Со стороны это напоминает кадры из военно-исторической хроники, этакое переиздание классики. С левого края поля идут, облаченные в шикарные бронзовые кирасы, римские легионеры. Бряцают круглые щиты, колышутся в такт сотням шагов плюмажи из перьев на головах. А с правого — подкрадывается малочисленная македонская фаланга, выстроенная широкой дугой. Пять минут до битвы. Сейчас заорут полководцы, и...
Здесь очевидцы расходятся во мнениях. Согласно официальным учебникам, македонские воины пропускают удар по центру, за счет мобильных флангов окружают римлян и разделывают их в труху, не давая даже взмахнуть короткими мечами. По мнению же сотрудников Stainless Steel, из толпы македонцев вылетает вооруженное до зубов чудовище по имени Александр (конечно же, это не Колин Фаррелл, и даже не Брэд Питт — все гораздо серьезнее) и с улюлюканьем изничтожает пол-легиона единым махом. Немая сцена.
Стройные толпы
Несмотря на такие несоответствия истории, стратегическая часть Rise & Fall (RF) получилась весьма лаконичной и в целом удачной. Создатели не стали гнаться за статистикой и путать зрителя десятками типов зданий и войск. Пара видов пехоты, стрелки, конница и несколько специфичных для каждой национальности боевых единиц — вот и весь ассортимент. Зачем нужны лучники и что может сделать с вражьим отрядом боевой слон, ясно и без дополнительных инструкций. Дальнейшее зависит исключительно от вашего тактического гения, которому слегка помогут его подчиненные.
Собираясь в одном месте достаточно большой группой, солдаты одного рода войск умеют стихийно объединяться в отряды, вывешивать над собой соответствующий флаг, выстраиваться в некое подобие формации и даже что-то горланить хором. Столь элегантным образом игра избавляет нас от ненужной возни, позволяя обойтись без цифровых обозначений отрядов. Правда, в боевых условиях от этой стройности не остается и следа: пехота бежит в атаку первобытной толпой, лучники путаются под ногами у копьеносцев, а некоторые и вовсе далеко не с первого раза понимают, что им нужно куда-то идти.
Еще больше портит картину хромающий на обе ноги баланс: максимальное количество солдат в армии невелико, производятся они пачками и очень быстро, да и стоят сущие копейки. В результате штурм городов начинает напоминать штамповочный конвейер — на место убитых защитников из близлежащей казармы тут же вылезают новые. Спасают положение только герои и катапульты — без них бой может продолжаться хоть пять часов с сохранением статус-кво.
Остерегайся моего меча!
Особыми пунктами программы значатся городские и морские сражения. Обезумевшие всадники носятся между зданий, словно иностранцы в дебрях московского метро. Лучники, засевшие за бойницами каменных башен, грохаются вниз со стрелой в горле. Сбегающие с галер легионеры под градом стрел раскладывают на берегу деревянные помосты, на которых тут же начинается жуткая мясорубка, а уцелевшие после столкновения судов стрелки добивают пытающихся спастись вплавь. Однако самым главным источником веселья остаются герои — по одному с каждой воюющей стороны.
Обычный по своей сути, но очень толстокожий юнит по нажатию одной кнопки становится главной фигурой, и на определенное время игра превращается в экшен от третьего лица. Время жизни супермена ограничивается параметром "усталость", который расходуется по мере получения повреждений. Для убийства любого противника таким атлантам редко требуется больше одного удара или выстрела, так что, при грамотном применении один в поле воин, и еще какой! Вот только кривость управления, ни на что особо не влияющая во время массовки, моментально начинает раздражать в такие моменты.
Дело закрыто
Столь вопиющая несбалансированность Rise & Fall стала результатом сложной судьбы проекта. В процессе разработки студия Stainless Steel закрылась, и доделывала игру уже совсем другая команда. Доделывала подгоняемая издателем, и, судя по всему, без особого энтузиазма, превратив потенциально сильную игру в скучную вечеринку. На ней великолепные и по-настоящему интересные идеи сидят по разным углам, а между ними бродят грустные хозяева дома — Александр с Клеопатрой — и пытаются всех развлечь. Гости забредают сюда, болтают со всеми по очереди и уходят прочь. Искать праздник повеселее.