Вот, к примеру, несколько известных на сегодня фактов: мир увеличится втрое и будет разделен на аналогичное число областей — снежный Нордмар, равнинную средневековую Миртану и пустынный Варрант; число поселений возрастет до 20, а количество гильдий и доступных главному герою специальностей — до 6. Вдобавок нам вручат несколько сотен различных видов оружия и около пятидесяти заклинаний. Но главное, конечно же, не это. Изюминка "готического" сериала — живой, реалистичный мир и опьяняющая свобода, заставляющая буквально жить в игре. Именно в ней авторы и сосредоточили главный центр тяжести Gothic 3. Если в релизе будет все то же, что сейчас красуется в пресс-релизах, то нас ждет нечто невиданное.
Средневековый Спартак
Помимо наличия полноценной вселенной творчество Piranha Bytes всегда отличалось живыми, яркими персонажами, сопровождавшими игрока на протяжении всей серии. По дороге к финалу мы раз за разом встречали старых друзей, каждый из которых играл важную роль в сюжете. С самого начала "Готика" рассказывала по сути одну историю, связанную общими героями, местом действия и логично выстроенной цепочкой событий, что обеспечивало протрясающий эффект присутствия. Следуя традиции, третья часть начнется ровно там, где закончилась Gothic 2: безымянный герой прибывает с Хориниса на континент, где его взору предстает удручающая картина тотальной агрессии орков против людей, закончившаяся поражением последних.
В рамках сюжетной линии нас ждет невиданная степень свободы: герой сам решит — разжигать редкие очаги сопротивления "зеленой" экспансии или же, наоборот, встать на скользкий путь служения оркам. Если подобная развилка — лишь временное отступление, которое окольными путями рано или поздно выведет нас на главную дорогу основного сюжета, то будет обидно. Но если за этим все же последуют параллельные и независимые друг от друга сюжетные линии, то Piranha Bytes может смело выбирать себе место для прижизненного монумента.
Впрочем, вышеупомянутая "изюминка" состоит вовсе не в сюжете или в продвинутой системе оценки действий героя и реакции на них со стороны NPC. И не в том, что игрок сможет одновременно присоединяться сразу к нескольким фракциям — тут Gothic 3 лишь следует стандартам жанра, нашедшим воплощение в Morrowind, Oblivion и Fable. Возможность поднимать за собой на восстания целые поселения, воздействуя на некий коллективный AI жителей — вот это уже нечто уникальное.
Без любви
Несмотря на столь революционные новшества, банальная генерация персонажа по-прежнему не пользуется популярностью на родине Ницше. Нам достанется все тот же герой, но в отличие от предыдущих серий он не будет неофитом в рваных тряпках, хотя его изначально лишат всех заклинаний. Куда логичнее было бы предусмотреть возможность переноса сохраненного профиля главного героя из второй части в третью. Однако перспектива заново выстраивать баланс отпугнула разработчиков. Сказались и технологические отличия предыдущих частей от Gothic 3, откровенно проигрывавших в этом плане не только своему преемнику, но и основным конкурентам.
На сей раз, заручившись финансовой поддержкой издателей, немцы лицензировали сразу несколько сверхновых технологий, которые по идее должны поставить проект на одну ступень с Oblivion. Прорисованные до мельчайших деталей локации снабдят уникальной для каждой местности флорой и фауной, а загружаться они будут в буквальном смысле "на лету". Исправили дизайнеры Piranha Bytes и другие старые "болячки" серии. Так, в мире "Готики" наконец-то появятся щиты и адекватная поддержка "мышей". Герой сможет использовать одновременно два оружия — по одноручному мечу или топору в каждой руке. А количество комбинаций ударов увеличится в разы — даже стандартная атака изначально будет построена на основе серии шлепков.
В то же самое время, останется и часть прошлых грехов: безразмерный инвентарь, здорово бьющий по атмосфере, и примитивная ролевая система. О возможности убедить кого-то, очаровать или обмануть, используя профильные ролевые параметры и навыки, можно сразу забыть. Не сможем мы также купить свой собственный дом или завязать романтические отношения. Впрочем, атмосфера "Готики" никогда не располагала к мещанским вольностям.
Тем не менее, у Gothic 3 радужные перспективы, особенно в России и на исторической родине. Но, как известно, судьба многих проектов сегодня зависит от продаж за океаном. До сих пор в Америке творчество Piranha Byte не получало признания, на которое немцы вправе рассчитывать по многим причинам. Аналогично не купался в золотых фонтанах и прямой конкурент "Готики" — Morrowind. Лишь Oblivion в буквальном смысле прорубил окно в Новый Свет. Удастся ли тот же маневр Gothic 3 — вопрос принципиальный даже не с точки зрения признания заслуг сериала в Америке.
Еще свежа в памяти печальная судьба Troika Games, выпустившей Vampire the Masquerade: Bloodlines и так и не дождавшейся оваций. Если подобная участь постигнет Piranha Bytes, жанру будет нанесен удар, от которого он долго не сможет оправиться. Один из выходов — ориентировать игру не только на PC-аудиторию, но и на платформы — именно этим путем пошла Bethesda. О кросс-платформенности же Gothic 3 пока ничего не известно. Но если адаптация на консоли все же произойдет, то лучше сразу закрыть глаза на некоторые уступки в угоду консольной аудитории: уж лучше "Готика" с упрощениями, чем упрощения без "Готики".