Не переставая улыбаться, детище Kuju Entertainment четким ударом левой ноги отправляет зрителя в мир воспоминаний. Воспоминаний о первой восьмибитной приставке, оранжевых картриджах и крохотных мониторах с "защитным экраном". О том, как на поле выбегали смешные большеголовые футболисты и с бешеной скоростью гоняли состоящий из нескольких квадратиков мяч. Тогда еще играли Марадона и Ван-Бастен, а Руни и Месси собирались пойти в детский сад. Приставки "повзрослели", подросшие спортсмены пришли на смену предыдущим, но Sensible Soccer с тех пор почти не изменилась.
Другая игра
Забавные человечки за прошедшие годы не стали красивее и сексуальнее — лишь обзавелись современными технологиями. Выполненная по технологии cel-shading игра превращает картинку в некое подобие мультфильма — Sensible Soccer 2006 выглядит словно комикс, внезапно спрыгнувший с пыльной полки и пустившийся в пляс. Трудно сдержать улыбку, глядя, как кочевряжатся в воротах голкиперы, реагируя на особо сложные удары, или как бедный человечек пытается с горя обхватить свою огромную голову крохотными ручонками, увидев перед собой желтую карточку. Глядя на однотонное зеленое поле, "картонных" зрителей на трибунах и простые серые квадраты меню, осознаешь, что находишься в самом центре художественного эксперимента. Слева — Малевич, справа — Магритт, а посередине — собственно Sensible Soccer 2006. При этом не возникает и тени сомнения, что в случае надобности тандем Kuju-Codemasters мог создать сколь угодно красивую игру. Но это убило бы всю атмосферу напрочь.
Игровая механика Sensible Soccer существенно отличается от таковой в иных футбольных симуляторах. Если в FIFA 2006 передачи делаются либо в ноги, либо в свободное место, куда тут же врывается наш футболист, а в Pro Evolution Soccer есть замечательная возможность делать пас произвольной силы в выбранном направлении без привязки к игроку, то в Sensible Soccer все иначе: куда пас направлен, туда он и полетит. С одной стороны, это усложняет даже самые простые действия на поле. С другой — подобная схема управления позволяет закручивать такие карусели, что той же FIFA не пригрезятся и в самых сладких галлюциногенных мечтах. Здешние спортсмены запросто могут садануть по угловому флажку или со всей мочи отправить мяч на трибуны вместо того, чтобы пасануть ближайшему партнеру. Похоже ли это на настоящий футбол? Да нисколько.
Играй как Бэкхим!
Иными местами Sensible Soccer напоминает регби и ему подобные виды спорта: все бегают, сталкиваются лбами, а толку никакого. Силовая борьба ведется на любом участке поля и, в буквальном смысле, изо всех сил — по-другому здесь мячи никто не отбирает. Управляемые компьютером игроки не стесняются хулиганить, причем безо всякого посвиста со стороны судьи, что заложено в местные правила игры. Кроме того, скорость игры настолько велика, а камера подвешена так высоко над полем, что порой творящееся "под ногами" превращается в какой-то чудовищный фарс: мяч снует между разноцветными кружочками словно метеор, а каждое редкое осмысленное действие воспринимается как личная победа. Особенно хороши дальние закрученные удары: почему-то вратари очень любят их не замечать, что порождает уйму голов, поразительных в своей красоте и курьезности.
Никаких лицензий национальных футбольных федераций у этого чуда, разумеется, нет, поэтому фамилии реальных игроков авторам пришлось уродовать. В этом сотрудники британской студии преуспели настолько, что догадаться о том, какой перед вами футболист, иной раз не получается даже по клубной принадлежности и амплуа. Правда, всех этих Бэкхимов и Ларссинов при желании можно переименовать в прилагающемся редакторе, а на просторах Интернета можно даже найти небольшую утилиту, делающую эту нехитрую работу за вас.
Решение же о покупке Sensible Soccer 2006 придется принимать самостоятельно. С одной стороны, это очень простая, милая и смешная игра ностальгического характера, управляющаяся шестью кнопками, из которых четыре — стрелки, и не требующая слишком многого от игрока. С другой — она, как все веселое и яркое, слишком быстро надоедает. Впрочем, вы всегда можете увеличить ей жизнь сетевой игрой, пробовать которую лучше всего на пару с другом, сидя за одним компьютером. Совсем как в старые добрые времена.