Уже давно мультиплатформенные игры не выглядят столь тускло. Угловатые модели бравых военных словно кричат своими двухпиксельными ртами — почто, мол, пожалели полигонов? F.E.A.R.? Battlefield 2? Зачем, когда буквально в любой аптеке можно купить RenderWare и сделать все что угодно: от трехмерного тетриса до GTA San Andreas. И еще внукам останется, моды клепать. Поэтому картинка уже с первых пресс-релизов смотрела на нас невыразительная. Глаз порой цепляется лишь за спецэффекты. Взрыв поливает дождем осколков прилежащую местность, раскуроченный танк красиво полыхает, а брошенная в здание граната на пару секунд застилает помещение правдоподобным дымом. Но кого волнует качество прорисовки щетины у постового фашиста? Главное — сколькими способами его можно будет убить! Зарезать, застрелить, удушить, вколоть яду или проскользнуть за его спиной, незаметно выкрав из кармана ключ? А то, что оккупированная Франция не играет всеми цветами «фотошопа», это мелочи.
Кадры решают все
Из отряда спецназовцев уволили Водителя, Сапера и Подводника, поделив их обязанности между оставшимися членами сборной. Плавать теперь умеют все, Берет запросто взорвет что угодно, а легендарный автомат, который завсегда брал на миссию Водитель, теперь можно отобрать у каждого убитого немца. Это заметно упростило игру. Право же, зачем кидать монетки и ползать с удавкой, когда можно взять "Шмайсер" и изрешетить десяток часовых, лениво прячась в кустах? Конечно, открытых перестрелок хватало и в прошлых частях Commandos. Но по глупости поднятая тревога осложняла прохождение миссии раза в два, а в отдельных случаях означала немедленный провал. Здесь же можно устроить показательный расстрел постовых с применением взрывчатых веществ, а на расположенной в сотне метров базе никто даже не шелохнется.
Смерть тактики
Однако интересные тактические находки имеются. Шпион, заваливший обычного рядового, отошедшего в сторонку для справления вечернего моциона, не сможет так просто подойти к Генералу. Немцы делятся на 4 звания: от рядового до гестаповца. Рядовой спокойно покурит рядом с переодетым сержантом Шпионом, однако настоящий сержант за десяток секунд признает неприятеля. Одаренные же высшими званиями нацисты за версту чуют подвох, и отлавливать их придется по отдельности. Пожалуй, это единственный stealth-action момент, которым имеет смысл пользоваться. Всяческие камушки и монетки сделаны скорее для привлечения старых игроков, нежели глуповатых немцев. Еще оригинальнее решена "проблема" трупов. Помните, как Берет торопливо пихал убиенного часового в бочку с топливом, а Шпион тащил отравленного лейтенанта чуть ли не на виду у всего Вермахта, лишь бы побыстрее скинуть его под ближайшую лестницу? Отныне через 10-15 секунд любой труп исчезает, не оставив даже одежды или оружия.
Недостаток IQ компенсируется очередью из "Шмайсера"
Смиритесь — былой цепочки из сложнейших и изящных тактических загадок не осталось. Есть лишь среднего пошиба клон Call of Duty, с чисто символическими остатками былого симулятора спецназа. Многие миссии — чистое "мясо", вы и еще пара отрядов союзников ведете бой в открытом поле; побеждает тот, кто быстрее и точнее стреляет из автоматов и пулеметов. Портит и без того тоскливое зрелище туповатый искусственный интеллект, причем как подопечных, так и немцев. Оставленный без присмотра боец не сможет сам застрелить прущего на него одинокого фашиста. Если последний вооружен пистолетом, он планомерно, аккуратно перезаряжая обоймы, расстреляет доблестного члена британских SAS. Лучше сразу проходить миссию одним персонажем (это вполне реально), либо надежно прятать нерадивых союзников в оврагах, сараях и подвалах — живыми хоть останутся. Хотя погибнуть в любом случае сложно. Даже расстрелянный 10 нацистами снайпер будет лишь "тяжело ранен", и доброго размера аптечка мигом приведет его в чувство. К счастью, враги подобными методами не пользуются. Зато они любят неожиданно появляться из воздуха у игрока за спиной.
Победа унификации
Тем не менее, в Commandos Strike Force можно не только играть, но даже пройти целиком. Некоторые уровни поражают былым размахом, красотой и приятными мелочами. А если выставить уровень сложности Hard, появляется хоть какой-то смысл прохождения "втихую" — убивают практически парой выстрелов. За мутные текстуры "спасибо" скажут владельцы компьютеров трехлетней давности: Pentium 4 1.7 ГГц, 256 Мб оперативной памяти и видеокарты уровня GeForce 4 будет вполне достаточно для комфортной и успешной игры. Не удивлюсь, если Commandos Strike Force почти в неизменном виде портируют на мобильные телефоны и КПК. Настоящая победа мультиплатформенности над графикой.