичьего полета, секунду спустя вы уже несетесь впереди танковой колонны навстречу славе и подвигам. Вы – хозяин этой войны. По щелчку ваших пальцев из-за горизонта выплывают армады кораблей, заводы штампуют новую технику, авиация совершает налеты на укрепления противника. Вдвойне интересно, если на противоположном конце чудо-стола тоже сидит живой полководец и вынашивает против вас собственные планы. Его можно удивить, его можно обмануть, но никогда нельзя быть уверенным в том, что у него не найдется своих козырей в рукаве.
На самом деле все сложнее, чем кажется
Элитарное искусство
Помимо стандартных тактических приемов, сияющих новыми красками благодаря революционной системе управления, огромное значение в R.U.S.E. будут иметь ловушки и подставы. Самые простые из них связаны с поиском удобных мест для развертывания дальнобойной артиллерии и средств ПВО. Внимательно изучив детально проработанный ландшафт, нетрудно найти лесные массивы или низины, где ни один локатор или самолет-разведчик не сможет разглядеть укрытую ветками пушку. Десантные операции – еще одна область применения изощренной хитрости. Морским путем можно пригнать на укрепленный берег набитые куклами грузовые катера, воздушным – скинуть на головы обороняющимся привязанный к парашютам мусор. Разумеется, в это же самое время, но в ослабленном и плохо прикрытом районе должны будут высадиться ваши настоящие войска. Значение имеет абсолютно все: связь, базы снабжения, качество дорог, удаленность точек передачи радиосигнала. Хотите провести классический блиц-криг? Позаботьтесь о том, чтобы его армия осталась без топлива и провизии. Желаете передвигаться, оставаясь невидимым для противника? Отключите все приемники и передатчики.
К сожалению, сказки имеют свойство быстро заканчиваться и разбиваться о жестокую реальность. Вся новизна и необычная притягательность R.U.S.E. сосредоточена вокруг электронного стола стоимостью порядка десяти тысяч долларов США. Многие ли способны раскошелиться на такое «периферийное устройство»? Ответ очевиден. Всем остальным пользователям достанется лишь малая часть истинного потенциала игры. Несмотря на использование новейших технологий и высокие требования к конфигурации компьютеров, качество графики не производит особенного впечатления. Примерно то же самое можно сказать обо всех остальных элементах геймплея. Экономическая система в целом окажется достаточно примитивной, средства на закупку подкрепления будут поступать по мере выполнения локальных задач и уничтожения сил противника. Сценаристы не приготовят никаких особых сюрпризов – игрокам предстоит принять участие в наиболее важных и крупных битвах Второй мировой, давно и не единожды изученных. Без главного новшества детище Eugene Systems моментально утрачивает практически все свое обаяние.
Тем не менее, упускать R.U.S.E. из виду было бы ошибкой. Изобретать и продвигать что-либо новое тяжело всегда — вне зависимости от того, окажется проект успешным или потерпит неудачу, он станет важным для индустрии и знаковым в истории Ubisoft. Возможно, ему суждено открыть новую эпоху развития стратегического жанра.