Чтобы представить себе идеального шпиона, достаточно вспомнить любой эпизод"Бондианы": красавец-мужчина в цвете лет, на нем одинаково хорошо сидит и смокингс бабочкой, и обтягивающее трико для ночных вылазок. В него моментально влюбляютсяженщины, но он остается холодным и неприступным, как Форт-Нокс. Он прекрасный актер,готовый сыграть любую роль, он бесподобный любовник, если нужно соблазнить строптивуюбрюнетку и выудить из нее информацию, он великолепный игрок, способный по заказу выложитьна стол флеш-рояль и одним ударом загнать шар в дальнюю лузу от трех бортов. Но самоеглавное - он всегда чувствует себя победителем и никогда не унывает. Растиражировавэтот образ в кино, деятели шоу-бизнеса не преминули перетащить его и в видеоигры.Однако жанровым разнообразием публику баловать не стали, а принялись скармливатьей похожие один на другой боевики.
Амбициозный проект Alpha Protocol претендует на то, чтобыразорвать порочный круг. Сохраняя эстетику шпионского триллера, студияObsidian Entertainment готовит к выходу ролевую игру в духе своихранних работ, к числу коих относятся признанные хиты Star Wars Knightsof the Old Republic II: The Sith Lords и Neverwinter Nights 2.Воспринимать обещание, безусловно, стоит с осторожностью: несмотря на богатыйопыт разработчиков в области Action/RPG высшего класса, добиться оптимальногобаланса между сюжетной составляющей и геймплеем будет очень непросто.Стандартные схемы построения сценария и виртуального мира здесь не подходят- во многом требуется свежий взгляд и нетривиальный подход.
Пешка, рвущаяся в ферзи
Разведчик Майкл Тортон попал примерно в ту же ситуацию, что и всем известный агент №47. Родная организация предала его, отправив на задание, с которого он не должен был вернуться никогда. По крайней мере, в прежнем статусе. Едва появившись в пункте назначения, Майкл узнал, что его разыскивают как опасного преступника. Кому взбрело в голову устроить заговор? Зачем? И главное - что теперь делать? Лишившись поддержки государства и оказавшись на другом конце света, Майкл должен постепенно вернуть честь и репутацию, а заодно разобраться с обидчиками.
Ключом к пониманию того, как строить расследование, становится изучение окружающего мира и активное общение с его обитателями. Многие элементы подобной системы напоминают об одном из главных хитов прошлого года - могучей Mass Effect. Точно так же вы можете затевать разговоры с любым встречным и выуживать нужную вам информацию, используя различные способы давления. Один собеседник испугается физической расправы, с другим придется долго и упорно торговаться, а с дамами можно будет и пофлиртовать. Отвечая на чужую реплику, вы должны выбирать не из конкретных вариантов ответов, а из их эмоциональной окраски. Она может быть вежливой, агрессивной или нарочито холодной. При этом разговор идет в реальном времени, так что прикинуться тормозом и битых два часа обдумывать, как себя вести, не удастся. Если вы будете молчать слишком долго, персонаж покинет место встречи. Хуже того, далеко не всегда правильная схема действий угадывается сразу.
Необходимо уделять внимание и манипуляциям с собственным образом, благо, школа шпионско-актерского мастерства у Майкла вполне достойная. Налепив усы и сделав модную прическу, он моментально превращается в стильного, располагающего к доверию ловеласа. Но стоит ему выбрить затылок и нахмурить брови, как перед нами предстанет суровый и очень "конкретный" человек, который не любит неправильные ответы.
Еще один повод вспомнить о Mass Effect - масштабность действия. Конечно, речь не идет о межгалактических путешествиях, и спасать вселенную от катастрофы вам не придется, зато самые разнообразные уголки матушки-Земли в полном вашем распоряжении. Ближе к середине повествования межконтинентальные перелеты превратятся в обычное дело: побывать предстоит и на Ближнем Востоке, и в России, и в центральной Европе, ну и, конечно же, в "родных" Соединенных Штатах Америки. По прибытии в новую страну первым делом необходимо позаботиться о подпольной штаб-квартире. Там можно держать гардероб, лишнее оружие (таскать с собой все сразу не получится), выходить на связь с поставщиками амуниции и прочими полезными людьми. В общем, настоящее шпионское логово, причем абсолютно безопасное для своего обитателя. Обжившись и узнав необходимые данные от местных информаторов, рано или поздно вы нащупаете ниточку, ведущую к продолжению линии сюжета.
Тема подруги главного героя раскрыта.
Огнем и хитростью
Все перестрелки происходят в реальном времени, благодаря чему Alpha Protocol легко перепутать с обычным экшеном с видом от третьего лица. Однако вовсе не обязательно изображать Рэмбо. Стиль схваток не продиктован какими-либо предварительными установками - вы формируете и исповедуете его самостоятельно на протяжении всего пути. Отсутствует как таковая система классов, ставшая стандартом для ролевых игр. Ее заменяют десять поддающихся прокачке показателей, благодаря которым персонаж развивается либо в духе лихих шутеров, либо в соответствии с канонами настоящих шпионских боевиков. У обоих направлений есть свои плюсы. Если вы все-таки решили действовать открыто и шумно, то обретете много ценного вооружения и возможность делать боезапас на некоторое время неисчерпаемым. В свою очередь лазутчик имеет больше шансов пробраться в секретные локации и получить множество призов, а также он совершенствует меткость до такой степени, что начинает укладывать врагов с одного выстрела. К победе, так или иначе, приведут обе тропинки, да и объединять их никто не запрещает.
Любопытно выглядит список вооружения. В отличие от прочих элементов, здесь авторы позволили себе выйти за рамки реальности, добавив к привычному "огнестрелу" образцы из научной фантастики. Воевать разжалованному агенту Тортону помогают разнообразные гаджеты, использующие электромагнитные поля и звуковые волны, спутниковую связь и лазерные технологии - да здравствует "Бондиана"! Кроме того, Майкл изрядно преуспел в изучении единоборств - для скрытного прохождения приемы ближнего боя незаменимы. Остается надеяться на сознательность Obsidian Entertainment и на то, что они не наделят шпиона переносными нейтронными бомбами и костюмом, спасающим от их воздействия. А то, знаете ли, чуть-чуть за гранью получится. За гранью логики и вменяемости.
Еще один фактор, влияющий на прохождение, - предыстория протагониста. Никакого деления на классы по понятным причинам не планируется, но в начале игры можно будет выбрать специализацию персонажа. Очевидно, что это лишь задаст начальный вектор развития. В дальнейшем же у вас будет возможность не только перекроить умения Майкла, но и улучшить любимое оружие, придав ему повышенную скорострельность, точность, убойную силу и прочее. Такая вот поблажка для манчкинов.
Умения героя будут напрямую связаны с тем, как он действует. Постоянно устраивая кровавые перестрелки, Майкл научится лучше целиться, а его руки станут меньше дрожать. Если обманутый шпион решит постоянно использовать один вид оружия, то и обращаться с ним будет гораздо искусней.
Любое оружие, амуницию и оснащение придется покупать. Для этого существует целая сеть подпольных точек сбыта, с хозяевами которых тоже придется налаживать контакт.
Пока трудно однозначно судить о перспективности Alpha Protocol. Строением мира, запутанностью сценарных ходов и множественностью путей достижения цели она вызывает ассоциации с лучшими образцами жанра Action/RPG. Что послужит мотивом для игры в шпиона, если будет возможность взять любое укрепление штурмом? На этот вопрос авторам придется ответить, тщательно выстроив баланс сил и сведя к минимуму ненужные стычки. Потенциал проекта огромен, осталось не расплескать его из-за мелочей. В любом случае Alpha Protocol определенно не пройдет незамеченной. Obsidian Entertainment - известная студия, за ее играми публика следит крайне пристально. Повышает интерес к проекту и его антураж: мы уже привыкли, что если много сражаемся, то против эльфиек с третьим размером груди и карапузов с кольцами на шее и наколками на пивном брюхе. А тут - заговор, правительство и "Бонд" на веревке. Такое пропускать нельзя!