На данный момент "Комбат" пребывает в той самой замечательной стадии разработки, когда охотно верится, что все недостатки будут обязательно исправлены, и получится не очередная военная стратегия, а настоящий блокбастер. Текущая версия игры работает на удивление стабильно и в целом оставляет впечатление грамотно оформленной в машинный код идеи. Ее создатели, похоже, хорошо понимают, что они хотят сделать, но еще не до конца решили, как.
Слово за слово, удар за удар
Целевая аудитория "Комбата" — не военно-исторические маньяки, собственноручно выпиливающие модели танков времен Второй мировой из дерева ценных пород, а менее категоричные люди. Здесь в выполнении боевых задач помогает в первую очередь не тактическая выучка, а самый обыкновенный здравый смысл. Двух одинаковых сражений вы, скорее всего, не увидите: компьютер, руководствуясь ему одному ведомым алгоритмом, старается вести себя непредсказуемо, и при переигрывании одной и той же миссии строит атаки и защиты по-разному. Тут уж не до тонких расчетов.
Огромная карта размером аж до двадцати пяти квадратных километров является местом проведения целой дюжины последовательно связанных между собой боевых задач. Между миссиями нам демонстрируют красивую и очень наглядную тактическую карту местности с флажками, стрелочками и прочими условными обозначениями: здесь враг захватил деревню, а здесь у него штаб-квартира, поэтому контратаковать будем соответствующим образом.
При такой внешней простоте механизмы, при помощи которых добывается победа, весьма нетривиальны — приходится держать в голове уйму различных факторов. Наших офицеров самым непосредственным образом интересуют вопросы пищи, снарядов и горючего для танков — если противник перережет пути снабжения, то сердце нашей атаки биться перестанет, а солдаты начнут медленно помирать с голоду. А подкрепления, вызванные в одной из миссий, хоть и перейдут в следующую, в решающий момент могут оказаться практически бесполезны — враг "проглотит" их вместе с основными силами, даже не поперхнувшись.
Несмотря на давность описываемых событий, выглядит "Комбат" современно: трехмерный движок с удовольствием вертит камерой, рисует листики-травинки и особенно падок на взрывы в пол-экрана величиной. Благодаря этому даже приличной мощности компьютеры сдаются без боя, хотя, скорее всего, вопрос оптимизации кода к релизу будет решен. Именно по этой причине мы не увидим в игре осколков гранат, разлетающихся по обсчитываемым в реальном времени траекториями, "честного" расчета зоны видимости, терраморфинга и прочей ерунды, которую издатели так любят писать крупными буквами на коробках с игрой. Проблем с реализацией подобных вещей нет, но даже битва пары дюжин танков в таких условиях уничтожит ваш процессор, взорвет мозг и надолго испортит настроение.
В плане собственно игры пока особых претензий не предвидится: летят самолеты, танки горят, солдаты рвутся на минных полях, а артиллерийский обстрел шутя сравнивает с землей небольших размеров деревушку. Боевые единицы не особо путаются в ландшафте и друг в друге, а танки не давят собственных пехотинцев. Кроме того, имеется неплохая система повреждений — у техники, к примеру, мотор или экипаж портятся по отдельности, с соответствующими последствиями. В любой момент игру можно запаузить, отдышаться, выпить чаю и отдать парочку свежих приказов.
С другой стороны, происходящее выглядит излишне сумбурно и порой напоминает детскую игру в снежки: кидай в ближнего, а там разберемся. Да и баланс между различными видами войск пока что далек от идеального. Подчас хочется наплевать на тактику, заорать что-нибудь патриотическое, выделить всех зеленой рамкой и послать на передовую. Так что ругать или хвалить "Комбат" прямо сейчас, пожалуй, не стоит — слишком много вещей еще может измениться, слишком о многих аспектах игры нельзя ничего сказать определенно. Разве что, судя по заявлению авторов, в выходящей осенью игре будет единственная кампания — за союзников. Поиграть же за русских или немцев получится только с выходом соответствующих продолжений. Ох уж эти чертовы сериалы...