Три уникальных расы — каждая со своим неповторимым стилем игры.
Смесь исторических реалий с вымыслом.
Система рейтингов и званий при игре через Интернет.
Наличие морских сражений. Абордаж и тараны прилагаются.
Можно создавать собственных юнитов, вооружая их на свое усмотрение.
Подробная анимация зданий, войск и техники.
Несмотря на упоминание лишь одной древнегреческой общины в названии, "Войны Древности" рассказывают историю сразу трех цивилизаций — собственно спартанцев, персов и египтян. На каждую из них выделено по целому набору войск и зданий различной целевой направленности, отдельной кампании и кучке героев, стремящихся привести родное отечество к победе. Отличий между ними предостаточно: персы делают ставку на слонов и верблюдов, спартанцы — на собственные кулаки, а египтяне таскают с собой целую колоду экзотических личностей. Какую бы из сторон вы ни выбрали, придется заново привыкать к ее особенностям, хоть общие правила развития похожи.
Мухи отдельно от котлет
"Спарта" оставляет странное ощущение. С одной стороны имеем набор штампов, знакомых по сотне аналогичных проектов, с другой — ворох свежих идей, меняющих представление о том, "как должно быть". Здесь нет привычных конвейеров, производящих солдат согласно установленным заготовкам. Вместо этого — примитивный редактор юнитов, позволяющий выбирать для каждого конкретного типа войск свое вооружение. Та же пехота может таскать с собой короткий меч и лук одновременно, просто меч и щит, одно единственное, но очень длинное копье или все вышеперечисленное в различных вариантах компоновки.
Вопреки негласным правилам, сложившимся за годы существования жанра, вооружение здесь идет отдельной статьей. Павшие солдаты оставляют за собой не разноцветные пятна, а вполне всамделишные детали экипировки, которые можно собрать с помощью обыкновенных крестьян, с детства питающих страсть к мародерству. Те же самые вещи открыты для самостоятельного изготовления в кузнице, и игнорировать их разработку не получится — без оружия ваше войско сгодится лишь в качестве мишеней.
Подобная схема серьезно затягивает развитие, и к ее наличию лучше приготовиться заранее. На разработку технологий по производству мечей, луков, копий и щитов уходят тонны леса и масса времени, да и возня с редактором юнитов может отнять немало сил. Как и в реальной жизни, "спартанская" армия требует еды и соответствующего снаряжения, без которых ее эффективность будет не выше, чем у ясельной группы детсада, вооруженной пластмассовыми ведрами. В таких условиях ни о каких атаках неприятеля через пару минут игры речи идти не может.
Все дело в деталях
До последнего времени о "Спарте" было известно немного. Сославшись на желание доработать игру, воронежская студия проигнорировала ряд тематических мероприятий, в том числе и лейпцигскую выставку Game Convention. Судя по всему, в этом был свой резон — даже в виде предварительной версии, попадающей в руки прессы, "Войны Древности" смотрятся на удивление законченно. Так что, если издателю придет в голову отложить намеченный на декабрь запуск еще на месяц-другой, подобный шаг можно будет простить. Как и в ситуации с налогообложением, здесь главное — знать, что затраты пошли на благо.
Уже сейчас в глазах художников World Forge "Войны Древности" выглядят практически безупречно, и охотно избегают чрезмерной условности, преследующей львиную долю стратегий. Только здесь корабли, сходящие со стапелей, на них же и строятся, а не появляются из загадочного здания размером с деревенский туалет. Сперва появляются шпангоуты, за ними — обшивка, и лишь потом на потихоньку сползающей галере достраивается верхняя палуба, места для гребцов и мачта. Рядом с кузницей снует худощавый работник, таскающий уголь, на ферме трудится пахарь, а на неторопливо плывущих по морю кораблях пыхтят неутомимые гребцы. После бездушных строений, без лишних церемоний выплевывающих заданное количество юнитов, такая любовь к деталям поражает.
Вниз по лестнице
Впрочем, рано или поздно любые дизайнерские изыски отойдут на второй план и останется "голая" концепция со своими достоинствами и недостатками. Разобравшись с непривычной системой организации армии и вдоволь насмотревшись на шумные морские сражения, вы останетесь один на один с хрупким балансом. Понять, насколько уравновешены огромные слоны персов и спартанские атлеты, получится не сразу. Десяток миссий за каждую сторону расставит по местам лишь основные моменты — за подробностями придется шагать на просторы Сети, где вас будут ждать сотни страждущих.
Три уникальных расы, знакомая "решетка" с командами управления юнитами, система рейтингов для желающих сразиться через Интернет… "Спарта" отчаянно напоминает творчество Blizzard. Сотрудники World Forge сделали все возможное, чтобы их творение было максимально похоже на мировые образцы. Не учли лишь одного — той самой простоты, которая и стала причиной популярности Starcraft, Warcraft и иже с ними. Излишне перегруженные схемы строительства и система производства юнитов станут якорем, который до последнего будет тянуть вниз позицию "Спарты" в рейтингах. Но это — неизбежная плата за совершенство. Настоящее искусство никогда не было массовым.