Две первые части культовой ролевой серии Gothic купались в овациях и слезах умиления многочисленных поклонников жанра. Но третья изрядно подмочила репутацию игры, в первую очередь из-за многочисленных технических огрехов, отвратительной оптимизации движка и плохо сбалансированной боевой системы. Кроме того, в официальных анонсах нам обещали золотые горы, а получили мы, мягко говоря, горы чего-то, мало напоминающего благородный металл.
Все начать сначала...
Вечные вопросы - кто виноват и что делать - решались студией Piranha Bytes и издателем JoWooD долго и громко. На самом деле в провале виноваты обе стороны: первая, рассчитывая на популярность бренда, схалтурила на определенных этапах творческого процесса, вторая не стала ждать финальной полировки и выложила на прилавки сырой продукт, в который нельзя играть без тонны патчей.
Скандал в благородном немецком семействе закончился тем, что разработку следующей части поручили другой компании - Spellbound. Выбор странный только на первый взгляд: формально эта студия не имеет опыта в жанре RPG, по большому счету она известна лишь тактической серией игр Desperados. Но фактически в составе Spellbound новой "Готикой" будет заниматься команда закаленных ветеранов ролевого фронта, которая когда-то делала именитый ролевой сериал Realms of Arcania. Как бы то ни было, перед поклонниками публично извинились за ошибки прошлого и пообещали все начать "с нуля", пытаясь не восстановить загубленную репутацию, а заработать ее заново. Это отразилось и в названии: цифра четыре в нем вовсе отсутствует, а о том, что перед нами продолжение довольно известной серии игр, догадаются лишь те, кто ранее о ней слышал. Arcania: A Gothic Tale - именно эта игра призвана не только оправдать надежды европейских геймеров, знакомых с данной RPG-линейкой, но и завоевать сердца жителей Соединенных Штатов. Ведь у них слово gothic пока вызывает ассоциации только со средневековым художественным стилем (у некоторых) или с современным музыкальным направлением (у большинства).
Пусть всегда будет солнце!
Еще один безымянный герой
Игра сменила не только студию-разработчика и название - канул в Лету и главный герой предыдущих трех частей. Известный нам по прошлым играм безымянный герой дорвался-таки до власти, стал королем и начал присоединять к своему государству соседние земли. В числе этих земель оказался родной остров основного персонажа Arcania: A Gothic Tale - по прихоти создателей игры у него тоже нет имени. Перед ним трудный выбор: встать на сторону захватчиков или бороться за свободу. В какой момент сделанный выбор станет окончательным и бесповоротным, пока неизвестно. Возможно, непростое решение придется принять в самом начале, возможно - ближе к финалу. Но нам, поклонникам жанра RPG, как всегда, хочется выполнить как можно больше квестов, а потому чем дольше мы сможем сотрудничать с обеими сторонами конфликта, тем лучше. Структура повествования останется прежней: сюжет будет четко поделен на главы. Каждая - лишь часть нашего путешествия по миру "Готики", по ходу которого мы будем исследовать дальние края и перебираться с острова на остров, пытаясь выполнить все задания, раскрыть все секреты и познакомиться со всеми достопримечательностями. Разные климаты, разные архитектурные стили, разная одежда - Spellbound обещает создать по-настоящему неоднородную живую вселенную.
Живую, между прочим, не только внешне. Авторы по давней традиции всех разработчиков ролевых игр, обещают, что каждый наш поступок будет менять окружающий мир, в отдельных случаях до неузнаваемости. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, а тем более - как отзовется дело. Дурная или добрая слава бегут впереди нас: если вы "геройствовали" в одном городе, то стражники другого уже точат на вас алебарды. Согласились взяться за сомнительное задание? Будьте готовы к тому, что другое поручение станет недоступным. Как и в реальной жизни, просчитать все последствия своих действий очень сложно, а потому заниматься этим стоит только в критически важных ситуациях. В остальное же время - просто наслаждайтесь процессом погружения в сказку, которой нам порой так не хватает.
Сделай сам!
Ролевая составляющая в целом изменится мало. Система та же: убиваем врагов, выполняем квесты, зарабатывая таким образом опыт и получая уровни. Каждое повышение уровня дает нам несколько очков, которые можно и нужно потратить на улучшение основных показателей, приобретение навыков и умений, а также на обучение у специальных тренеров. А вот содержимое инвентаря эволюционирует, причем очень серьезно. Помните, в Oblivion мы всегда таскали с собой несколько мечей - магических и из обычной стали, для призраков и для живых, некоторые были заряжены разными стихиями... В Arcania: A Gothic Tale дело обстоит намного удобнее. Все предметы состоят из нескольких частей, тасовать которые можно в любой момент. Пара-тройка рукоятей и лезвий - и оружие на все случаи жизни готово. То же касается и брони. Доспехи нельзя снять с поверженного врага и сразу же надеть на себя: вы подбираете только отдельные части. Соединение этого хлама в достойное целое требует определенного времени, усилий и способностей. Результат стоит того: на получившихся шедеврах можно даже выгравировать свой герб. Принесет ли он какую-нибудь ощутимую пользу, неизвестно, но все равно: пустячок - а приятно.
Значимое новшество внесено в боевую систему. Практически во всех RPG персонаж-маг объективно слабее воина или лучника. Все-таки простая сталь надежнее файерболов, хороший боец сможет постоять за себя и без оружия, а вот волшебник без маны - это, как сказал бы ослик Иа, душераздирающее зрелище. Нам обещают, что в Arcania: A Gothic Tale ситуация изменится кардинально. Заклинания намного сильнее и полезнее, а потому из вспомогательного средства они превратятся в необходимый для выживания навык. В большей или меньшей мере - но использовать колдовство придется в любом случае, каким бы классом вы ни проходили игру. Некоторые "спеллы" позволят даже менять погоду в своих корыстных целях...
Синий туман похож на обман?
Природная красота
Самым уязвимым для критики местом третьей "Готики" было техническое исполнение. Нарекания вызвало буквально все: от общей отлаженности до внешнего вида. Перед релизом нам демонстрировали великолепные скриншоты, на поверку оказавшиеся обработанными в графическом редакторе картинками. Наверное, поэтому к тому фото- и видеоматериалу по Arcania: A Gothic Tale, что уже имеется в Сети, мы относимся с определенной долей недоверия. Но если не учитывать сомнительный опыт прошлых лет, новая "Готика" обещает стать одной из самых красивых игр за всю историю гейм-индустрии. Уже сейчас ее сравнивают с Crysis. Сочные цвета, отличнейшая детализация, грамотный HDR - всем этим продукт обязан движку под названием Trinigy's Vision Engine. Увы, кадров, на которых бы присутствовали модели персонажей или хотя бы животных, пока никто не видел, и на данный момент судить мы можем только о качестве изображения окружающего мира.
Громкий бренд плюс сладкие обещания: Эх, сколько раз мы с вами уже попадались на эту удочку! Верили, ждали, выкладывали свои кровные за диск и: разочаровывались. Если принимать слова разработчиков за чистую монету, у Arcania: A Gothic Tale есть все шансы стать хитом: высокотехнологичный движок, невероятно красивая картинка, любопытная ролевая составляющая и выдающаяся боевая система. А еще опыт ветеранов жанра, сделавших когда-то одну из культовых ролевых серий. До момента, когда мы узнаем, что же на самом деле скрывается за официальными анонсами, осталось не так уж много - релиз проекта назначен на четвертый квартал 2009 года.