Именно это спасает дополнение от емкого и не совсем приятного определения "пакет новых миссий плюс еле заметная работа над ошибками". Появление трех наций — Испании, Рейнского Союза и Варшавского Герцогства — поначалу кажется тем самым незначительным нововведением, оправдывающим желание разработчиков получить новые деньги за старый товар. Но многие ли из вас знакомы с историей борьбы Испании за свою независимость от Наполеона и его амбиций или с тем, как австрийцы пытались реабилитироваться после унизительного для себя Пресбургского мира? В образовательных заведениях общей направленности такие вещи обычно не проходят; "Казаки" же, наоборот, охотно делятся со своим зрителем ценной информацией. И суть не в том, что "Битва за Европу" оперирует историческими фактами — этим грешат сегодня многие, а в том, как она это делает.
Исторический блокбастер
Помимо трех вышеназванных стран здесь представлена и сама Франция периода заката наполеоновской эпохи. Все четыре кампании иллюстрируются подробнейшими, живо написанными историческими справками, а миссии выстроены таким образом, что каждый следующий сеанс "политинформации" ждешь, словно продолжения лихо закрученного блокбастера. Стараниями сценаристов GSC Game World мы получили настоящий интерактивный учебник, изучать который не только полезно, но и по-настоящему интересно.
Закрепляют столь продуманный подход к освещению истории собственно сражения: возможность лично выиграть Бородино или битву при Ватерлоо — настоящий подарок всем ценителям. Помимо этого среди тринадцати новых карт можно найти и знаменитую лейпцигскую "Битву народов", Аустерлиц и "Битву при пирамидах", проходившую во время египетской кампании Бонапарта. В этом отношении дополнение даже превосходит оригинал, где исторических баталий было значительно меньше.
Моральная победа
Во всем остальном перед нами все те же "Наполеоновские войны", где стратегия в том понимании, которое нам привил сериал Civilization, имеет второстепенное значение. Главное тут — битвы, для проведения которых "Казаки" предлагают внушительный набор тактических уловок, приближающих проект к так называемым "воргеймам". Формации отрядов, их расположение на местности, дальность стрельбы, уровень выносливости и морали — все это имеет решающее для победы значение. Бездумная штамповка юнитов в надежде на быстрый и победоносный штурм приведет к элементарному истощению продовольственных запасов. Куда важнее выстроить отряды надлежащим образом, поставить защитные сооружения и под прикрытием пушек набираться опыта.
Экономическая модель на этом фоне выглядит куда скромнее — все ограничивается лишь своевременным захватом нейтральных поселений, оперативным снабжением артиллеристов и контролем дорог, по которым идут поставки ресурсов врагу. Функция автоматического поиска работы для простаивающих без дела крестьян, огромное количество ресурсов на старте и чрезмерная доступность новых технологий только упрощают экономику. По сравнению с оригиналом в "Битвах" лишь немного доработали инструментарий для совершения диверсионных операций да добавили на карту Европы дюжину новых секторов.
Найди 10 отличий
Совершенствованию боевой части авторы уделили чуть больше внимания, сосредоточив основные усилия на доработке AI, который принял на себя львиную долю критических стрел после выхода вторых "Казаков". Особенно это чувствуется в пылу жаркой сечи, где неадекватная или заторможенная реакция подчиненных теперь куда реже становится причиной трагических для игрока последствий, хотя здоровой инициативы им по-прежнему не хватает. Неприятель, в свою очередь, не дает спуска ни на секунду, постоянно прессуя наши поселения и не делая скидку на безынициативность армии противника.
Особое значение в такой ситуации приобретает удобство интерфейса, а с этим как раз все слишком неоднозначно. С одной стороны, дизайнеры предлагают несколько удобных функций, экономящих огромное количество нервных клеток. С другой — здесь напрочь отсутствует автоматическое ведение огня отрядами, кроме артиллерийских батарей, а некоторые элементы слишком переусложнены. В итоге обещанные в дополнении изменения к лучшему приходится искать под лупой, прощая мелкие недочеты за грамотно реализованный познавательный элемент. Но, в конце концов, ученье — свет, как говорят люди с опытом. Иногда их стоит послушать.