Барселонские творцы пошли даже немного дальше и добавили в Вечную Войну третью сторону — нейтральную, состоящую из душ тех, кто на Страшном Суде отказался грызть дурацкие яблоки в Эдеме и в то же время по ряду причин не попал на адскую кухню. Под командованием генерала Дракуса армия повстанцев борется за независимость и планирует организовать Королевство Свободных Людей прямо посреди райских кущ. С такой постановкой вопроса ни в какую не хочет соглашаться ангел Саддиэль, выгнанный с Олимпа за споры с начальством, и его закадычный враг — демон Баал, мечтающий о единовластии. Познать Евангелие в таких условиях у вас не получится, но этого никто и не требует.
Смерть — детям
Игра приветствует своего зрителя громогласным "Фолен лордс кондемнейшон!", не оставляющим никаких сомнений, что вы попали четко по адресу. Вместо единственной кампании, сеющей доброе и вечное в сердцах игроков, на выбор предлагается аж целых три — по одной за каждую из сторон, включая нерешительные Мертвые Души. Начать лучше всего с первой — именно она научит вас худо-бедно обращаться с инструментарием. Ангельская карьера стартует с роли молодого рекрута, поступающего на службу Саддиэлю. Небольшой тьюториал выжмет все соки, пока вы будете привыкать к странному управлению, чересчур жизненным ограничениям и неприкрытой ничем дистрофии персонажа. Впоследствии тело поменяется неоднократно, но тренировочные задания надолго останутся в памяти.
Здесь дизайнеры Novarama допустили одну, но фатальную ошибку: с первых же кадров их детище вызывает единственное желание — наплевать на весь этот библейский кавардак и никогда к нему не возвращаться. Кошмарная система фехтования, слабость большинства героев и скудность местных аптекарей заставляют проходить одни и те же уровни до бесконечности. А когда тебя одевают в шкуру девятилетнего юнца с несформировавшимися крыльями и деревянным мечом и отправляют помогать здоровенному бугаю, становится и вовсе не по себе. Толстощекий ангелок носится по выгоревшим холмам, машет бутафорским клинком и с трудом успевает завалить пару-тройку демонов из десяти. Через полчаса мучений уровень детской смертности начинает зашкаливать за все разумные пределы.
Туше!
Не многим лучше ситуация и с остальными персонажами — в одиночном бою против нескольких врагов практически все они оказываются беззащитны; не помогает ни богатый ассортимент холодного оружия, ни совершенно бесполезные луки. Внятная боевая система, похоже, не присутствовала даже в дизайн-документе Fallen Lords. Вместо нее — хаотичное давление по кнопкам с указанием направления удара. Вот только пока вы будете замахиваться для сокрушительной оплеухи молодецким мечом, вас успеют неоднократно ткнуть и… сбить удар. Замах, еще замах, за ним третий — в таком ненавязчивом ритме может пройти вся битва, а ваш протеже ни разу не стукнет противника. Сходить с ума и разыскивать кнопку "блок" бесполезно — ее место здесь занимает эффектный прыжок назад, прямо на лезвие другому врагу.
Говорить, что при таком раскладе страдает динамика боя, как-то даже неприлично. Пока Данте, поправляя челку, эффектно разделывается с десятками куда более коварных оппонентов, последователи Саддиэля, Дракуса и Баала с трудом расправляются с парой-тройкой. "Машите тщательнее!", — советуют авторы. Спасибо, но что-то не хочется. К счастью, ситуация в корне меняется, когда в компанию к отщепенцу дают отряд таких же головорезов или сажают на лошадь. Первые исправно бегают за командиром, откликаясь на примитивные команды, а строптивый скакун хоть и отказывается ездить задом, охотно топчет попадающуюся по дороге солдатню. В такие моменты Fallen Lords становится похожа на легкую прогулку, не требующую ровным счетом никаких усилий, — за вас все сделают сослуживцы или адский конь внушительных размеров. Зато отпадает надобность в боевой системе, о которой так много чуть выше.
После подобных просчетов не беспокоит ни феноменальная тупость врагов, ни отсутствие озвученных диалогов, на которые у горячих испанских парней, похоже, не хватило финансов, ни практически полное отсутствие звуков и музыки. В безмолвном мире мы прогуливаемся на фоне тоскливых пейзажей, читая диалоги-ни-о-чем и периодически сражаясь с еретиками за микроскопические средневековые деревушки и свалки металлолома. Вы все еще считаете, что битвы между ангелами и демонами должны выглядеть иначе? Тогда выбросьте эту дурь из головы и спуститесь на землю — в моде давно иные ценности.
Будь с краю
На своем месте в Fallen Lords находится лишь анимация персонажей и заглавная композиция. Вы никогда не спутаете карапуза в белой рясе, неуклюже размахивающего коротким мечом, и неповоротливого Шезму, ворочающего массивным топором. Вдохновляющий же на подвиги марш с самых первых нот настраивает на эпический размах предприятия. Однако спустя всего какие-то полчаса любоваться жестикуляцией героев надоедает, а от положительного настроя не остается и следа. Библейский конфликт оборачивается локальной стычкой районных гопников, наставляющих друг другу синяки за неправильно выбранное место жительства. С одной стороны, понять испанских кутюрье можно — тяга к монументальным картинам присуща практически всем творцам, независимо от национальности. С другой — в случае неадекватной ее реализации крайним оказывается не художник, а зритель, получающий вместо масштабного полотна дешевую репродукцию "на тему".