Давно стало традицией выпускать игры, повествующие о приключениях Бэтмена, одновременно с выходом новых кинофильмов об этом герое. Самостоятельные проекты, главным действующим лицом в которых было альтер эго Брюса Уэйна, за последние два десятка лет увидели свет всего несколько раз. Многие геймеры успели изрядно подзабыть, что у персонажа богатая семидесятилетняя история, что до сих пор выпускаются новые эпизоды комиксов, что родина супер-героя – издательство DC Comics, а не студия Warner Bros.
Кинематографистам, безусловно, следует воздать должное. Именно они наполнили мир Бэтмена свежими красками, не позволили культовому персонажу остаться в тесных рамках гротескового эпоса. Сказки Тима Бёртона, театр абсурда Джоэла Шумахера, шокирующий реализм Кристофера Нолана – пройдя через все эти испытания, герой возвращается к истокам, не отказываясь при этом от полученного на широком экране опыта. Сценаристы Batman: Arkham Asylum используют оригинальную историю Пола Дини (создателя мультсериала Batman: The Animated Series) в качестве сюжетной основы, сочетая ее с полюбившейся многим фанатам эстетикой нолановской дилогии.
Двое из дурдома
Лечебница тюремного режима для душевнобольных преступников Аркхэм всегда занимала особое положение в судьбе жителей Готэма. Именно там суперзлодеи, из раза в раз покушавшиеся на спокойствие мегаполиса, набирались сил и вновь шли творить хаос на улицах Готэма. Лишь чтобы вернуться туда же после близкого знакомства с кулаками Темного Рыцаря, неустанно стоящего на страже порядка. Завязка новой игры демонстрирует очередной виток этого бесконечного круговорота. Бэтмен должен конвоировать в Аркхэм самого лютого врага – Джокера. На деле все оказывается не так просто: еще трое старых «друзей» – Киллер Крок, Бэйн и Пойзон Айви – разными путями очутившиеся внутри заведения, заранее подготовили все для побега соратника, расставили ловушки и нейтрализовали систему охраны. Но бежать Джокеру некуда и незачем. Бэтмен – его главная мишень, его идея-фикс, его ненавистный антипод. Собрав под своим началом всех освобожденных узников, улыбчивый маньяк открывает сезон охоты на летучих мышей.
Тема психических расстройств настолько гармонично вплетена в мифологию бэтменовской вселенной, что удивляться выбору основного места действия не приходится. Вызывает любопытство иное обстоятельство: концепция Arkham Asylum зиждется на симбиозе реалистичного дизайна декораций и вычурных, как в комиксах, персонажей. Насколько они сочетаются между собой – вопрос открытый. В «реальном» мире Бэтмен – всего лишь обряженный в кевларовые доспехи безумец, прыгающий по крышам и отчаянно сражающийся с нажитыми в детстве страхами. Удастся ли авторам игры справиться с очевидными противоречиями и сделать Бэтмена вновь настоящим супер-героем, а не маской Брюса Уэйна? Еще более необычно смотрятся в таком антураже комиксовые злодеи. Как они почувствуют себя в непривычной обстановке? Разумеется, Аркхэм будет не единственной доступной локацией на карте, но ответственным за визуальный стиль художникам все равно придется поломать головы.
Ужас, летящий на крыльях ночи
Если относительно стилитики Бэтмена остается много вопросов, то перечень навыков героя предельно понятен. Основа боевой составляющей – специально разработанная система комбинаций, позволяющая осыпать противников бесконечным градом ударов и свободно переключаться между целями. В ближнем бою Темный Рыцарь страшен, но еще более страшным он становится, когда незаметно подкрадывается к врагам или пикирует на них сверху. Испуганные внезапным появлением карающей руки закона враги теряют кураж и способность оказывать организованное сопротивление. «Шпионская» составляющая геймплея не ограничивается регулярными наскоками на зазевавшихся противников: она будет пересекаться с решением тех или иных загадок. Где-то необходимо проскочить под носом у охранников, а в другом случае – отвлечь их внимание. Разумеется, огромную помощь в поиске правильных решений окажут разнообразные гаджеты. Помимо канонических бэтаранга и троса с кошкой в список технических приспособлений войдут такие примечательные устройства, как баллончик с распыляемой взрывчаткой, переносной рентгеновский аппарат и сканер отпечатков пальцев.
Темнота – главный союзник Бэтмена. Локации устроены таким образом, что на них всегда найдется место для засад, или укрытий. Однако главной мотивацией к скрупулезному изучению местности станут секретные комнаты и коридоры, таящие дополнительные квесты, за исполнение которых начисляются очки опыта. Они, в свою очередь, используются для модернизации оборудования, применяемого, в том числе, и в бою. Перечень приятных дополнении обещает быть весьма обширным и занимательным. В него войдут и привычные вещи, вроде «улучшалок» для оружия, и что-нибудь более экзотическое. Владельцам PlayStation 3 повезет особенно – они в качестве эксклюзива получат еще и бонусный сценарий с Джокером в главной роли. К сожалению, владельцам остальных платформ уникальный шанс залезть в шкуру самого популярного злодея этой вселенной не представится.
Изначально релиз Batman: Arkham Asylum планировался на начало июня. Трехмесячная отсрочка, надо полагать, пойдет игре на пользу: ажиотаж успеет вырасти, а ответственные за результат разработчики успеют устранить последние ошибки в коде. Осенний сезон начнется с амбициозного и в чем-то даже революционного проекта, сверхзадача которого – утвердительно ответить на вопрос «способен ли Бэтмен быть самим собой в непривычной обстановке?».