Проекты с так называемым «открытым миром» и возможностью самостоятельно выстраивать систему ценностей главного героя приучили нас к одному неприятному стереотипу: если приходится выбирать между Добром и Злом, последнее практически всегда оказывается если не предпочтительнее, то интереснее. Темная сторона силы обладает несравнимо большим потенциалом, так как позволяет не считаться с условностями и интересами неиграбельных персонажей. Как и в многочисленных клонах GTA, где протагонистами выступают бандиты, чумазые отморозки и личности с криминальным прошлым, настоящим и будущим, удовольствие от игры сводится к насилию и разрушениям. Выйти за рамки решаются немногие разработчики, ведь такая схема давно отработана и приносит желаемый успех. Но можно ли сохранить всю прелесть и романтику городских приключений, вернув Добро и Зло на положенные полюса восприятия? Студия Sucker Punch взяла на себя смелость поставить такой эксперимент.
Изолированная среда
Он был самым обычным парнем, ничем не выделявшимся из толпы обитателей Эмпайр-Сити. В его жизни не было ровным счетом ничего необычного вплоть до того дня, когда в городе прогремел страшный взрыв, в одно мгновенье испепеливший несколько кварталов и унесший тысячи жизней. Коул МакГраф — единственный, кто уцелел и смог выйти невредимым. Более того, каким-то чудесным образом он научился аккумулировать в теле заряд электричества и использовать его. Но это не единственное последствие катастрофы. Эмпайр-Сити буквально сошел с ума: его улицы наводнили преступные элементы, а самого Коула выжившие горожане считают соучастником инцидента. Оно и понятно — кто еще мог уцелеть в таком аду, как не организатор? Тем более что именно он доставлял ту самую посылку, в которой оказалась бомба. Все эти домыслы теперь могут стоить парню жизни. Он в бегах. Он против всех. Он пытается разгадать загадку и вывести на чистую воду истинного зачинщика вакханалии.
Критическая ситуация налицо: в городе царит хаос, полиции больше не существует, мирные граждане отчаянно борются за выживание любыми средствами. Между основными актами действия всегда найдется время для интермедий, в которых герой сможет выполнять дополнительные задания. От них напрямую зависит прокачка способностей персонажа, а также отношение к нему окружающих. Изначально мирные граждане воспринимают Коула негативно: они боятся его, считают одним из виновников катаклизма и пытаются сбежать при встрече. Несколько самоотверженных подвигов помогут коренным образом изменить ситуацию. Стоит вытащить девушку из горящего дома, разобрать завалы над оставшимися в помещении жильцами, освободить бьющегося в истерике парня из покореженного и горящего автомобиля, как показатель «кармы» резко пойдет вверх. Молва разнесет весть о подвигах новоявленного супергероя, и при следующей встрече с ним горожане уже не будут столь опасливы. Наоборот, они начнут просить его о помощи, а при случае и сами окажут какую-нибудь услугу. Впрочем, с таким же успехом можно играть в плохого парня и демонстративно игнорировать страждущих.
Борьба за чистоту пейзажей.
Все в ваших руках
Руки у Коула, между прочим, отнюдь не простые: через них выходит наружу сконцентрированная в теле героя энергия. Электричество помогает устранять возникающие на пути препятствия, оно же служит главным, а подчас и единственным оружием против разбушевавшихся бандитов и мутантов. Метание молний и сгустков энергии выглядит эффектно, особенно в сочетании с использованием интерактивных объектов. Сверхъестественная сила позволяет кидаться машинами, устраивать хитроумные засады, спрыгивать с любой высоты на головы неприятелям и создавать всесокрушающую ударную волну. Но у каждой медали есть обратная сторона. Пользоваться огнестрельным оружием Коулу строго противопоказано: пороховые заряды взрываются от малейшего соприкосновения с его высоковольтной натурой. Еще более печальные последствия ожидают при контакте с водой: каждая капля жжется как серная кислота. Это обстоятельство особенно неприятно, поскольку отнюдь не живительная влага в любой момент может политься прямо с неба. А уж сколько ее в подземном царстве метрополитена и канализации лучше даже не думать. Шансов сбежать никаких: остров, где расположен Эмпайр-Сити, полностью отрезан от внешнего мира взорванными мостами. Как бедолага Бэтмен, Коул МакГраф заперт в своем Готэме и обречен довести до конца правое дело.
Каждому Бэтмену нужен свой Робин. Несмотря на то, что Коул утратил большинство старых связей, один друг остался верен ему. Зик — классический вспомогательный персонаж. Он подбрасывает необходимые для дальнейшего продвижения идеи, содействует в решении некоторых загадок и делает то, на что в силу специфики организма не способен главный герой. В частности, именно Зик активно использует богатый арсенал огнестрельного оружия и прикрывает тылы. Его участие становится еще более ценным, когда Коул разучивает новые приемы, требующие длительной перезарядки. В определенной ситуации лучше высадить в рядовых врагов лишнюю обойму, чем истратить попусту запасы энергии. Они непременно пригодятся для более крепких противников, в том числе боссов. Стоит учитывать и тот факт, что сам Коул электричество не вырабатывает. Подзаряжаться ему приходится от внешних источников, коих достаточно много, но не у каждого можно надолго пристроиться: неприятель присутствует в поле зрения практически постоянно и передышки не дает.
Ничем не хуже персидского Принца.
Знай и люби свой город
Так или иначе, устройство Эмпайр-Сити придется тщательно изучать. Своей изворотливостью и пластичностью Коул напоминает еще одного супергероя — Человека-Паука. Ему ничего не стоит вспорхнуть на отвесную стену, забраться по водосточной трубе на пожарную лестницу и уже с нее в считанные секунды залезть на крышу здания. Если вас восхищали акробатические этюды из Assassins Creed, будьте готовы испытать новый культурный шок при знакомстве с inFamous. На всем пространстве города нет недоступных участков. Нужно лишь внимательно оглядеться по сторонам и понять, где пролегает маршрут. Открывать новые пути необходимо постоянно: это экономит время и позволяет оставаться невидимым как для врагов, так и для пугливых горожан. Присутствует и чисто эстетический момент: бродить по крышам, быть наблюдателем порой не менее приятно, чем принимать непосредственное участие в событиях. Как и в Grand Theft Auto, огромный город живет по своим законам, люди занимаются какими-то делами, а прекрасные восходы солнца сменяются не менее прекрасными закатами.
Значение проекта для PlayStation 3 трудно переоценить. В закромах приставки осталось не так много эксклюзивных проектов, способных привлечь широкую аудиторию. inFamous чудесным образом сочетает в себе черты GTA-клонов и героических комиксов, при этом не стремится поразить запредельной жестокостью. Разработчики предлагают альтернативный взгляд на популярную концепцию, и кто знает — быть может, если эксперимент завершится удачно, игроки переоценят каноны жанра.