Экспериментальное творчество по-своему прекрасно, и далеко не всегда его образцы предназначаются для узкой аудитории тех, кто в теме. Другой вопрос, насколько оно уместно в условиях жесткой конкуренции на современном рынке видеоигр, где гениальность замысла и качество исполнения отнюдь не гарантируют успеха.
За примерами далеко ходить не требуется: японская компания Clover Studio прожила очень яркую, но вместе с тем чрезвычайно короткую жизнь. Созданные ее талантами Okami и God Hand наглядно продемонстрировали, каким неожиданным может быть подход к построению виртуального мира, каким нетривиальным и проработанным может быть геймплей привычного вроде бы экшена с видом от третьего лица. Показав все это, а также ошарашив публику выходящим за рамки обыденного дизайном, студия отправилась ко дну как вспоротый айсбергом «Титаник». Творческие эксперименты так и не окупились звонкой монетой, несмотря на восторженные отзывы со стороны прессы.
После такого фиаско можно было обидеться на весь мир и уйти в монастырь. Вместо этого работники почившей конторы почти полным составом очутились в команде Platinum Games, возглавляемой Ацуси Инабой, бывшим генеральным директором Clover Studio. Что дальше? Признание предыдущих шагов ошибкой или все-таки новый штурм вершин игровой индустрии? Первый из заявленных проектов свидетельствует о том, что сворачивать с пути дерзких изысканий никто из подчиненных Инабы не помышляет.
Монохромное кино
Три цвета: черный, белый и красный. Этого достаточно, чтобы возвести фантасмагорические декорации и заселить их разномастными монстрами. Цель одна — убивать и не быть убитым. Разве это неожиданно? Разве это необычно? Разве это за рамками привычного восприятия? Не задавайте простых вопросов — вы не получите на них простых ответов. Не пытайтесь вычислить эту игру, используя стандартную систему координат. Да, по сути MadWorld — типичный экшен, вот только рассмотреть его суть не так-то просто. Вокруг нее выстроен целый замок художественных решений, вырыт ров дизайнерских идей, а у единственного ведущего внутрь моста посажен на цепь свирепый Цербер, отпугивающий людей с «отформатированным» образом мышления. Мир MadWorld — это ожившие черно-белые страницы комикса, где смерть представлена как комедия, где насилие переплетено с азартом, где черный юмор и подростковый стеб облечены в гипертрофированные и откровенно вычурные формы. В то же время сцены убийств достаточно натуралистичны и порой могут вызывать не меньшее отвращение, чем аналогичные эпизоды из Manhunt или Postal. Сплав брутальной фантастики и безобидной пародии, смесь садистических забав и театрального фарса. Ну а под занавес — потоки ярко-алой крови, украшающие картину урбанистического сюрреализма.
Главный герой достоин спектакля, в котором ему приходится участвовать. Здоровенный детина по имени Джек, отдаленно напоминающий Вина Дизеля в образе Риддика, с бензопилой вместо правой руки и безумным оскалом станет вашим альтер эго. Волею судьбы он оказался гвоздем шоу Death Watch, проводимого прямо на улицах некогда приветливого Varrigan City. Говорят, и сам Джек когда-то был обычным парнем, но все изменилось с приходом банды мутантов и психов, превративших город в арену жестоких сражений, а его жителей — в невольных участников вакханалии. До боли знакомая простота: так же ненавязчиво и бессмысленно начиналась God Hand, такими же колоритными были населявшие ее панки и демоны, да и нынешний протагонист претендует на духовное родство с красавчиком Джином. Разве что у того вместо ампутированной конечности выросла Рука Бога, а у героя нашего времени к руке крепится более весомый «аргумент». Бензопилой Джек орудует направо и налево, используя ее то по прямому назначению, то как механизм для активации разного рода цепных (почти в буквальном смысле) реакций. Враги распиливаются с неимоверной легкостью, будто сделаны из пенопласта, а агрегат заточен острее самурайского меча.
Когда речь заходит непосредственно о боевой части, снова накатывают приятные воспоминания о часах, потраченных на знакомство с God Hand. Механика геймплея, во многом перекочевавшая именно оттуда, стала еще более динамичной, впечатления — еще более яркими. Лишенный цветов антураж помогает сконцентрироваться на драке. Однако глаза не перестают выискивать на переднем и дальнем фоне многочисленные интерактивные объекты, использование которых — самый верный путь к победе. Избиение противников само по себе ничего не дает, кроме эстетического наслаждения, а баллы начисляются только после гибели жертв. Чтобы продвинуться в следующую локацию и добраться до босса, необходимо набрать определенную сумму. Система мотивирует к постоянному поиску новых путей расправы, ведь за красивую комбинацию с использованием кулака, дорожного знака и проносящегося по рельсам поезда призовые окажутся значительно выше, чем за примитивную расчлененку.
Доброта спасет мир?
Основная идея MadWorld заключается в том, чтобы игрок с первых минут входил в кураж и не останавливался вплоть до финала. Минимум пауз, максимум действия и кровопролития — противников хватит для воплощения любых фантазий. Одного распилили пополам, другого насадили на гигантские металлические шипы, третьего упаковали в мусорный бачок и отправили в плаванье по сточной канаве, четвертого нарядили в автомобильную покрышку и мощным рывком извлекли из его груди сердце, пятого... Список издевательств можно продолжать очень долго, тем более в некоторых местах на помощь приходят не только статичные элементы окружения, но и транспортные средства. Давить подонков и наматывать их внутренности на колеса тоже возможно. Самое любопытное во всем этом кровавом цирке — интуитивное управление с помощью фирменного пульта консоли. Хотите использовать пилу — рассекайте воздух резкими взмахами, желаете порвать противника на куски — поднимайте его в воздух и разводите пульт и нунчак в разные стороны. Каждое движение перед экраном телевизора получает логическое продолжение в игре. Вместе с тем не возникает никаких проблем с ориентированием в пространстве и случайным применением атак, поскольку приемы чрезвычайно просты в освоении. После нескольких минут упражнений с нунчаком и пультом игроки наверняка осознают, что полностью раскрыть потенциал игра может именно на Wii, и сотрудничество между Sega и Nintendo в данном случае оправдано на сто процентов.
Впрочем, для Nintendo эксклюзивность может обернуться некоторыми проблемами в области позиционирования и продвижения самой консоли. Репутация Wii как системы для общесемейного развлечения уже серьезно пошатнулась после скандального релиза Manhunt 2 осенью прошлого года. Складывается похожая ситуация, с той лишь разницей, что теперь цензорские и правозащитные организации настроены куда серьезнее. В частности, еще совсем недавно заходила речь о запрете продаж MadWorld на территории Великобритании и Австралии. Вряд ли меры воздействия на самом деле окажутся столь суровыми, но стоит признать очевидный факт: осторожная и рассудительная в вопросах маркетинга «большая N» готова пойти ради этого проекта на открытый конфликт с влиятельными общественно-политическими силами. Видимо, восторженно встреченная на прошлогодней Tokyo Game Show бета-версия продемонстрировала лишь малую часть того великолепия, которое ожидает публику в марте года нынешнего. Игра должна стоить свеч.
Подводя промежуточные итоги, хотелось бы лишний раз подчеркнуть: не воспринимайте нарисованную кровь и виртуальное насилие чересчур серьезно. MadWorld — царство гротеска и площадка для экспериментального творчества талантливых японских разработчиков, вернувшихся в бизнес в том числе ради того, чтобы взять реванш у всей игровой индустрии. Второй шанс выпадает далеко не каждому, творцы из безвременно покинувшей поле боя Clover Studio его определенно заслужили.