В однородной массе, которую поначалу представляет собой вселенная Spore, появляется существо, тут же принимающееся за поглощение любой биомассы в пределах видимости. По достижении определенного уровня сытости оно приходит к примитивной мысли о размножении и откладывает яйцо. После этого у игрока появляется возможность подправить путь эволюции и, в зависимости от съеденного, выбрать форму и содержание следующего поколения. Например, если изначально у вас была бесформенная амфибия, то можно превратить ее в амфибию с двумя ложноножками или даже в целую инфузорию-туфельку, и так далее. В том, что церковь, обеспокоенная популяризацией Творца, наверняка наложит на Райта анафему, сомнений почти не остается.
Искусственный отбор
Мир Spore состоит не только из вашего существа, но и из целой экосистемы, причем формируется она двумя путями. Первый и самый простой — игра сама генерирует окружающий мир, заполняя все пустоты и населяя океан и сушу. Второй, наиболее сложный и в то же время наиболее предпочтительный, предполагает наличие некоего сервера, на который все игроки мира закачивают своих существ в различные периоды их существования. Каждый раз, переходя на новый "уровень", ваше "дитё" обретает окружающую среду, состоящую из элементов, скачанных из Сети.
Грубо говоря, если в следующей генерации вы запланировали трехногого недодельфина, то в окружающую среду добавятся какие-нибудь ящеропеликаны и девятилапые кальмары, которых создали почитатели работ Грегора Менделя. Встретив другое существо, вашему подопечному придется либо догонять его, либо убегать самому в зависимости от личного профиля: скромный вегетарианец или кровожадный хищник. Причем, кровожадный в буквальном смысле слова — убив противника, можно слопать его с потрохами, восстановив здоровье и хорошее настроение.
Моя семья и другие животные
Но мышцы и рефлексы не позволят изобрести колесо, научиться разводить огонь и заниматься безопасным сексом — только интеллектуальное развитие приведет вашего урода к прогрессу. Модернизировав на очередном этапе мозговую часть, существо начинает с интересом относиться к различным предметам, в изобилии раскиданным на лоне дикой природы. Взяв в руки легендарную палку-копалку, ваш кролик-мутант станет серьезной угрозой окружающей среде, а, объединившись с себе подобными, сможет организовать настоящий социум, основанный на племенной модели общества.
Так из деревни вырастет город, из маленького шатра вождя родится огромная инфраструктура, а примитивные потребности разбавят целые хлопья пожеланий вида "хочу развлекаться" и "где мои носки, блин". Учитывая же, что очаги разума имеют дурную привычку возникать в нескольких местах сразу, стоит всегда помнить, что вы даже при самом удачном раскладе не станете единственной расой на планете. На этом этапе появляется следующая цель игры: объединение племен и народов стандартными методами — дипломатией, торговлей и, разумеется, войной.
Высшая раса
Как следует поднаторев в науках, лучшие умы вашей цивилизации изобретут летающие тарелки и межзвездные перелеты. Открыв еще одну населенную планету, можно вступить в извечный спор за недвижимость или начать потихоньку выкрадывать аборигенов, изучая их и устанавливая контакты хоть третьего, хоть первого рода. А можно вообще никого не трогать, занявшись заселением необитаемых планет. Технологии терраформинга позволят насытить свежеоткрытый шарик атмосферой, а от желающих выехать на ПМЖ в соседнюю галактику отбоя не будет уж точно.
По аналогии с существами, обитаемые планеты не берутся из недр генератора случайных чисел, а приходят в ваш мир с сервера. Уилл Райт, съевший не одну собаку на системе "частных модификаций", обещает, что желание игроков вносить какие-то изменения в игру будут логически увязаны со "стандартными" вариациями, рожденными дизайнерами Maxis. Как показывает практика, элементы, создаваемые другими игроками не только могут, но и должны быть интереснее тех, что предоставляют разработчики. Так что, когда ваше племя одноухих крокодилов встретится с одноглазыми человекоподобными лошадьми, вы вспомните собственное детское желание скрестить циклопов с кентаврами и поймете, что не одиноки на этом свете.