Компания Bioware хорошо известна любителям жанра RPG: они делают лучшие в мире игры этого жанра. Шутка ли – что ни проект, то хит. Причем со временем сотрудники студии не зазнаются и не теряют квалификации: успешной была и Baldur’s Gate, и Star Wars: Knights of the Old Republic, и Neverwinter Nights, а Mass Effect по праву стала одной из лучших игр 2008 года.
Долгострой бывает разный
Само собой, настолько замечательные продукты нуждаются в преемниках, то есть в проектах, которые собрали бы воедино все лучшее, что было сделано за долгие годы. Таким идейным наследником стал Dragon Age – долгострой совершенно особого рода, из тех, чей выход задерживается по объективным причинам, а не из-за лени или неорганизованности разработчиков. Ведь Bioware не просто делает вариацию на тему Dungeons & Dragons или Lord of the Rings – в течение нескольких лет пара человек с нуля придумывала абсолютно новую вселенную с обитателями и историей за пять тысячелетий. Более того, специально для Dragon Age: Origins было создано три новых языка. Амбиции Bioware настолько велики, что в какой-то момент было принято решение отказаться от традиционных для фэнтези рас – эльфов и гномов. Правда, серьезно к этой идее не отнеслись и лишь слегка изменили созданные во «Властелине колец» образы. Остроухие – не Высшая Раса, а обычные бунтовщики, пытающиеся решить свои проблемы. Гномы – просто чуть пониже ростом и живут под землей, а так ничем не отличаются от нас, хомо сапиенсов. Войны, катаклизмы, периоды подъема и спада, образование новых государств и втаптывание их в прах через несколько веков – все это только присказка, сказка будет впереди. Причем сказка интерактивная в самом полном смысле этого слова: нам обещают не просто пару-тройку альтернативных концовок-видеороликов, а зависимость окружающего мира от каждого нашего поступка.
Путешествовать мы будем по королевству Ферельден (Ferelden). Господа из Bioware говорят, что это государство отличается от нашего разве что возможностью использовать магию и нестандартными национальностями. В остальном же – все, как у нас: госструктуры, образование, денежная система, социальная иерархия. Ключевое слово – логика. Все происходящее вокруг игрока связано между собой причинно-следственными связями, ничто не случается просто так, и нам предстоит в этом убедиться.
Сейчас кому-то будет больно
Принц или нищий
Начать игру можно представителем одной из трех рас – эльфом, гномом или человеком. Стартовых классов тоже лишь три – воин, маг, вор. Но, набирая опыт, мы получим возможность перейти в другую, более продвинутую, категорию. Достаточно будет и промежуточных классов – скажем, магов, умеющих с пользой помахать мечом, или бесшумно передвигающихся ассасинов. В общем, ролевая система Dragon Age предполагает невероятно разветвленное дерево навыков и спецспособностей. Кроме того, любой класс можно развивать двумя совершенно разными путями и создать совершенно разных персонажей. Но на этом генерация героя не заканчивается. Нам предстоит решить, какое место в общественной структуре он занимает: простолюдин или аристократ.
Эти три фактора – социальная принадлежность, раса и класс – влияют не только на первые пару часов игры, но и на последующие сюжетные перипетии, а также на отношения с окружающими. К аристократу все будут обращаться с почтением, но за пределами пышных дворцов могут попытаться выпустить кишки. Напротив, у бедняка не так много денег и связей, но преступный мир придет ему помощь именно тогда, когда необходимо. Эти же три фактора определят вашего заклятого врага (не путать с главным злодеем!), с которым вы обязательно впоследствии сойдетесь в бою. На репутацию влияют не только врожденные характеристики. Используемая практически во всех RPG шкала «хороший/плохой» здесь приобрела совершенно необычную форму. Если вы постоянно совершаете добрые дела и разве что нимба над головой не имеете, вовсе не факт, что везде вас будут встречать улыбкой и благодарить. Некоторые, напротив, будут подозревать бог весть в чем только из-за того, что вы чересчур безупречны. И наоборот, плохая репутация может дать возможность покаяться, стать на путь исправления и тем самым завоевать расположение того или иного NPC.
Колдунья за работой
Если с другом вышел в путь…
По просторам Ферельдена вы будете бродить не в одиночку – к игроку сможет присоединиться несколько товарищей. Кстати, вовсе не факт, что дальнейший путь они проделают в согласии. Компаньоны будут ссориться и мириться, одобрять или осуждать ваши поступки, а в самом крайнем случае, если вы совсем уж сильно их заденете, могут покинуть партию и даже напасть. Кстати, с особами противоположного пола возможен даже роман, но навязывать его по сюжету никто не будет. Однако думаю, что вряд ли кто-то откажется.
Наблюдать за своим альтер-эго и партией придется из-за плеча персонажа или – такая возможность прорабатывается – от первого лица. Но при встрече с врагами и переключении в режим боя камера взлетит, и ее положение трансформируется в знакомый по Neverwinter Nights и Baldur’s Gate вид сверху. В любой момент битву можно приостановить, чтобы раздать приказы своим союзникам. Впрочем, можно отдаться на волю AI, управляющего их действиями. Только учтите, что разные приказы будут выполняться в течение разного времени. Одно лишь колдовство может осуществляться в пяти режимах: от мгновенного (instant) до ритуального (ritual). Конечно, в последнем случае период подготовки будет существенно длиннее, но и результат получится более впечатляющим.
Графически Dragon Age тоже удивит среднестатистического непритязательного любителя RPG. Скажем прямо, хороших игр этого жанра выходит не так уж много, чтобы мы могли себе позволить крутить носом и придираться к количеству полигонов на одну модель. Но где-то глубоко в душе все равно лелеем мечту увидеть действительно красивую сногсшибательную картинку. Bioware решила превратить эту мечту в реальность. Разработчики создали для Dragon Age не только уникальную вселенную с многовековой историей, но и свой графический движок Eclipse. Уровень детализации просто потрясает воображение: в глазах монстров вы увидите отражение местности, на замочной скважине сундука – узоры охранных рун. Это не удивительно: ведь нам обещают по два миллиона полигонов на одну модель! Само собой, все NPC нарисованы с использованием технологии motion-capture.
Любимые многими фонтаны крови никто не отменял
Этот безумный, безумный, безумный мир
В битве особенно замечательно демонстрируется интерактивность окружающего мира. Сражающиеся не просто стоят друг против друга и машут железками – они перемещаются и используют все детали интерьера. Скажем, маг может спрятаться за поваленным деревянным столом и метать оттуда файерболы, и чтобы его достать, нужно сначала уничтожить этот несчастный стол. А большой, практически непобедимый монстр может быть повержен, если один боец будет его отвлекать, а второй тем временем вонзит кинжал в единственное уязвимое место. Ударив врага возле моста, вы перекинете его через перила, а с силой толкнув в грудь – заставите пролететь с десяток метров и, возможно, врезаться спиной в какой-нибудь твердый предмет. Практически каждая пылинка будет отзываться на наше воздействие, а значит, предоставлять массу тактических возможностей.
Вселенная Dragon Age не подразумевает одни лишь драки да поединки. Более того, разработчики всячески подчеркивают, что в ряде ситуаций куда выгоднее решить проблему мирным путем, то бишь разговорами, разговорами и еще раз разговорами. Выбирать наиболее корректную фразу не придется – вы выбираете тип реакции: гневную реплику, радостную ухмылку или индифферентный взгляд в сторону. Доступны даже столь обожаемые девушками многозначительные взгляды.
Не забыла Bioware и о мультиплеере. Конечно, ведь именно ему во многом обязана своим успехом Neverwinter Nights. Поэтому кампания, сюжет которой нам так и не раскрывают, будет существовать в двух вариантах: сингле – для любителей гордого одиночества, и кооперативе – для совместного прохождения. Пока не ясно, будут ли они совпадать или различаться по фабуле. Предусмотрены разнообразные инструменты и редакторы для создания как небольших модов, так и полноценных кампаний.
Планы на Dragon Age: Origins у Bioware внушительные. Речь идет о совершенно новой вселенной, лицензии на которую будут не раз и не два выкупать другие игродельческие конторы. Более того, канадцы даже заикались о фильмах и книгах, созданных по мотивам Dragon Age. И, думается, все у них получится. Графика, боевая система, диалоги, ролевые элементы – все это не просто улучшено, все сделано с нуля и сделано на качественно другом уровне, коренным образом отличающемся от того, что мы видели раньше.