Вся трилогия, включая финальный эпизод Also Sprach Zarathustra — единая история, разбитая на три главы. Определение "сага" здесь как никогда уместно, поскольку события растянуты во времени и затрагивают порой такие фундаментальные темы, рассуждать о которых в контексте "развлечение для детей" просто нелепо. Вынесенные в подзаголовки каждой из трех частей фразы на немецком языке вовсе не случайность — они позаимствованы из названий книг Фридриха Ницше, с философией которого перекликается существенная часть сюжетной линии. На многих идеях великого мыслителя строится раскрытие характеров ключевых персонажей и их мотивации. Казалось бы, все так серьезно и запущено, но на самом деле перед нами всего лишь видеоигра жанра RPG со всеми сопутствующими и вытекающими.
Торжество человеческого разума
В соответствии с изначальным замыслом Такахаси Xenosaga является приквелом другой известной ролевой игры — Xenogears. Костяк Monolith Software действительно состоит из ряда бывших сотрудников Squaresoft (ныне Square Enix), трудившихся над созданием одной из самых спорных RPG для PS one, но прямой связи между обозначенными проектами все равно не существует. В качестве сцены для Xenosaga выступает самобытная футуристическая вселенная, населенная необычными людьми, боевыми машинами и странной расой Gnosis. Между первыми и последними идет война, но вовсе не она является истинным центром притяжения — главная битва происходит в душе каждого из героев. Их характеры ярки, индивидуальны, каждый из них движется к своей цели.
Такахаси, как и Ницше, пытается донести до нас относительность многих незыблемых на первый взгляд понятий, в частности таких, как Добро и Зло. Помимо прочего, вся серия буквально кишит самыми разнообразными символами, явными и скрытыми отсылками к работам Канта и Юнга, библии, каббале, античной философии и мистицизму. Степень концентрации поднимаемых социальных, психологических, религиозных вопросов местами откровенно зашкаливает, но в то же время не мешает стройному развитию повествования. Беда в том, что начинать знакомство с серией не то что с третьей, даже со второй части практически бессмысленно. Не зная начала истории и предшествующих событий, неимоверно трудно понять всю сложность взаимоотношений героев, весь драматизм ситуации, всю масштабность действия. Поэтому завязка Also Sprach Zarathustra людям "со стороны" не скажет практически ничего.
Третий акт начинается спустя год после окончания событий второго эпизода. Героиня все та же — юная научная работница Сион, трудившаяся над изобретением прототипа механического солдата, способного противостоять Gnosis. Разочаровавшись в своем прежнем работодателе — компании Vector Industries, которая оказалась напрямую причастна ко всему творящемуся во вселенной кошмару, она присоединяется к группе Scientia. На радость тем, кто проспал предыдущие серии, в игру включат раздел Xeno Bible, где в любой момент можно осведомиться об основных понятиях и событиях из вселенной саги, дабы хоть немного сориентироваться в пространстве.
Другой взгляд на мир
Xenosaga — игра, в буквальном смысле зацикленная на сюжете. Если в других случаях вас в первую очередь заботит, как заработать новый уровень или выучить новую магию, то здесь вся суть сводится к тому, чтобы ничто не мешало наслаждаться сценарием. В ранних частях некоторые ролики могли продолжаться до двадцати минут (!) чистого времени, диалоги казались бесконечными и крайне заумными. Но вышеописанная концепция и есть то, ради чего вы садитесь именно за эту игру. Так что, если для вас определяющим фактором является экшен, то лучше даже не начинать. И дело отнюдь не в том, что боевая система сама по себе плоха, вовсе нет. Просто она — лишь дополнение к главному, и отсечь ее от формы то же самое, что убрать из книги слова, оставив пустые страницы.
Изменения по сравнению с предыдущей частью ожидаются значительные, но в основном — ретроспективные. По-прежнему отсутствуют столь ненавистные многим поклонникам жанра random encounters, или, говоря более понятным языком, выскакивающие из-за угла монстры. Враги видны на общей карте, и с большинством из них вы можете избежать нежелательной встречи. Если таковая все же произошла, то действие переносится на выхваченную крупным планом локацию, где вступает в свои права классическая пошаговая система боя.
Система "зон поражения" канула в Лету, уступив место привычной атаке конкретного противника. Боевые роботы A.G.W.S (Anti-Gnosis Weapon Systems) вновь стали полноправными участниками спектакля, и игроку придется немало повозиться с подготовкой их боевого оснащения. Возвратились упраздненные во второй части "базовые атаки" и индивидуальные схемы развития навыков для каждого из семи доступных персонажей (Ethers и Tech Attacks), а также деньги и магазины. Вместе с ними добавилась и некая увлекательная мини-игра, состоящая аж из пятидесяти с лишним раундов
Грани добра и зла
Что же до внешнего вида, то еще одного революционного переворота в стилистике визуального оформления, какой случился между первым и вторым эпизодом, не ожидается — Xenosaga останется такой, какой мы увидели ее год назад. А вот по поводу музыкального сопровождения вновь могут разгореться споры. Безусловно, композиции Юки Кадзиура (Yuki Kajiura) из Jenseits von Gut und Bose имеют свою ценность, однако сравнение с сопровождавшими оригинал пафосными творениями Ясунори Мицуда (Yasunori Mitsuda) в исполнении Лондонского Филармонического Оркестра они выдерживают слабо. Впрочем, все равно оценить Xenosaga целиком мы сможем лишь тогда, когда все три ее части соединятся в единое целое. И ждать осталось совсем недолго.
964 Прочтений • [Превью: Also Sprach Zarathustra] [21.05.2012] [Комментариев: 0]