Один из самых популярных игровых сериалов может похвастаться необычной судьбой. У него был блестящий дебют, настолько яркий и ошарашивающий, что сами авторы признавали свалившийся на них успех неожиданностью. Первая часть фактически дала молодой индустрии новый жанр, новый вектор развития, новые рамки осмысления видеоигр как элемента современного искусства и поп-культуры.
Дело даже не в том, что в повседневный обиход ворвалось понятие . С выходом Resident Evil в марте 1996 года окончательно и бесповоротно наступила эпоха <взрослых> игр, стоящих на тех же трех китах, что и кинематограф: сюжет, режиссура и зрелищность. То, что происходило в следующее десятилетие, можно называть по-разному. Кто-то считает, что, реализовав сразу все задумки, разработчики погрузились в пучину кризиса идей. Иные аналитики придерживаются версии искусственного замораживания удачной концепции, страх отойти от которой сковал продюсеров.
Так или иначе, уже с первого сиквела отчетливо обозначилась стагнация, а с третьей части началась откровенная деградация. Из года в год игроков встречал один и тот же антураж, одни и те же способы запугивания, решаемые по единому принципу головоломки и беспомощные зомби в качестве основных противников. Сюжет постепенно вырождался в унылую белиберду с мыльным привкусом. Характеры персонажей от раза к разу становились все более прямолинейными и предсказуемыми. Главного антагониста, Альберта Вескера, из расчетливого и стильного подонка превратили в какого-то нелепого комиксового злодея, совершающего нелогичные и откровенно глупые поступки и сопровождающего их дурацким смехом. Вселенная Resident Evil росла вширь, обзаводилась разнообразными ответвлениями, экранизациями, литературными переработками, но никак не хотела развиваться.
Ветер перемен или новый штиль?
Кроме всего прочего, боссы Capcom умудрились два раза подряд сделать ставку не на тех партнеров. Сначала на потерпевшей фиаско Dreamcast была выпущена Resident Evil Code: Veronica (версия для PS2 последовала значительно позже), затем и вовсе был заключен договор об эксклюзивном сотрудничестве с Nintendo, в результате чего прекрасно выполненные римейки ранних частей и более-менее привлекательная история Resident Evil Zero оказались доступны лишь узкой аудитории владельцев GameCube. После затяжной серии чувствительных коммерческих неудач в головах руководителей издательства наконец что-то щелкнуло, благодаря чему было принято принципиальное решение: Resident Evil 4 должна стать прорывом в новую эпоху. Было свернуто эксклюзивное сотрудничество с Nintendo, а игровую концепцию переработали начисто. Были вложены немалые средства в обеспечение самых передовых графических технологий. Как итог: Resident Evil 4, лучшая игра 2005 года по версии профильной прессы и специалистов в области компьютерных технологий.
Ждать от Capcom двух прорывов подряд было бы слишком наивно. Нынешний продюсер сериала Дзюн Такеути даже не пытается скрывать намерение идти по протоптанной тропе. Примерно так можно перевести его слова из одного недавнего интервью: "Три года назад мы создали прочную основу для новых эпизодов. Resident Evil 5 - логическое продолжение Resident Evil 4. Наша основная задача - раскрыть потенциал проекта на консолях нынешнего поколения". Что под этим подразумевается, догадаться несложно. Раскрытие потенциала бросается в глаза сразу же - это великолепная графика. Поражает не только обилие деталей близкого окружения, но и проработка пейзажа до самой линии горизонта. Стоит также учесть, что события теперь разворачиваются преимущественно под палящим солнцем. Если раньше недостатки дизайна можно было окутать вечным мраком ночи или спрятать в темных уголках тускло освещенных канализационных катакомб, сейчас необходимость в каких-либо уловках отпала. То же самое в определенной степени касается спецэффектов. При переходе из тени на освещенные участки камера на несколько мгновений <слепнет>. Отдаленные объекты немного искажены идущим от песка жаром. По словам разработчиков, если герой будет слишком долго оставаться без влаги, ему начнут грезиться миражи. Что делать, таковы особенность пустыни, ведь место действия - знойная Африка, куда занесло одного нашего очень старого знакомого.
Герои из нашего времени
Основная сюжетная линия сериала в свое время удачно поделилась на две параллельные ветки. Одна группа героев путешествовала, начиная с дебютного эпизода, другая - с Resident Evil 2. Между собой они практически не пересекались, за исключением RE Code: Veronica, где в качестве действующего лица присутствовала Клэр Рэдфилд, бывшая напарница Леона Кеннеди из RE2. Сам Леон на пару с Бэрри Бертоном (персонажем второго плана из оригинальной RE) успел поучаствовать в недоразумении RE Gaiden, выпущенном на Game Boy Color. Игра категорически не понравилась публике, а ее события были вычеркнуты из официальной легенды сериала, поскольку мешали в создании следующих сиквелов. Леон Кеннеди и завязанные на него персонажи вернулись в Resident Evil 4. Принцип разделения ответвлений снова соблюден: Resident Evil 5 рассказывает о новых приключениях Криса Рэдфилда, протагониста первой части.
После уничтожения трансконтинентальной фармацевтической корпорации Umbrella, занимавшейся тайными разработками в области биологического оружия, Крис без работы не остался. Бывший спецназовец решил посвятить жизнь борьбе с биотерроризмом и вступил в ряды организации BSAA (Bioterrorism Security Assessment Alliance). Судьба долго бросала его по разным уголкам мира, и всякий раз бравый солдат с честью выходил из самых трудных ситуаций. Однако худшее было впереди: тревожные сигналы поступили из западной Африки. Судя по свидетельствам немногочисленных очевидцев, дело касалось странной болезни, которая убивала людей, но после смерти жертвы ее тело продолжало функционировать, и кто-то его загадочным образом контролировал. Кто может стоять за таким безобразием? Разумеется, Альберт Вескер, в руки которого попал вывезенный из Испании образец паразита las plagas (именно на этом моменте закончился дополнительный сценарий Эйды Вонг в Resident Evil 4).
Обязанности вспомогательного персонажа достались новичку. Агент Шева Алома молода, красива, грациозна. Вместе с тем она опытный боец, готовый прикрыть напарника и помочь ему в трудную минуту. Авторами предусмотрен кооперативный режим прохождения для двух игроков. Если возникнут какие-то проблемы со связью в Интернете и второй игрок неожиданно отключится, управление его героем перейдет к компьютеру. Удаленный пользователь может в любую минуту вернуться в онлайн и снова перевести управление помощницей на себя. Действия в команде подразумевают не только распределение обязанностей, но и ответственность за партнера. Если Шева ранена и ей нечем восполнить силы, придется пожертвовать аптечкой. Не сомневайтесь: подруга поступит точно так же в аналогичной ситуации. Варианты взаимной поддержки в бою будут самыми разнообразными, именно вокруг них построена игра. Акцентирование на экшене лишний раз подчеркивает уход от классических принципов <ужастика>, руководствуясь которыми сериал прожил почти десять лет.
Боевая готовность №1
Resident Evil больше не survival horror. По данному поводу многое было сказано и написано три года назад, теперь тенденция стала еще более очевидной и, скорее всего, необратимой. Сами разработчики предпочитают называть свое детище survival action, но за этим фиговым листком спряталась страшная правда: вместе со старой концепцией осталась в прошлом и атмосфера гнетущего страха. Теперь основа игры - чистый экшен, разбавленный примитивными головоломками и приключенческими элементами.
Арсенал оружия огромен. Как и в предыдущей части, можно находить на поле боя и покупать в магазинах различные модификации пистолетов, дробовиков, автоматов, снайперских винтовок, а также ножей. Кроме того, определенную нишу в боевой системе занимают приемы рукопашного боя. Здесь ярче всего проявляются индивидуальные черты персонажей и база для взаимодействия. Крис атлетичен, Шева быстра и изворотлива. Сочетание этих качеств позволяет эффективно обороняться от большинства рядовых противников, независимо от их численного превосходства.
Впрочем, враги тоже не так просты. Паразитический организм las plagas подарил им не только повышенную устойчивость к повреждениям, но и коллективный разум, умеющий заманивать в ловушки, окружать и отрезать пути к отступлению. Единственное, чему он их так и не научил, - обращаться с огнестрельным оружием. Зато любые подручные средства идут в ход. В основном это все те же орудия крестьянского труда, что были у испанских фермеров: вилы, кирки, лопаты. И, конечно же, бензопила, которую таскает до боли знакомый здоровяк с мешком на голове.
Список монстров более разнообразен: присутствуют в нем как мутировавшие представители африканской фауны, так и люди, ставшие жертвами лабораторных экспериментов. Наиболее крупным образцам генетических извращений традиционно отведена роль боссов. По сравнению с предыдущей частью пятая более насыщена действием, более динамична. Сведен к минимуму раздражающие возвращения в уже пройденные локации. Присутствует и некоторое количество необычных эпизодов, которые сами разработчики называют мини-играми. В одном из видеороликов был продемонстрирован заезд на джипе по пустыне. Крис управлял машиной, в то время как Шева отстреливала монстров из установленного в кузове пулемета.
По версиям ведущих игровых сайтов и журналов Resident Evil 5 входит в число самых ожидаемых проектов 2009 года. Тот редкий случай, когда повышенное внимание публики спровоцировано не щедрыми обещаниями разработчиков, а твердой уверенностью в итоговом продукте. Единственное, чего хочется искренне пожелать Capcom, - не повторять прошлых ошибок и не превращать удачную концепцию в священную корову. Но это вопрос будущего, а пока мы вместе с остальным миром ждем одну из главных игр грядущей весны.